Категории педагогов-психологов

Аттестация педагога-психолога: Как получить категорию психологу. Аттестация психологов.

Категории педагогов-психологов

Категории педагогов-психологов

Требования к квалификации по разрядам оплаты труда

(приведены в соответствии с Приказом Минобразования РФ и Госкомитета РФ по высшему образованию № 622/1646 от 14.12.95 об изменении и дополнении к Приказу Минобразования РФ и Госкомитета РФ по высшему образованию № 463/1268 от 31.08 95):

7 разряд – среднее психологическое или среднее педагогическое образование с дополнительной специальностью “Психология” без предъявления требований к стажу работы;

8 разряд – высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью “Психология” без предъявления требований к стажу работы или среднее психологическое или среднее педагогическое образование с дополнительной специальностью “Психология’ и стаж педагогической работы (работы по специальности) от 2 до 4 лет;

9 разряд – высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью “Психология” и стаж педагогической работы (работы по специальности) от 2 до 4 лет или среднее психологическое, либо среднее педагогическое образование с дополнительной специальностью “Психология” и стаж педагогической работы (работы по специальности) от 2 до 6 лет;

10 разряд – высшее психологическое или высшее педагогическое образования с дополнительной специальностью “Психология” и стаж педагогической работы (работы по специальности) от 2 до 6 лет или среднее психологическое, либо среднее педагогическое образование с дополнительной специальностью “Психология” и стаж педагогической работы (работы по специальности) свыше 6 лет;

11 разряд

  • высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью “Психология” и стаж педагогической работы (работы по специальности) от 6 до 10 лет;

12 разряд (II квалификационная категория)

  • высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью “Психология” и стаж педагогической работы (работы по специальности) свыше 10 лет;
  • должен отвечать общим требованиям, предъявляемым к педагогу-психологу;
  • владеть современными психологическими методиками и иметь сертификаты на право их использования;
  • уметь выделять приоритеты в конкретной психологической работе с детьми и подростками на уровне данного образовательного учреждения;
  • самостоятельно разрабатывать или участвовать в разработке новых технологий психолого-педагогической работы с детьми и подростками;
  • руководить или участвовать в работе методического семинара по освоению передового психолого-педагогического опыта в образовательном учреждении;
  • а также иметь высшее психологическое образование или высшее профессиональное образование с дополнительным образованием, полученным на специальном факультете по специальности “Практическая психология”, и стаж работы в должности педагога-психолога не менее 2 лет;

13 разряд (педагог-психолог 1 категории):

должен отвечать требованиям, предъявляемым к педагогу-психологу II квалификационной категории:

  • выполнять различные виды психологической работы с различными группами детей и подростков;
  • постоянно обогащать свой методический арсенал с получением соответствующих сертификатов на право использования новых методик;
  • руководить работой научно-практических семинаров по освоению передового психолого-педагогического опыта в районе, городе, области, крае, республике;
  • самостоятельно разрабатывать или участвовать в разработке новых психолого-педагогических программ по работе с детьми и подростками;
  • а также иметь высшее психологическое образование или высшее профессиональное образование с дополнительным образованием, полученным на специальном факультете по специальности “Практическая психология” и стаж работы в должности педагога-психолога не менее 3 лет;

14 разряд (педагог-психолог высшей категории):

должен отвечать требованиям, предъявляемым к педагогу-психологу 1 квалификационной категории:

  • владеть методами научно-исследовательской, экспериментальной работы и применять их в практической деятельности;
  • разрабатывать оригинальные методы и программы психолого-педагогической работы с детьми и подростками;
  • выполнять сложные и особо ответственные виды психолого-педагогических услуг работникам образовательного учреждения, детям и подросткам, их родителям или лицам, их заменяющим;
  • иметь публикации по проблемам психологии детей и подростков;
  • а также иметь высшее психологическое образование или высшее профессиональное образование с дополнительным образованием, полученным на специальном факультете по специальности “Практическая психология”,
  • стаж работы в должности педагога-психолога не менее 5 лет;
  • ученую степень кандидата или доктора психологических наук и стаж работы в должности педагога-психолога не менее 3 лет.

Источник: Вестник образования. 1995г. № 11

Определение разряда оплаты труда педагога-психолога образовательного учреждения

С 1 декабря 1992 г. оплата труда работников образовательных учреждений осуществляется на основе Единой тарифной сетки, введенной постановлением Правительства РФ от 14 октября 1992г. № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки».

