Аннотация: Данный тренинг предназначен для педагогов общеобразовательных учреждений, направлен на профилактику профессионального выгорания. В данном тренинг можно познакомиться с работой метафорических ассоциативных карт, а так же методом рефрейминга.
Тренинг для учителей «Психологическое благополучие педагога»
Цель: профилактика эмоционального выгорания, обучение навыкам саморегуляции и расслабления, формирование положительного эмоционального состояния, профилактика неврозов.
Задачи:
- Профилактика эмоционального выгорания, чрез релаксацию и саморегуляцию.
- Профилактика неврозов с помощью позитивного положительного опыта общения.
- Научение способам рефрейминга.
- Знакомство с метафорическими ассоциативными картами.
Ритуал приветствия
Цель: настроить группу на позитивный лад.
На входе в кабинет изображены смайлики. Нужно войти используя одно или несколько приветствий, изображенных с помощью смайликов. Можно придумать свое приветствие.
Актуализация:
– Не так давно мы с Вами проводили семинар по теме «Психологически безопасная образовательная среда». Тогда мы говорили, что огромное значение имеет психологическое благополучие педагогов по работе в данном направлении. Ведь «Каждый, кто вспоминает о своем образовании, вспоминает преподавателей, а не методы или способы их обучения. Учитель является сердцем системы образования» (Сидни Хук).
И сегодня тема нашей встречи – мы сами, наше психологическое благополучие.
Упражнение 1. «Стихии»
Цель: актуализировать свое психоэмоциональное состояние в данный момент. Знакомство с работой метафоры.
Ход упражнения.
Сейчас весна – время перемен, расцвета, пробуждения и трансформации. А для того, чтобы развитие и новые идеи, планы и наши цели дали хорошие ростки важно разобраться с тем, что уже есть, накопилось за зиму, чтобы семена дали хорошие всходы, давайте посмотрим на себя через призму стихий. (Слайд презентации).
Представьте себе, что душа состоит из 5 элементов:Вода, Земля, Воздух, Огонь, Пространство.
Земля- ощущение опоры, стабильности.
Вода – ощущение покоя, безмятежности. Комфорт в том, что вы есть, кем вы являетесь. Легкость. Благосостояние.
Огонь – энтузиазм, энергия, вдохновение, юмор, смех.
Воздух – движение, рост.
Пространство – центральный элемент, чувство связи с собой, со своими ценностями, смыслами.
Попробуйте изобразить себя в виде одной из стихий.
(Рисуют, обсуждаем)
Как только есть ощущение нехватки, нужды, то страдает пространство
Потеря энергии Земли – дает ощущение потери стабильности, опоры, связи с новыми идеями и смыслами.
Потеря энергии Воды – дает чувство потери комфорта. «Что я тут делаю?».
Когда мы чувствуем, что застряли, нет роста, жизнь не движется – это потеря энергии Воздуха.
Потеря радости, вдохновения, энергии, чувство слабости – потеря энергии Огня.
Дорисуйте на своем рисунке, то чего вам не сейчас хватает. Какой энергии?
Теперь встает вопрос: «как наполниться недостающей энергией?».
Над этим мы еще будем сегодня разговаривать.
Упражнение 2. «Зоопарк»
Цель: изучение расстановки приоритетов в профессиональной деятельности.
Предварительная работа: педагогам раздаются бланки с квадратами разных размеров и цветные карандаши.
1 этап. Вводный.
– Представьте себе, что вы работаете смотрителем или директором зоопарка. В зоопарк привезли новых животных:
1 – лев (царь природы, хищник).
2 – пингвины (нужны особые условия, очень пугливы, отлично развито стадное чувство).
3 – обезьяны (очень крикливые, от них много суеты и шума).
4 – панды (красивые, забавные, спокойные, но необходимо специальное питание).
5 – попугаи – (яркие, разноцветные, постоянно хлопают крыльями, любят много разговаривать).
2 этап. Распределение животных.
– Как смотрителю зоопарка вам необходимо расселить по клеткам этих животных согласно условиям их обитания, запросов в еде и популярности среди посетителей.
3 этап. Неизвестное животное.
– Одна закрытая клетка оказалась без названия животного, находящегося в ней. Придумайте сами, что это за животное и поселите его в одну из оставшихся клеток. Ну а теперь, чтобы вашим животным не было скучно,
раскрасьте клетки». Самостоятельную работу по раскрашиванию клеток педагоги выполняют под негромкую, расслабляющую музыку.
4 этап. Анализ упражнения.
– Каждый вид животных ассоциируется у вас с людьми, которыми вам приходится работать. Подумайте, кто из животных, которые вы расселили, больше всего похож в вашей жизни на:
1 – директора,
2 – педагогов,
3 – родителей,
4 – детей,
5 – семью.
В зависимости от размера клетки и животного, находящегося в ней, вы уделяете тем или иным людям большее или меньшее внимание. Данное упражнение показывает расстановку ваших приоритетов в работе и семье.
