Тренинг для учителей «Психологическое благополучие педагога»

Тренинг, общение, педагогиАннотация: Данный тренинг предназначен для педагогов общеобразовательных учреждений, направлен на профилактику профессионального выгорания. В данном тренинг можно познакомиться с работой метафорических ассоциативных карт, а так же методом рефрейминга.

Тренинг для учителей «Психологическое благополучие педагога»

Цель: профилактика эмоционального выгорания, обучение навыкам саморегуляции и расслабления, формирование положительного эмоционального состояния, профилактика неврозов.

Задачи:

  1. Профилактика эмоционального выгорания, чрез релаксацию и саморегуляцию.
  2. Профилактика неврозов с помощью позитивного положительного опыта общения.
  3. Научение способам рефрейминга.
  4. Знакомство с метафорическими ассоциативными картами.

Ритуал приветствия

Цель: настроить группу на позитивный лад.

На входе в кабинет изображены смайлики. Нужно войти используя одно или несколько приветствий, изображенных с помощью смайликов. Можно придумать свое приветствие.

Актуализация:

– Не так давно мы с Вами проводили семинар по теме «Психологически безопасная образовательная среда». Тогда мы говорили, что огромное значение имеет психологическое благополучие педагогов по работе в данном направлении. Ведь «Каждый, кто вспоминает о своем образовании, вспоминает преподавателей, а не методы или способы их обучения. Учитель является сердцем системы образования» (Сидни Хук).

И сегодня тема нашей встречи – мы сами, наше психологическое благополучие.

Упражнение 1. «Стихии»

Цель: актуализировать свое психоэмоциональное состояние в данный момент. Знакомство с работой метафоры.

Ход упражнения.

Сейчас весна – время перемен, расцвета, пробуждения и трансформации. А для того, чтобы развитие и новые идеи, планы и наши цели дали хорошие ростки важно разобраться с тем, что уже есть, накопилось за зиму, чтобы семена дали хорошие всходы, давайте посмотрим на себя через призму стихий. (Слайд презентации).

Представьте себе, что душа состоит из 5 элементов:Вода, Земля, Воздух, Огонь, Пространство.

Земля- ощущение опоры, стабильности.

Вода – ощущение покоя, безмятежности. Комфорт в том, что вы есть, кем вы являетесь. Легкость. Благосостояние.

Огонь – энтузиазм, энергия, вдохновение, юмор, смех.

Воздух – движение, рост.

Пространство – центральный элемент, чувство связи с собой, со своими ценностями, смыслами.

Попробуйте изобразить себя в виде одной из стихий.

(Рисуют, обсуждаем)

Как только есть ощущение нехватки, нужды, то страдает пространство

Потеря энергии Земли – дает ощущение потери стабильности, опоры, связи с новыми идеями и смыслами.

Потеря энергии Воды – дает чувство потери комфорта. «Что я тут делаю?».

Когда мы чувствуем, что застряли, нет роста, жизнь не движется – это потеря энергии Воздуха.

Потеря радости, вдохновения, энергии, чувство слабости – потеря энергии Огня.

Дорисуйте на своем рисунке, то чего вам не сейчас хватает. Какой энергии?

Теперь встает вопрос: «как наполниться недостающей энергией?».

Над этим мы еще будем сегодня разговаривать.

Упражнение 2. «Зоопарк»

Цель: изучение расстановки приоритетов в профессиональной деятельности.

Предварительная работа: педагогам раздаются бланки с квадратами разных размеров и цветные карандаши.

1 этап. Вводный.

– Представьте себе, что вы работаете смотрителем или директором зоопарка. В зоопарк привезли новых животных:

1 – лев (царь природы, хищник).

2 – пингвины (нужны особые условия, очень пугливы, отлично развито стадное чувство).

3 – обезьяны (очень крикливые, от них много суеты и шума).

4 – панды (красивые, забавные, спокойные, но необходимо специальное питание).

5 – попугаи – (яркие, разноцветные, постоянно хлопают крыльями, любят много разговаривать).

2 этап. Распределение животных.

– Как смотрителю зоопарка вам необходимо расселить по клеткам этих животных согласно условиям их обитания, запросов в еде и популярности среди посетителей.

3 этап. Неизвестное животное.

– Одна закрытая клетка оказалась без названия животного, находящегося в ней. Придумайте сами, что это за животное и поселите его в одну из оставшихся клеток. Ну а теперь, чтобы вашим животным не было скучно,

раскрасьте клетки». Самостоятельную работу по раскрашиванию клеток педагоги выполняют под негромкую, расслабляющую музыку.

4 этап. Анализ упражнения.

– Каждый вид животных ассоциируется у вас с людьми, которыми вам приходится работать. Подумайте, кто из животных, которые вы расселили, больше всего похож в вашей жизни на:

1 – директора,

2 – педагогов,

3 – родителей,

4 – детей,

5 – семью.

