Сенсорная интеграция детей с РАС в образовательном процессе

Аннотация: Опыт работы с детьми с расстройством аутистического спектра.

Сенсорная интеграция детей с расстройством аутистического спектра (РАС) в образовательном процессе – опыт работы

РебенокСенсорная система человека ответственна за восприятие различных сигналов из окружающей среды.

Как правило, выделяют: зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, тактильную, проприоцептивную и вестибулярную сенсорные системы.

Информация каждому человеку одновременно поступает по нескольким чувственным каналам. Объединение этой информации в единое целое называется сенсорной интеграцией.

При условии нормального развития, ребенок способен видеть какой-либо предмет, одновременно с этим ощупывать его, слышать название и понимать, о чем идет речь.

У детей с аутизмом наблюдается дисфункция сенсорной интеграции, которая объясняет их стереотипное поведение. С помощью ритуалов, самостимуляции и аутоагрессии ребенок защищается, старается снизить болезненно-травмирующие ощущения, успокоить себя, почувствовать контроль над ситуацией и обрести безопасность в своем мире.

Конечно же, когда мы сталкиваемся с диагнозом «аутизм» мы пытаемся оценить степень тяжести его проявления. Определить трудности ребенка мне помогает наблюдение за особенностями его поведения. Важно зафиксировать, как и когда случаются сенсорные трудности, чтобы в дельнейшем их по возможности можно было бы избежать. Определить стратегию помощи ребенку также помогает опрос ближайшего окружения – родственников.

Наблюдая за аутичными детьми, у меня всегда возникал вопрос, почему одни дети реагируют нормально на прикосновения и какие-либо взаимодействия с ним, а у других близкие отношения вызывают истерику.

Это можно объяснить тем, что нарушение чувствительности сенсорной системы приводят к повышенной или пониженной реакции на соответствующие стимулы. Поэтому для меня очень важно понять, что преобладает у ребенка с РАС, с которым я работаю – гипочувствительность, или гиперчувствительность.

Попробуем сейчас в этом разобраться.

В зависимости от реактивности ребенок может не получать чувственную информацию (это называется гипочувствительность), или получать ее слишком много (и это называется гиперчувствительность). При снижении чувствительности стимул не воспринимается, и реакция на него может отсутствовать. При повышенной чувствительности нейтральный для других людей раздражитель, ребенком с РАС воспринимается болезненно.

Например, если вы наблюдаете, что аутичный ребенок стремится к жестким прикосновениям, ведет себя как глухой, не реагирует на обращение, то можно предположить, что получаемые сигналы от соответствующих органов чувств недостаточно интенсивны. Это проявление гипочувствительности. Такие дети громко кричат, при этом не слышат собственный голос (собственное имя), пытаются убежать, спрятаться, часто проявляют агрессию. У них зачастую снижена реакция на боль, высокие или низкие температуры.

Как можно помочь аутичному ребенку при гипочувствительности?

Я, например, для снятия психомоторного возбуждения ребенка во время занятия использую одеяло. Чтобы приучить аутичного ребенка сидеть за столом и заниматься, я кладу ему на колени утяжеленный материал, он чуть давит на колени, тем самым заземляя его. Такому ребенку можно одевать пояса, шарфы, наколенники, это обеспечит ему ощущение защищенности и комфорта. Еще я использую резиновые коврики, с помощью которых мягкими движениями провожу массаж и стимуляцию поверхности ладоней ребенка.

Хорошо работают традиционные виды сенсорных игр с разными по фактуре предметами (жесткими, мягкими, гладкими, игольчатыми). Все это стимулирует низкую тактильную чувствительность аутичного ребенка.

Также для детей с гипочувствительностью хорошо подходят игры для развития вестибулярного аппарата, предусматривающие кружение с ребенком, скарабкивание на небольшую высоту, лазанье ребенка между разного рода препятствиями.

У таких детей наблюдаются свои особенности письма. Это может быть как слишком сильный, или, наоборот, слабый нажим. Хочу поделиться опытом отработки навыка письма у детей с РАС. При слабом нажиме я предлагаю для разработки кисти различные мячики. Перед письмом поработать степлером, это помогает научиться регулировать прилагаемое усилие. Иногда ребенок пишет слишком сильно, надавливая на ручку. В этом случае хорошо зарекомендовал себя прием «письма на коврике от компьютерной мышки». Можно использовать вибрирующий карандаш или ручки с утяжелителем. Я использую при письме мягкие карандаши или фломастеры. При слишком слабом нажиме я предлагаю ребенку копирку, чтобы отработать силу нажима для получения следа на бумаге. Также для тренировки руки, я даю ребенку пробивать бумагу дыроколом, даю рвать пластилин, пролистывать книги разных размеров.

Таким образом, хотелось бы еще раз обратить ваше внимание, что в работе с ребенком при гипочувствительности, необходимо:

– «заземлить» ребенка (укрыть одеялом, положить на колени утяжелитель);

– провести массаж и стимуляцию поверхности ладоней ребенка;

– включить в деятельность игры по развитию вестибулярного аппарата.

