7 шагов к развитию музыкальных способностей ребенка

Музыкальные способностиМузыкальные способности начинают развиваться тогда, когда мозг получает сигналы – ритмичные звуки, мелодию. Мозг ребенка начинает реагировать на звуки еще в утробе матери, слушая стук её сердца. Чтобы развить музыкальные способности ребенка, нужно с самого рождения предоставить ему возможность слышать разнообразную музыку.

Постепенно малыш начинает распознавать, а позже и воспроизводить ритмичный и тоновый рисунок мелодии.

Музыкальное мышление развиваются тогда, когда ребенок любит слушать музыку, делится своими мыслями по поводу услышанных музыкальных произведений с окружающими.

Взрослея, ребенок начнет понимать, что с помощью музыки можно выражать свои чувства, передавать настроение и мысли, а также влиять на настроение и чувства других людей.

Возможно, ребенок и сам начнет придумывать различные мелодии. А изучив нотную грамоту, он сможет стать исполнителем или композитором.

Что можно сделать, чтобы развить музыкальные способности ребенка?

1. Приучайте малыша с младенчества прислушиваться к окружающим звукам.

Музыка начинается с умения вслушиваться в звуки, окружающие нас. Возможно, что эти звуки совсем не кажутся вам музыкальными, но они дают ребенку представление о силе, высоте звука, о ритме и тональности.

Умение слушать развивает способность различать похожие звуки, что очень важно для правильного произношения, для обучения чтению и письму.

Попробуйте предложить ребенку услышать самый тихий звук в комнате, на улице. Умение слышать и различать звуки развивается постепенно, и его надо постоянно упражнять. Ведь так легко слушать, не слыша.

2. Слушайте музыкальные произведения различного типа.

Лучше всего, чтобы ребенок слышал музыку каждый день, с самого раннего возраста, чтобы привыкать к ней и полюбить ее.

Включайте с первых дней жизни малыша негромкую, спокойную музыку. Ребенок начнет узнавать мелодию, прослушивая её снова и снова.

С самого рождения знакомьте ребенка с разнообразными типами музыкальных произведений: классическая музыка, вальс, танго, музыка для балета, джаз и т. д.

Детей постарше полезно спросить, какие мысли вызывает та или иная мелодия, о чем она ему напоминает.

Посещайте с ребенком концерты и слушайте настоящую, живую музыку. Малышу понравится своими глазами увидеть музыкантов и их инструменты. Ребенок поймет, что музыку создают обычные люди, такие же, как он сам. Возможно, он заинтересуется каким-нибудь музыкальным инструментом и захочет научиться на нем играть.

3. Поощряйте желание малыша танцевать и двигаться под музыку.

Научите малыша двигаться под музыку, так он лучше прочувствует её ритм. Ведь танец – самый естественный способ реакции на музыку. Собственное тело – как бы первый музыкальный инструмент вашего ребенка.

Когда малыш еще очень мал, вы сами можете отстукивать на его ладошке ритм. Позже научите его размахивать под музыку ручками, топать ножками, приседать и делать наклоны.

Всем детям обычно очень нравится двигаться под музыку, и это хорошо у них получается. Танец и музыка развивались вместе, с помощью мелодии и танца люди с давних времен выражали свои чувства и мысли.

Стимулируйте стремление малыша подвигаться: “Как ты думаешь, под эту музыку можно потанцевать?”. С готовностью начинайте танцевать сами под любимые мелодии.

4. Научите его петь, пойте вместе с ним.

Даже если вы сами не обладаете музыкальным слухом, вы все равно сможете научить ребенка петь. Начинайте с простых колыбельных песенок, затем переходите к детским, народным, праздничным (например, “С днём рождения, тебя!”). Подпевайте певцам с экрана телевизора, слушая радио.

Встретив в книге стихотворение, предложите ребенку спеть его под придуманную мелодию. Некоторым детям легче выучить таблицу умножения, проговаривая её нараспев.

Некоторые бытовые, привычные фразы можно попробовать спеть, подражая оперным певцам. Например: “Быстрее одевайся, пора нам выходить!” Попросите ребенка пропеть вам ответ. Это очень весело, и поможет подпитать заинтересованность в музыке.

5. Познакомьте ребенка с нотной грамотой – покажите, как читают и записывают музыку.

Параллельно с интересом к буквам можно развить интерес малыша и к записи звуков нотами. Любому ребенку понравится, когда кто-то сможет записать его сочиненную мелодию в нотную тетрадь, и потом воспроизвести перед родственниками или гостями.

Обучать вашего ребенка нотам сможет и профессиональный преподаватель, и вы сами, дома, используя, например, различные компьютерные игры. Можно установить музыкальную программу, которая поможет ему экспериментировать со звуками, писать и воспроизводить мелодии.

По наблюдениям школьных учителей дети, которые с ранних лет знакомы с нотной грамотой, лучше учатся, делают мало ошибок при письме и чтении. Замечено так же, что дети, занимающиеся в музыкальной школе, обгоняют своих сверстников в математике, так как хорошо умеют работать с закономерностями.

6. Предложите выбрать музыкальный инструмент и научите на нем играть.

Если вам удалось приобщить малыша к сочинительству музыки, это может быть первым шагом к обучению игре на каком-нибудь музыкальном инструменте.

Какой музыкальный инструмент выбрать для ребенка?

Главное, не пытайтесь заставить ребенка научиться играть на том или ином музыкальном инструменте прежде, чем он сам этого захочет. Пусть он выберет сам. Хорошо, если у него будет возможность посмотреть в живую, как играют музыканты, знакомые или друзья. Полезно будет подержать в руках музыкальный инструмент, попробовать поиграть самому.

Самый распространенный инструмент – фортепиано. Игра одновременно двумя руками способствует развитию межполушарных связей, что самым лучшим образом отражается на учебе.

Обучать игре на музыкальных инструментах начинают обычно в диапазоне от 5 до 12 лет. Главное, найти хорошего учителя музыки, который бы нравился ребенку и вам. Но на этом ваше участие в развитии музыкальных способностей ребенка не заканчивается. Вам нужно постоянно поддерживать интерес малыша к занятиям музыкой.

7. Обсуждайте услышанную музыку.

Чтобы побудить ребенка говорить о музыке, задавайте вопросы типа:

– Что ты чувствуешь, когда ты слышишь эту мелодию?

– Что тебе понравилось или не понравилось в услышанном?

– Какая основная тема этого произведения?

– На какие мысли и ассоциации наводит эта мелодия?

– Какая картинка подходит к этой музыке и почему? (предложите выбрать из нескольких, заранее подготовленных)

– Как ты думаешь, какая музыка подойдет, чтобы делать уроки? А для мамы, чтобы готовить ужин?

– Про что можно сказать “музыкальный”?

Пожалуй, каждый ребенок рождается с зачатками музыкального таланта. Развитие музыкальных способностей ребенка зависит, прежде всего, от родителей. Постарайтесь приучить ребенка получать удовольствие от музыки. Помните, что не обязательно понимать музыку, главное, уметь её чувствовать и наслаждаться ею.

Источник: detskiy-psyholog.ru

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.