Выявление акцентуаций характера – заключение по результатам психодиагностического исследования

Заключение по результатам психодиагностического исследования

Цель: выявление акцентуаций характера.

Методика: опросник Смишека.

Ф.И.:

Класс:

Дата:

Данные, полученные в ходе диагностики, представлены диаграммой:

выявление акцентуаций характера

Таким образом, в ходе диагностики выявлены акцентуации характера по следующим типам: гипертимический, возбудимый и экзальтированный.

Гипертимический тип

Заметной особенностью гипертимического типа личности является постоянное (или частое) пребывание в приподнятом настроении. Гипертим может находиться в приподнятом настроении, несмотря на отсутствие для этого каких-либо внешних поводов. Приподнятое настроение сочетается с высокой активностью, жаждой деятельности. Для него характерна общительность, повышенная словоохотливость. На жизнь смотрит оптимистически, не теряя оптимизма и при возникновении трудностей. Трудности часто преодолевает без особого труда в силу органично присущей им активности и деятельности.

Возбудимый тип

Особенностью возбудимой личности является выраженная импульсивность поведения. Вся манера общения и поведения в значительной мере зависит не от логики, не от рационального оценивания своих поступков, а обусловлена импульсом, влечением, инстинктом или неконтролируемыми побуждениями. В области социального взаимодействия, общения для них характерна крайне низкая терпимость, что часто может характеризоваться как отсутствие терпимости вообще.

Экзальтированный тип

Главной особенностью экзальтированной личности является бурная, экзальтированная реакция. Они легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. Их отличает крайняя впечатлительность по поводу печальных событий и фактов. При этом внутренняя впечатлительность и переживание сочетаются с ярким их внешним выражением.

Рекомендации

Важнейшей особенностью гипертимов является их большая подвижность, активность, склонность к озорству, неугомонность, общительность, болтливость. Все это в учебном процессе проявляется в виде неусидчивости и недисциплинированности. Такое поведение гипертимов очень часто вызывает неудовольствие и резкую реакцию педагогов. Неудовольствие может перерастать в формирование устойчивого негативного отношения педагога к такому учащемуся. И это со временем может искаженно восприниматься как злонамеренное поведение, демонстрация со стороны ученика неуважения и неприязни к педагогу. Такая искаженная интерпретация причин поведения гипертима педагогом подкрепляется к тому же еще и такой, свойственной гипертимам особенностью поведения, как недостаток чувства дистанции со старшими (по положению или по воз-расту). Крайним вариантом формирования негативного отношения может быть негативная тотальная оценка педагогом личности учащегося, его поведения и причин такого поведения.

Поэтому учителю необходимо учитывать тот факт, что основой недисциплинированности и неусидчивости (а также иных аналогичных поведенческих реакций) является определенная характерология, но не негативная учебная мотивация и тем более не негативное, неприязненное отношение учащегося к педагогу.

Психолого-педагогические рекомендации по взаимодействию с возбудимым акцентуантом полностью обусловлены его особенностями. Главными из них являются не рациональность, а импульсивность поведения; его обусловленность влечениями и неконтролируемыми побуждениями. В области социального взаимодействия это проявляется как крайне низкая терпимость. Знание этих особенностей педагогом и их антиципация, готовность к проявлению соответствующих им поведенческих реакций, уже само по себе имеет позитивное значение. Такая готовность может играть роль превентивного фактора, и таким образом предупреждать возможные срывы педагога по типу: “импульсивность – на импульсивность”, “нетерпимость – на нетерпимость”. В беседе с таким учащимся следует быть обстоятельным и неторопливым. Необходимо дать выговориться. Обсуждая качества акцентуанта, следует касаться отрицательных качеств очень осторожно и только после того, как проявлено внимание и оценены его положительные качества. Следует показать, какой вред отрицательные качества могут принести ему, убедить приучать себя уходить от раздражающих ситуаций.

Педагог-психолог
Гулина Светлана Аркадьевна

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.