В зависимости от размера клетки и животного, находящегося в ней, вы уделяете тем или иным людям большее или меньшее внимание. Данное упражнение показывает расстановку ваших приоритетов в работе и семье.

Неизвестное животное – это вы сами. Если вы «сидите» в клетке к стороне, ваша работа вас угнетает; если же вы в клетке посередине, вы – человек, которые старается контролировать все сферы своей профессиональной деятельности.

Если же ваше животное – хищник, то вы по своей натуре – борец и у вас еще достаточно сил работать и преодолевать все преграды. Если вы травоядное животное – то ваша работа забирает у вас слишком много сил и энергии, поэтому вам необходимо научиться расходовать свои силы».

Также можно интерпретировать цвета клеток как эмоциональное отношение участников к той или иной сфере их профессиональной деятельности.

Упражнение 3. «Объединение в группы»

Цель: знакомство с МАК, активизация работоспособности.

В данном упражнении использовалась колода «Тотемные животные»

– Выберите карту животного, которое ассоциируется с вашим внутренним состоянием в данный момент.

– А теперь объединитесь в группы по 3 человека.

– Объясните, почему вы объединились? Как называется ваша группа?

Обсуждение.

Упражнение 4. «Я – профессионал»

Упражнение модифицировано из практического руководства.

Использованы колоды: «Тотемные животные», «Зонтики», «Проститься, что бы жить».

Цель: анализ своего профессионального пути, осмысление дальнейших перспектив профессионального роста, определение препятствий и ресурсов на собственном пути.

– выберите в «закрытую» 3 карты («Тотемные животные»):

· Я в профессии – в начале пути,

· Я как профессионал сегодня,

· Идеал: каким мне хотелось бы быть в профессии.

Опишите себя на каждом из этапов. (обсуждение)

– выберите в «закрытую» 1 карту («Проститься, что бы жить»):

· Что может препятствовать к достижению моей цели? (обсуждение)

– выберите в «закрытую» 1 карту («Зонтики»):

· Что поможет достичь идеала? (обсуждение)

– Предлагаю вам послушать такую историю:

Приходит как-то Лиса к Зайцу и просит написать характеристику на Осла.

Тот, недолго думая, пишет: «Туп и упрям».

– Но это же характеристика на повышение, – возмущается Лиса.

– А, ну тогда: «Устойчив в своих убеждениях и упорен в достижении целей».

История является примером психологического приема – рефрейминга, который помогает по-новому посмотреть на ситуацию и изменить отношение к ней.

Технология Рефрейминга была разработана Р. Бендлером и Дж. Гриндером в 80-х гг. Сторонники НЛП описывают рефрейминг как принцип, что «в любой ситуации есть позитивный ресурс».

  1. Во-первых, вы всегда можете переоценить собственные поступки.
  2. Во-вторых, вы можете задавать ту оценку событий, которая вам кажется полезной и правильной.

Упражнение 5. «Пары слов»

Цель: освоить на практике метод рефрейминга.

– Ваша задача – придумать как можно больше пар слов или фраз, означающих одно и то же действие или качество, но с разной оценкой.

Например, лень – экономия энергии; жадность – бережливость; занудство – настойчивость; доносчик – социально активный; карьерист – человек, который стремиться достигнуть успеха в жизни; безвкусный – оригинальный.

(обсуждение)

Упражнение 6. «Даем отпор»

Цель: освоить на практике метод рефрейминга.

Рефрейминг помогает преобразовывать не только чужие проблемы, но и отвечать на «наезды» и отрицательные высказывания в ваш адрес. Вот в этом сейчас и потренируетесь.

Игра идет по кругу. Каждый придумывает отрицательные качества человека. А тот, кто стоит в центре круга отвечает фразой, начинающейся с «зато…». И говорит, что полезного это качество ему дает. Каждый участник должен побывать в середине круга. Пример: «Ты болтливая. – Зато со мной не скучно». Ваша задача потренироваться в спонтанном умении переформулировать «наезды», то есть защитить себя.

– Как вы реагировали на отрицательные высказывания?

– Чем полезно для вас это упражнение?

Рефлексия

Упражнение 7. «Перевод недостатков в достоинства»

– Уважаемые участники, в разных ситуациях одно и тоже поведение может оказаться и полезным и вредным. В данном случае, если изменить контекст сообщения, то меняется и подход к содержанию. Я предлагаю попробовать, как работает прием рефрейминг. У вас есть ручка и лист бумаги, напишите свое качество, которое вам не нравится в себе, и вы считаете, что оно мешает вам в жизни.

После того как написали, необходимо передать свой листок по часовой стрелке. Задача того, кто получил листок с качеством, написать, где и когда это качество будет уместным и полезным. В конце работы листок верните хозяину. Таким образом вы получите ресурс от своих коллег.

Какие чувства у вас возникли при выполнении задания?

С какими трудностями вы столкнулись при выполнении заданий?

Что новое и важное вы для себя отметили?

Гебгардт Маргарита Сергеевна,
педагог – психолог

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.