Методика исследования мотивации учения – исследование уровня мотивации у старших дошкольников.
Методика исследования мотивации учения
Авторская модификация методики М.Р. Гинзбург, И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой.
Цель: исследование уровня мотивации у старших дошкольников.
Форма проведения: индивидуальная, групповая.
Оборудование: стимульный материал к методике, листы бумаги с изображением трех квадратиков, наборы карандашей (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, коричневый) по числу детей.
Примечание. При проведении диагностики с группой необходимо посадить детей по одному за стол.
Инструкция педагога-психолога:
Сейчас я прочитаю вам (тебе) рассказ. В одном городе жили-были мальчики и девочки, такие же, как вы (ты). Им, как и вам (тебе), было 6–7 лет.
И они, как и вы (ты), собирались идти в школу. Сейчас я вас (тебя) с ними познакомлю. Вот они.
Первый мальчик сказал: «Я пойду в школу, потому что меня мама заставляет. Если бы не мама, я не пошел бы в школу».
(На стол перед ребенком или на магнитную доску педагог-психолог выкладывает карточку с изображением женщины с указующим жестом и ребенка с портфелем в руках перед ней [внешний мотив], с красным квадратиком в углу.)
Первая девочка сказала: «Я хожу в школу, потому что мне нравится делать уроки. Если бы школы не было, я все равно училась бы».
(Педагог-психолог выкладывает карточку с изображением ребенка, сидящего за партой [учебный мотив], с синим квадратиком в углу.)
Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть».
(Педагог-психолог выкладывает карточку с изображением двух детей, играющих в мяч [игровой мотив], с желтым квадратиком в углу.)
Третий мальчик сказал: «Я пойду в школу, потому что хочу быть большим. В школе я буду взрослым, а сейчас я маленький».
(Педагог-психолог выкладывает карточку с изображением двух человек, стоящих спиной друг к другу: у того, который повыше, в руках портфель, у того, который пониже, — игрушечный автомобиль [позиционный мотив], с зеленым квадратиком в углу.)
Вторая девочка сказала: «Я пойду в школу, потому что учиться нужно. Без учения никакого дела не сделаешь, а когда выучишься, можешь стать кем захочешь».
(Педагог-психолог выкладывает карточку с изображением человека с портфелем в руках, направляющегося к зданию [социальный мотив], с коричневым квадратиком в углу.)
Четвертый мальчик сказал: «Я пойду в школу, чтобы получать пятерки».
(Педагог-психолог выкладывает карточку с изображением ребенка, который держит в руках раскрытую тетрадь [отметка], с оранжевым квадратиком в углу.)
Посмотрите, ребята, у каждого мальчика и у каждой девочки свой цвет.
А теперь я вам раздам листочки. На них нарисованы три пустых окошка. Я буду задавать вам вопросы, а вы — отвечайте и закрашивайте окошко тем цветом, которым считаете нужным.
Как вы думаете, кто из ребят прав? Выберите и закрасьте первое окошко тем цветом, которым считаете нужным. (Пауза.)
С кем из них вы хотели бы вместе играть? Выберите и закрасьте второе окошко тем цветом, которым считаете нужным. (Пауза.)
С кем из них вы хотели бы вместе учиться? Выберите и закрасьте третье окошко тем цветом, которым считаете нужным. (Пауза.)
Дети последовательно осуществляют выбор.
Если в ответе ребенка недостаточно прослеживается содержание, нужно задать контрольный вопрос: «А что этот мальчик (эта девочка) сказал (сказала)?” Это нужно для того, чтобы быть уверенным в том, что ребенок осуществил свой выбор исходя из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.
Обработка результатов
Доминирующая мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов.
Вместе с тем ребенок может руководствоваться и другими мотивами.
О несформированности мотивации на обучение свидетельствует отсутствие предпочтений (различные подходы во всех ситуациях).