Методика «Сказка» – определение доминирования познавательного или игрового мотивов в мотивационной сфере ребенка.
Методика «Сказка»
Автор методики Н.И. Гуткина.
Цель: определение доминирования познавательного или игрового мотивов в мотивационной сфере ребенка.
Форма проведения: индивидуальная.
Описание методики
Ребенка приглашают в комнату, где на столике выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки (предметы кукольной мебели, посуды, какая-нибудь мягкая игрушка, один кубик, простая машинка и т. п.).
В предлагаемый набор нельзя включать любимые игрушки испытуемого.
Инструкция педагога-психолога:
У меня есть несколько игрушек. Рассмотри их внимательно и постарайся запомнить. (Небольшая пауза.) А теперь я предлагаю тебе послушать сказку…
Ребенку читают незнакомую ему сказку.
На самом интересном месте чтение прерывают и экспериментатор спрашивает испытуемого о том, чего ему в данный момент больше хочется: поиграть с выставленными на столике игрушками или дослушать до конца сказку?
Сказка «Почему зайцы носят зимой белые шубки»
Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц. Мороз расхвастался:
— Я самый сильный в лесу! Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу.
— Не хвастай, Мороз Иванович, не одолеешь, — говорит заяц.
— Нет, одолею!
— Нет, не одолеешь! — стоит на своем заяц.
Спорили они, спорили, и надумал Мороз заморозить зайца. Говорит ему:
— Давай, заяц, поспорим, что я тебя одолею!
— Давай! (Здесь чтение прерывается.)
Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу-холод напустил, ледяным ветром закружил. А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бегу-то не холодно. Кувыркается он по снегу да поет:
Князю тепло,
Князю жарко!
Греет, горит —
Солнышко ярко!Стал Мороз уставать, думает с досадой: «До чего ж крепкий заяц!» А сам еще сильнее лютует, такого холода напустил, что кора на деревьях лопается, пни трещат. Но зайцу все нипочем: то на гору бегом, то с горы кувырком, то чертогоном по лугу носится.
Совсем Мороз из сил выбился, а заяц и не думает замерзать. Отступился Мороз от него:
— Разве тебя, косой, заморозишь — ловок да прыток ты больно!
Подарил Мороз зайцу белую шубку. С той поры все зайцы зимой в белых шубках щеголяют.
Интерпретация результатов
Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают услышать продолжение сказки, дети со слабой познавательной потребностью — поиграть с игрушками, но их игра, как правило, носит манипулятивный характер.
Если ребенок выбирает игрушки, а потом, немного поиграв, просит дочитать сказку, экспериментатор отказывает ему, сославшись на то, что выбор уже сделан.
Если ребенок, выбрав игрушки, не начинает играть с ними, а берет одну из них и возвращается с просьбой дочитать сказку, экспериментатор предлагает ему положить игрушку на место и дослушать сказку.
В случае отказа ребенка расстаться с игрушкой взрослый не дочитывает ему сказку, объясняя, что выбрать нужно что-то одно: либо сказку, либо игрушку.
Желание и поиграть, и дослушать сказку рассматривается с точки зрения первого выбора, т. е. как доминирование игровой мотивации, которая не обусловливает игровую деятельность из-за скудного и неинтересного набора игрушек.