Формирование эмоционального интеллекта как необходимое условие развития детей дошкольного возраста

Аннотация: В статье рассматривается необходимость формирования эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста, как условие, которое дает возможность удовлетворить потребности в значимой деятельности, потребность в сохранении и повышении самооценки, возможность в удовлетворении познавательной потребности. А также рассматриваются методы развития эмоционального интеллекта и сложности его формирования.

Развитие эмоционального интеллекта как необходимое условие развития детей дошкольного возраста

детиВ современном мире цифрового века, время которого бежит так же быстро, как и развитие человека, актуальное значение имеет понятие эмоциональный интеллект. Охрана и укрепление психического здоровья детей является одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования и рассматривается как условие реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования одним из приоритетных направлений образовательной области социально-коммуникативное развитие является развитие эмоционального интеллекта [12].

Впервые об эмоциональном интеллекте заговорили в 1990 году. Исследователи из Йельского университета П. Саловей и Д. Майер в своей статье впервые использовали термин «Эмоциональный интеллект». Данная статья имела высокую ценность в определении данного понятия в современном мире, т.е. эмоциональный интеллект рассматривался как точное распознавание своих и чужих эмоций, управление своими и чужими эмоциями, а также использование эмоций для мотивации, планирования и достижения целей. После выхода в свет этой статьи эмоциональный интеллект стал вишенкой на торте для многих ученых. И уже в 1995 году вышла книга Д. Гоулмана «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» [5]. Это был хит дискуссий на тему, как эмоциональный интеллект можно использовать в бизнесе и в армии США. Затем долгое время данный термин не употреблялся.

И только спустя несколько лет о нем заговорили. Встал вопрос о том, от чего же зависит развитие человека успешного и самореализованного?

Успех человека в жизни зависит не только от его ума, но и других качеств: целеустремлённости, умения налаживать отношения с другими людьми, позитивно справляться с трудностями в жизни. Только тот, кто умеет воспринимать свои чувства (гнев, печаль, страх, радость и т. д.), идентифицировать их (знать, что чувствовал или чувствует), контролировать, является человеком с развитым эмоциональным интеллектом, а значит с высоким самосознанием, способностью управлять собой, понимать других людей, идти на компромисс. Именно поэтому многие психологи (Л. И. Божович, В. К. Вюлюнас, Д. Гольман, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, К. Э. Изард, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Мещеряков, Н. Я. Семаго, Е. П. Ильин и др.) утверждают, что формирование эмоций человека является важнейшим условием развития его как личности.

Под эмоциональным интеллектом принято понимать – сумму навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач [1].

Чем же так важен данный феномен в современном мире?

Во-первых, каждый человек, всегда испытывает какие либо эмоции сам. Во-вторых, взаимодействуя с другим человеком, передает эмоции другому человеку. Тем самым эмоциональный интеллект в общении играет важную роль, для правильной передачи информации друг другу. Человек как социальных объект, должен развивать в себе умение распознавать и правильно реагировать на эмоции как положительные, так и негативные, как на свои так и на чужие.

Но стоит вопрос, как этому научиться? И самое главное, когда начать развивать данный компонент?

Первые проявления эмоций происходят в утробе матери. Плод способен чувствовать и строить гримасы. А основу эмоционального интеллекта стоит закладывать в дошкольном детстве. Так как уже с раннего возраста ребенок испытывает разные чувства и эмоции, а если быть точным, то ребенок есть чистый лист, на котором проявляется вся палитра эмоций. И заложив основу именно в раннем возрасте, с первых лет жизни в развитии эмоционального интеллекта, она будет способствовать наиболее лучшему пониманию себя и других, дав возможность раскрыть более глубоко свой потенциал.

Как же нам, взрослым, развивать эмоциональный интеллект у ребенка?

Во-первых, реагировать на чувства ребенка и обозначать их словами.

