конспект нейропсихологического занятия педагога-психолога в подготовительной группе детей с ЗПР

детиАннотация: Предлагаю к ознакомлению конспект нейропсихологического занятия педагога-психолога в подготовительной группе детей с задержкой психического развития. Представленный материал предназначен для проведения коррекционной работы по развитию преимущественно эмоционально-волевой сферы. Также упражнения могут быть использованы в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи и расстройства аутистического спектра.

Конспект нейропсихологического занятия педагога-психолога в подготовительной группе детей с задержкой психического развития

Цель: коррекция и развитие эмоционально-волевой, познавательной сфер детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями на основе нейропсихологического подхода.

Задачи:

1. развивать эмоциональную сферу;
2. формировать произвольную регуляцию и контроль поведения;
3. развивать коммуникативно-речевые навыки;
4. обогатить сенсорный опыт;
5. компенсировать дефицит моторного развития;
6. развивать межполушарное взаимодействие;
7. развивать чувство ритма.

Оборудование:

«Волшебный» занавес из разноцветных лент, мяч, музыкальный центр, запись «Звуки природы», запись «Паучок», легкая ткань.

Количество детей: 4 человека

Ход занятия:

Вводная часть.

1. Ритуал входа

«Волшебный занавес»

Цель: способствует развитию тактильного восприятия, дополнительной сенсорной стимуляции органов зрения и осязания, помогает восприятию пространства и своего тела в этом пространстве.
Подгруппа детей выстраивается цепочкой, дети, нуждающиеся в поддержке, курируются взрослыми.

Основная часть

2. Разминка

Коммуникативная игра «Здравствуй, (ласковое имя)!» (дети стоят в кругу)

Цель: направлена на вербальную и невербальную коммуникацию, на развитие словообразовательного навыка уменьшительно-ласкательной формы существительного.

Дети и взрослые передают мяч по цепочке, влево. Передавая мяч, нужно смотреть в глаза тому, кто рядом и поздороваться, называя его ласковое имя.

Игра «Эхо» (прохлопать имя по слогам)

Начиная с педагога, прохлопывают по слогам его ласковое имя все хором, потом он делает это сам.

Таким образом, игра продолжается по кругу по часовой стрелке.

3. Блок упражнений, направленных на формирование психомоторных координаций и познавательных компетенций.

Упражнение «Дыхание весны» (дети стоят врассыпную по залу)

Цель: направлено на речевое развитие (обозначение музыки, эмоций через слово), активизацию эмоционального состояния ребёнка, на когнитивное развитие.

Предлагается слушать звуки, называть приметы весны (капель, журчание ручьев, таяние снега, подснежники, прилетают птицы, проталины, подснежники).

Дыхательное упражнение

Цель: направлено на формирование умения делать глубокий вдох носом и выдох ртом, нормализацию психоэмоционального состояния. Развивает умение произвольно контролировать свое дыхание.
«Пахнет весной» – глубокий спокойный вдох «на улыбке» и выдох «Ах!»

Растяжка «Травинка на ветру» (дети сидят на ковре)

Цель: направлена на нормализацию тонуса мышц, преодоление повышенного двигательного беспокойства.

Детям предлагается изобразить всем телом травинку (сесть на пятки, руки вытянуть вверх, сделать вдох). Выдыхая, наклонить туловище вперёд, пока грудь не коснется бедер; руки при этом вытягиваются вперёд, ладони на полу; не меняя положения туловища, потянуть руки по полу ещё дальше вперёд. Ветер стихает, травинка выпрямляется и тянется к солнышку (на вдохе вернуться в исходное положение, потянуться вверх).

Игра «Царство птиц» (врассыпную по залу)

Цель: направлена на развитие внимания, быстроты реакции, формирование контроля за собственными движениями.

Превращение: «Раз, два, три – это птицы посмотри!»

«Воробей» – мелкие, короткие прыжки, быстрые и законченные движения. «Орёл» – сильные, мощные, иногда парящие движения корпуса и рук. Движения в широком диапазоне (пространственном и телесном). «Лебедь» – плавные, широкие, грациозные движения. Текучесть пластики.

Превращение: «Раз, два, три – это дети посмотри!»

Игра «Поймай ошибку» (сидя на полу, выполняют движения в паре, по очереди)

Птица(потолок) – змейка (пол) – человек(нос)

Цель: направлена на развитие динамического праксиса и межполушарное взаимодействие, на умение перекодировать информацию, на удержание двигательной программы и произвольный самоконтроль за собственной деятельностью.

По тексту дети показывают называемое. Задача педагога научить детей контролировать своего партнера в паре.

Игра «Сердитые молчаливые пауки и добрые жуки» (врассыпную по залу)

Цель: направлена на развитие межполушарного взаимодействия, зрительно-двигательную координацию на развитие возможностей произвольной регуляции собственных действий.

Дети ползают, не сталкиваясь, на вытянутых руках – ногах, распределяясь по всему залу – «паучки». По сигналу (выключить музыку) – дети ложатся на спину и двигают руками-ногами хаотично – «жучки» – «радуются, жужжат». В конце – расслабление – «устали!»

Релаксация (врассыпную по залу)

Цель: направлено на оптимизацию мышечного тонуса.

На улице холодно, мы съежились, замерзли (присели на пол, подтянули и обхватили колени, опустили голову, мышцы напряжены). Звенит волшебный колокольчик, снова весна, тепло, мы на полянке (лежим на спине, все мышцы расслаблены).

Заключительная часть

4. Рефлексия (дети стоят в кругу)

Цель: позволяет подвести итоги, обсудить то, что узнали.

5. Ритуал выхода

«Волшебный занавес»

Цель: способствует развитию тактильного восприятия, дополнительной сенсорной стимуляции органов зрения и осязания.

Дети, стоя в кругу, берутся за руки и хором произносят: «До встречи!», затем выходят из зала друг за другом цепочкой.

Валеева Юлия Анатольевна,
педагог-психолог

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.