Критерием при установлении разрядов оплаты труда педагогов-психологов образовательных учреждений является их квалификация.

Критерием для определения уровня квалификации является образование и стаж педагогической работы или наличие квалификационной категории, присваиваемой по результатам аттестации.

В требованиях к квалификации педагогических работников при установлении им отдельных разрядов оплаты труда непосредственно предусмотрены требования к уровню образования, в частности к педагогам – психологам предъявляются требования о наличии среднего или высшего психологического образования или педагогического с дополнительной специальностью «Психология».

Квалификация «бакалавр» при поступлении на работу дает специалисту право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование.

Стаж по специальности отличается от общего трудового стажа.

Общий трудовой стаж – это время любой работы в любой должности.

Психологический стаж или педагогический стаж – это специальный стаж, определяемый для установления разрядов оплаты труда педагогов-психологов.

В связи с тем, что специалист работает на должности педагог-психолог, ему может зачитываться педагогический стаж (например, работа по специальности воспитатель или учитель, или педагог дополнительного образования) независимо от того, когда он приступил к выполнению должностных обязанностей психолога. В стаж педагогической работы включается также время работы в качестве учителей-дефектологов, логопедов, воспитателей в учреждениях здравоохранения и социального обеспечения для взрослых.

За время своей трудовой деятельности специалист может выполнять разную работу, например, быть служащим в различных организациях, которая ему может учитываться в общий трудовой стаж, но при определении разряда оплаты труда по ЕТС учитываться не будет.

Основным документом для определения стажа работы является трудовая книжка.

Стаж работы по специальности, не подтвержденный записями в трудовой книжке, не подтвержденный записями в трудовой книжке, может быть установлен на основании надлежаще оформленных справок за подписью руководителей соответствующих учреждений. Справки должны содержать данные о том, с какого и по какое время, в каком учреждении и на каких должностях работал специалист, указана дата выдачи.

Определение размера оплаты труда может также зависеть от квалификационной категории, присвоенной педагогу-психологу по результатам прохождения аттестации.

Квалификационные категории могут быть трех видов:

  1. вторая квалификационная категория соответствует 12 разряду оплаты труда в соответствии с ЕТС. Присваивается аттестационной комиссией образовательного учреждения по итогам аттестационной процедуры. На данную категорию педагог-психолог может аттестоваться только через год работы в образовательном учреждении;
  2. первая квалификационная категория соответствует 13 разряду оплаты труда в соответствии с ЕТС. Присваивается аттестационной комиссией учебного округа, на территории которого находится образовательное учреждение;
  3. высшая квалификационная категория соответствует 14 разряду оплаты труда в соответствии с ЕТС. Присваивается аттестационной комиссией городской службы лицензирования, аттестации образовательных учреждений, педагогических кадров.
    (адрес городской службы: г. Москва, ул. Б. Декабрьская, д.9)

После присвоение педагогу-психологу той или иной квалификационной категории необходимо, чтобы руководитель образовательного учреждения сделал соответствующую запись в трудовой книжке: «Присвоена первая квалификационная категория по должности «Педагог-психолог»» с указанием приказа, его даты и номера. Это очень важная запись, так как где бы потом не работал педагог-психолог квалификационная категория будет действительна в любом образовательном учреждении России. Срок действия квалификационной категории 5 лет, после чего необходимо подтверждение данной категории.

Однако, действие категории в необходимых случаях может быть продлено по следующим основаниям в индивидуальном порядке на один год после выхода на работу по окончании:

  • отпуска по уходу за ребенком до исполнения им 3 лет;
  • длительной нетрудоспособности;
  • длительной командировки для работы по специальности в образовательных учреждениях за рубежом;
  • отпуска до одного года в соответствии с п.5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании»;
  • периода, связанного с увольнением по ликвидации образовательного учреждения или уходом на пенсию.

По истечению сроков по всем перечисленным для сохранения квалификационной категории основаниям педагогическим работникам, не пожелавшим пройти аттестацию на присвоение квалификационной категории, устанавливаются разряды оплаты труда, соответствующие их образованию и стажу педагогической работы.

Новая система аттестации учителей в 2021 году

Принципы системы развития педагогических работников отражены в распоряжении Правительства №3273-р от 31.12.2019 г.. Новая модель аттестационной процедуры проходила апробацию в школах 19 регионов России. По последним данным модель планируют запустить с 1 сентября 2021 года.