Все это была речь о проявлении гипочувстительности у ребенка с РАС.

А теперь предлагаю понять, что такое гиперчувствительность и как она проявляется у ребенка с РАС.

Если вы наблюдаете, что ребенок пугается простых двигательных активностей, что на любые прикосновения, запахи, звуки дает многократно усиленную реакцию в виде бесконечного бега по кругу, кручения на одном месте, отказа надевать одежду из определенной ткани, сопротивляется обучению «рука в руке», не переносит даже слегка испачканных рук, то это говорит о его гиперчувствительности, потому что поступающие сигналы слишком сильны, они как бы «оглушают» ребенка.

К такому ребенку я приближаюсь только спереди, чтобы он мог меня видеть, обязательно спрашиваю, или показываю ребенку, что собираюсь прикоснуться к нему, при этом всегда помню, что прикосновения могут быть больше болезненными, чем полезными. Постепенно и осторожно приучаю ребенка к прикосновениям: сначала на короткое время слегка прикасаюсь к руке, постепенно увеличиваю время прикосновения, пока он не начнет спокойно на них реагировать.

Также не предъявляю ребенку сразу много предметов, даю задание дозировано. Разделяю деятельность на маленькие шаги. Даю возможность ребенку постепенно ощупывать руками разные поверхности, соприкасаться с различными материалами. Провожу занятия с кинетическим песком, с массой для лепки, которая не оставляет следов на руках и не прилипает к коже рук, так как дети с гиперчувствительностью не переносят даже слегка испачканных рук.

Если есть необходимость, перед занятиями, создаю пространственную среду, то есть создаю специальное место, отгородив его, например, ширмой.

Так же я избегаю излишней сенсорной стимуляции, уменьшаю внешние звуки (закрываю окна, дверь). Если есть необходимость использую противошумовые наушники.

Таким образом, в работе с аутичным ребенком при гиперчувствительности, необходимо:

– разговаривать с ребенком тихо, не повышая голос;

– стараться уменьшить внешние звуки (закрыть окно, дверь);

– создать ребенку специальное место для занятий;

– при необходимости использовать противошумовые.

Все это хорошо знать и применять в работе с детьми с РАС.

Однако, дети с проявлением гипо-, или гиперчувствительности в чистом виде встречаются редко! Чаще у детей с РАС наблюдается сенсорная дисфункция, которая может включать и очень высокую и очень низкую сенсорную чувствительность одновременно. Причем каждая сенсорная система может быть повреждена различно. Например, ребенок может иметь гипочувствительность к зрительным, обонятельным, вкусовым раздражителям и гиперчувствительность к слуховым и тактильным стимулам.

Чтобы помощь была целенаправленной, мне важно знать, как и к каким раздражителям выражена дисфункция у каждого конкретного ребенка с РАС, то есть важно определить его сенсорный профиль, который позволит разработать подходящую для конкретного ребенка тактику, а именно:

– минимизировать воздействие неприятных раздражителей;

– защитить ребенка от болезненных ощущений;

– предоставить ребенку необходимые сенсорные ощущения, чтобы справиться со стрессом.

В преодолении сенсорного расстройства, в обучении и в развитии в целом важно:

– строго придерживаться определенного режима и распорядка дня;

– использовать таймер (отслеживание начала и конца урока);

– соблюдать ежедневный ритуал (здравствуй/до свидание);

– улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка;

– делать паузы и переходы в обучении (сначала/потом);

– использовать визуальные подсказки на рабочем месте (сидеть красиво, тихо) и инструкции (как вести себя; что делать, если плохо);

– сохранять свою допустимую настойчивость в обучении;

– поощрять хорошее, приемлемое поведение (я использую планшетку, куда на липучках крепятся «смайлики», использую наклейки);

– перед тем как требовать отклика, убедиться, что ребенок слышит и понимает слова;

– разбивать сложные задачи на более простые.

А чтобы снизить беспокойство во время занятий, можно предложить ребенку так называемую «тяжелую работу», которая обеспечит тактильный и проприоцептивный вклад в развитие сенсорной интеграции. Это игры, где необходимо толкать, тянуть, нести умеренно тяжелые предметы. Таким образом, это будет способствовать снятию напряжения. Эти игры полезны как при гипочувствительности, так и при гиперчувствительности.

Уверена, что благодаря интеграции различных видов деятельности, форм и методов работы с детьми с аутизмом, можно достичь хорошего уровня в работе по сенсорному развитию, организации и построению образовательного процесса, а также формированию коммуникативной и эмоциональной сферы. Все используемые мною игры и упражнения дают ребенку поток разнообразных по силе и направлению сенсорные ощущения. В итоге происходит стимуляция нервной системы, которая в свою очередь развивает сенсорную интеграцию.

Педагог-психолог
Войтович Людмила Анатольевна

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.