Методика «Сказка»

СказкаМетодика «Сказка» – определение доминирования познавательного или игрового мотивов в мотивационной сфере ребенка.

Методика «Сказка»

Автор методики Н.И. Гуткина.

Цель: определение доминирования познавательного или игрового мотивов в мотивационной сфере ребенка.

Форма проведения: индивидуальная.

Описание методики

Ребенка приглашают в комнату, где на столике выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки (предметы кукольной мебели, посуды, какая-нибудь мягкая игрушка, один кубик, простая машинка и т. п.).

В предлагаемый набор нельзя включать любимые игрушки испытуемого.

Инструкция педагога-психолога:

У меня есть несколько игрушек. Рассмотри их внимательно и постарайся запомнить. (Небольшая пауза.) А теперь я предлагаю тебе послушать сказку…

Ребенку читают незнакомую ему сказку.

На самом интересном месте чтение прерывают и экспериментатор спрашивает испытуемого о том, чего ему в данный момент больше хочется: поиграть с выставленными на столике игрушками или дослушать до конца сказку?

Сказка «Почему зайцы носят зимой белые шубки»

Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц. Мороз расхвастался:

— Я самый сильный в лесу! Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу.

— Не хвастай, Мороз Иванович, не одолеешь, — говорит заяц.

— Нет, одолею!

— Нет, не одолеешь! — стоит на своем заяц.

Спорили они, спорили, и надумал Мороз заморозить зайца. Говорит ему:

— Давай, заяц, поспорим, что я тебя одолею!

— Давай! (Здесь чтение прерывается.)

Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу-холод напустил, ледяным ветром закружил. А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бегу-то не холодно. Кувыркается он по снегу да поет:

Князю тепло,
Князю жарко!
Греет, горит —
Солнышко ярко!

Стал Мороз уставать, думает с досадой: «До чего ж крепкий заяц!» А сам еще сильнее лютует, такого холода напустил, что кора на деревьях лопается, пни трещат. Но зайцу все нипочем: то на гору бегом, то с горы кувырком, то чертогоном по лугу носится.

Совсем Мороз из сил выбился, а заяц и не думает замерзать. Отступился Мороз от него:

— Разве тебя, косой, заморозишь — ловок да прыток ты больно!

Подарил Мороз зайцу белую шубку. С той поры все зайцы зимой в белых шубках щеголяют.

Интерпретация результатов

Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают услышать продолжение сказки, дети со слабой познавательной потребностью — поиграть с игрушками, но их игра, как правило, носит манипулятивный характер.

Если ребенок выбирает игрушки, а потом, немного поиграв, просит дочитать сказку, экспериментатор отказывает ему, сославшись на то, что выбор уже сделан.

Если ребенок, выбрав игрушки, не начинает играть с ними, а берет одну из них и возвращается с просьбой дочитать сказку, экспериментатор предлагает ему положить игрушку на место и дослушать сказку.

В случае отказа ребенка расстаться с игрушкой взрослый не дочитывает ему сказку, объясняя, что выбрать нужно что-то одно: либо сказку, либо игрушку.

Желание и поиграть, и дослушать сказку рассматривается с точки зрения первого выбора, т. е. как доминирование игровой мотивации, которая не обусловливает игровую деятельность из-за скудного и неинтересного набора игрушек.

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.