Аттестация учителей в 2021 — как проходит оценка педагогов по последним данным?

Теперь педагогических работников будут оценивать по ЕФОМ — единым федеральным оценочным материалам, включающим в себя 4 вида компетенций:

1. предметные;

2. методические;

3. коммуникативные;

4. психолого-педагогические.

Педагоги будут проходить 3 типа оценки знаний:

1) Первичную,
2) На соответствие занимаемой должности
3) И в целях получения категории.

1) Первичная оценка знаний

Входной экзамен сдают специалисты, которые только устраиваются на рабочее место в образовательную организацию. Педагога проверяют по 4 компетенциям, указанным выше. Такой экзамен позволяет определить «пробелы» в знаниях и навыках для дальнейшего развития.

Процедуру проводят также для специалистов, которые:

  • 5 лет не работали по профессии;
  • не имеют опыта работы учителем;
  • выпустились из колледжа или вуза.

2) Аттестация учителей в 2021 году на “соответствие занимаемой должности”

Такую проверку знаний раз в 5 лет проходят практически все педагогические работники — по статье 49 ФЗ №273.

Оценка включает профессиональный экзамен по ЕФОМ. Также оцениваются мотивированное представление работодателя, которое включает:

  • деловые качества педагога;
  • результаты профессиональной деятельности.

Итак, как пройти аттестацию учителю в 2021 году, чтобы подтвердить соответствие занимаемой должности?

Порядок таков:

В образовательной организации собирают комиссию из преподавателей, руководства, членов профсоюза — на усмотрение учреждения.

Аттестуемый сотрудник готовит документы. В перечень входят: заявление, копии документов об образовании, подтверждение категории (при наличии), характеристику и сопроводительное письмо с работы.

В течение 30 дней рассматриваются документы педагога и назначается дата проведения процедуры.

На экзамене учителю могут задать не только вопросы о продаваемом предмете, но и на знание психологии, методик обучения, законов и так далее. Комиссия выставляет баллы по аттестационным процедурам. Если педагог набирает нужное количество баллов, ему выдают сертификат сроком на 5 лет. Учителя, не прошедшие проверку, получают свидетельство.

3) Изменения в аттестации педагогов в 2021 году с целью получения категории

Учитель добровольно решает пройти аттестационную проверку, чтобы подтвердить квалификацию и получить первую или высшую категорию.

Процедура проводится по старым правилам — в каждом регионе процесс различается. Для этого необходимо подавать соответствующее заявление и документы (можно в электронном виде). В зависимости от места нахождения учебной организации процедуру проводят Минпросвещения или департамент образования.

Аттестационная комиссия рассматривает портфолио педагога, куда входят благодарности и награды. Также нужно предоставить характеристику с работы. Присвоенная категория действует 5 лет, потом ее потребуется снова подтвердить.

Новые категории:

  • Новая аттестация учителей в 2021 (с сентября) предполагает появление возможности получить еще 2 категории — «учитель-наставник» и «учитель-методист».

Теперь помимо первой и высшей педагог сможет получить следующие квалификационные категории:

Старший учитель (методист) — занимается внедрением инновационных образовательных технологий, проводит экспертизу конкурсных работ мастерства, курирует проекты, устраивает семинары. Чтобы получить категорию, необходимо 5 лет проработать в учреждении.

Ведущий учитель (наставник) — выстраивает план карьерного роста педагогов, помогает коллегам в вопросам профессионального мастерства. Для такой квалификационной категории нужно 10 лет проработать в образовательном учреждении.

При получении сразу 2 квалификационных категорий надбавка к зарплате будет идти сразу за обе.

Информация Google

3 комментариев к статье “Категории педагогов-психологов”

  1. Татьяна

    Сколько необходимо отработать молодому специалисту после магистратуры, чтобы получить вторую квалификационную категорию?

    Ответить
  2. Olga

    Татьяна, сейчас (после “модернизации образования” у педагогов-психологов только следующие аттестационные категории:

    – “На соответствие занимаемой должности”,
    – “Первая аттестационная категория”,
    – “Высшая аттестационная категория”.

    Ответить
    • Татьяна

      От названия категории суть вопроса не меняется:) Сколько времени после магистратуры нужно работать молодому специалисту педагогу-психологу, чтобы иметь возможность получить категорию “На соответствие занимаемой должности”?

      Ответить

Оставить комментарий

*

.