Во – вторых, познакомить ребенка с понятиями «эмоции и чувства», объяснять, что окружающие люди испытывают свои эмоции, формировать умение распознавать эмоции по внешнему виду, мимике, жестам, обучать способам проявления эмоций.

В – третьих, необходимо обучать ребенка пониманию себя и своих переживаний, способам адекватного проявления эмоций как положительных, так и отрицательных, учить находить общий язык с другими людьми.

Однако в процессе воспитания эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста иногда возникают сложности. Они могут быть связаны с низким развитием собственного эмоционального интеллекта. Если родители или воспитатели сами плохо понимают свои эмоции, не могут их распознать, назвать и влиять на внешние проявления, то бессознательно автоматически взрослые передают ребенку свой уровень эмоционального интеллекта и никак не могут воспитать то, чего не умеют сами.

Еще одна сложность в воспитании эмоционального интеллекта состоит в том, что дети дошкольного возраста из-за природных темпов развития смутно осознают свой внутренний мир, они не способны к рефлексии и эмпатии. Поэтому работа по эмоциональному развитию необходимо выстраивать с учетом возрастных ограничений, выбирая правильные подходы.

Так же необходимо помнить, что взрослый для ребенка – важнейшая модель для подражания. Наблюдая за нами, ребенок понимает, как обращаться со своими чувствами и как выражать свои эмоции. Поэтому, кроме создания системы педагогических мероприятий, направленных на развитие эмоционального интеллекта, не менее важна работа родителей и педагогов над повышением собственного EQ.

Работая с детьми по развитию эмоционального интеллекта, можно использовать такие методы как:

  • сюжетно-ролевая игра (ролевые действия помогают ребёнку понять другого, учесть его положение, настроение, пожелания);
  • трудовая деятельность (достижение положительного результата, радость за совершённый с другими детьми труд; общий успех, чувство удовлетворения от совместной работы);
  • сказки (сравнения себя с положительным героем, активное сопереживание ему; отрицательная оценка поведению и поступкам отрицательного героя);
  • творческая деятельность (развитие эстетических чувств, формирование чувства прекрасного; перенос понятия «красота» на поведение детей, людей).

Тем самым формирование эмоционального интеллекта – это действительно необходимое условие развития детей дошкольного возраста, которое дает возможность удовлетворить потребности в значимой деятельности, возможности удовлетворения потребности в сохранении и повышении самооценки, возможности в удовлетворении познавательной потребности.

Развитие эмоционального интеллекта – это мощное средство повышение развития личностного потенциала каждого человека.

Список литературы:

1. Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта. – СПб.: БХВ- Петербург, 2012. 288 с.

2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве. // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2008. №1 С. 12, 20.

3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62 – 68.

4. Гиппенрейтер Ю. Б. Развиваем эмоциональный интеллект. Вместе.

5. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. / Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки; пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 304 с.

6. Краткий психологический словарь. / Ред. А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский; ред.-сост. Л. А. Карпенко. – М.: Политиздат, 1985. – 431 с.

7. Куракина А. О. Модель психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта дошкольников. // Фундаментальные

8. Нгуен М. А. Психологические особенности формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников (на примере российских и вьетнамских детей). // Диссер. на соискание уч. степени кандидата психологических наук. – Воронеж, 2008. 192 с.

9. Нгуен М. А. Психологические предпосылки возникновения эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте. // Культурно-историческая психология. – 2007. – №3. – С 46 50.

10. Прусакова О. А., Сергиенко Е. А. Понимание эмоций детьми дошкольного возраста. // Вопросы психологии. 2006. № 4. С. 24 -35.

11. Симбирцева Н. В. Современные теоретические представления об эмоциональном интеллекте. // Вестник КемГУ. 2008. № 3. С. 54 ? 56.

12. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.

13. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей дет. сада. /А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др. / Под ред. А. Д. Кошелевой. М.: Просвещение, 1985. 176 с.

Торхова Серафима Николаевна,
педагог-психолог

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.