Неизвестное животное – это вы сами. Если вы «сидите» в клетке к стороне, ваша работа вас угнетает; если же вы в клетке посередине, вы – человек, которые старается контролировать все сферы своей профессиональной деятельности.
Если же ваше животное – хищник, то вы по своей натуре – борец и у вас еще достаточно сил работать и преодолевать все преграды. Если вы травоядное животное – то ваша работа забирает у вас слишком много сил и энергии, поэтому вам необходимо научиться расходовать свои силы».
Также можно интерпретировать цвета клеток как эмоциональное отношение участников к той или иной сфере их профессиональной деятельности.
Упражнение 3. «Объединение в группы»
Цель: знакомство с МАК, активизация работоспособности.
В данном упражнении использовалась колода «Тотемные животные»
– Выберите карту животного, которое ассоциируется с вашим внутренним состоянием в данный момент.
– А теперь объединитесь в группы по 3 человека.
– Объясните, почему вы объединились? Как называется ваша группа?
Обсуждение.
Упражнение 4. «Я – профессионал»
Упражнение модифицировано из практического руководства.
Использованы колоды: «Тотемные животные», «Зонтики», «Проститься, что бы жить».
Цель: анализ своего профессионального пути, осмысление дальнейших перспектив профессионального роста, определение препятствий и ресурсов на собственном пути.
– выберите в «закрытую» 3 карты («Тотемные животные»):
· Я в профессии – в начале пути,
· Я как профессионал сегодня,
· Идеал: каким мне хотелось бы быть в профессии.
Опишите себя на каждом из этапов. (обсуждение)
– выберите в «закрытую» 1 карту («Проститься, что бы жить»):
· Что может препятствовать к достижению моей цели? (обсуждение)
– выберите в «закрытую» 1 карту («Зонтики»):
· Что поможет достичь идеала? (обсуждение)
– Предлагаю вам послушать такую историю:
Приходит как-то Лиса к Зайцу и просит написать характеристику на Осла.
Тот, недолго думая, пишет: «Туп и упрям».
– Но это же характеристика на повышение, – возмущается Лиса.
– А, ну тогда: «Устойчив в своих убеждениях и упорен в достижении целей».
История является примером психологического приема – рефрейминга, который помогает по-новому посмотреть на ситуацию и изменить отношение к ней.
Технология Рефрейминга была разработана Р. Бендлером и Дж. Гриндером в 80-х гг. Сторонники НЛП описывают рефрейминг как принцип, что «в любой ситуации есть позитивный ресурс».
- Во-первых, вы всегда можете переоценить собственные поступки.
- Во-вторых, вы можете задавать ту оценку событий, которая вам кажется полезной и правильной.
Упражнение 5. «Пары слов»
Цель: освоить на практике метод рефрейминга.
– Ваша задача – придумать как можно больше пар слов или фраз, означающих одно и то же действие или качество, но с разной оценкой.
Например, лень – экономия энергии; жадность – бережливость; занудство – настойчивость; доносчик – социально активный; карьерист – человек, который стремиться достигнуть успеха в жизни; безвкусный – оригинальный.
(обсуждение)
Упражнение 6. «Даем отпор»
Цель: освоить на практике метод рефрейминга.
Рефрейминг помогает преобразовывать не только чужие проблемы, но и отвечать на «наезды» и отрицательные высказывания в ваш адрес. Вот в этом сейчас и потренируетесь.
Игра идет по кругу. Каждый придумывает отрицательные качества человека. А тот, кто стоит в центре круга отвечает фразой, начинающейся с «зато…». И говорит, что полезного это качество ему дает. Каждый участник должен побывать в середине круга. Пример: «Ты болтливая. – Зато со мной не скучно». Ваша задача потренироваться в спонтанном умении переформулировать «наезды», то есть защитить себя.
– Как вы реагировали на отрицательные высказывания?
– Чем полезно для вас это упражнение?
Рефлексия
Упражнение 7. «Перевод недостатков в достоинства»
– Уважаемые участники, в разных ситуациях одно и тоже поведение может оказаться и полезным и вредным. В данном случае, если изменить контекст сообщения, то меняется и подход к содержанию. Я предлагаю попробовать, как работает прием рефрейминг. У вас есть ручка и лист бумаги, напишите свое качество, которое вам не нравится в себе, и вы считаете, что оно мешает вам в жизни.
После того как написали, необходимо передать свой листок по часовой стрелке. Задача того, кто получил листок с качеством, написать, где и когда это качество будет уместным и полезным. В конце работы листок верните хозяину. Таким образом вы получите ресурс от своих коллег.
Какие чувства у вас возникли при выполнении задания?
С какими трудностями вы столкнулись при выполнении заданий?
Что новое и важное вы для себя отметили?
Гебгардт Маргарита Сергеевна,
педагог – психолог