Театрализованная деятельность как средство эмоционального развития дошкольников

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые». В.А. Сухомлинский

сказкаВ жизнь современных детей рано или поздно входят аудиовизуальные средства информации (телевизор, компьютер, ноутбук, всевозможные планшеты, смартфоны, в которых имеется множество современных мультфильмов, игр, игрушек. Они преподносят готовые образцы в отличие от тех, которые складываются на основе представлений, работы воображения в процессе просмотра, слушания. Именно это и тормозит, или искажает эмоциональное развитие дошкольника, как считают современные педагоги, психологи.

Особенно важное приобретение – новообразование старшего дошкольного возраста – это развитие эмоциональной сферы.

В этом возрасте у ребенка появляется способность озвучивать свои эмоции и эмоции окружающих, он начинает ориентироваться в собственных переживаниях. Это происходит как раз в результате некоторой непосредственности и проникновения интеллектуального компонента между эмоцией и действием.

Проще говоря, если раньше, расстроившись по какому-то поводу, ребенок просто разбрасывал игрушки, то теперь он способен сказать: «Я расстроен, потому что хочу еще поиграть, в не учить буквы» или «Я очень рад, что мы едем на море». Эта способность – огромный шаг к развитию самосознания, глубины характера. Ребенок учится связывать свои эмоции со смыслом ситуации. Если раньше он занимался тем, что предлагал ему взрослый, то теперь, скорее, будет делать то, что дает ему позитивные переживания, в чем он достигает успеха.

Следующим новообразованием старшего дошкольного возраста – приобретение новой социальной позиции. Также этот период называют период рождения социального «Я» ребенка. Ребенок примеряет на себя новые социальные роли, развивается логическое и абстрактное мышление, формируется способность отстаивать свою точку зрения, самостоятельность, появление новых увлечений.

Театрализованная деятельность является одним из самых эффективных способов воздействия на детей, в которой наиболее полно проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети в любом возрасте любят играть, их не нужно заставлять это делать. Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются в связи с этим актуальными. «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли». Вся жизнь ребенка насыщена игрой. В игру ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, человеческих отношениях, но и учиться жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, понимать чувства, настроения других. Особенно важно для эмоционального развития подготовить ребенка к школьному обучению, развить его чувства.

Многие ученые , изучавшие природу эмоций, так и не пришли к единому мнению о терминологии, о роли эмоций в психическом развитии. Ряд известных ученых, таких как В.Вундт и Н.Я. Гротт, считали, что все события, воспринимаемые человеком, являются эмоциональными, так как индивид во всем происходящем с ним находит для себя какой-либо оттенок приятного или неприятного, интересного или неожиданного. Е.И. Изотова и Е.В. Никифорова определяют термин «эмоции» как обширный класс процентов внутренней регуляции психической деятельности. Что касается детей дошкольного возраста, их чувства быстро возникают и также быстро исчезают. А с эмоциональным развитием их чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению, но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки. В то же время дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональное состояние по внешнему проявлению, через мимику, пантомимику. Ребенок может сопереживать, сочувствовать сказочному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния.

Эмоциональному развитию способствуют все виды деятельности ребенка ( Г. Урунтаева, П.В. Симонов, К.В. Анохин, именно театрализованная деятельность играет огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребенка. «Театр – это и есть собственно эмоция, писал педагог и психолог, академик Б.М. Теплов. С помощью театра дети эмоционально и нравственно обогащаются, познают окружающий мир, себя и других людей, реализуют свой творческий потенциал.

Мы знаем, что знакомство с театром, театрализованной деятельностью происходит в атмосфере волшебства, праздности, приподнятого настроения. Театрализованная деятельность направлена на эмоциональное развитие детей, на развитие ощущений, чувств, эмоций, поможет подготовить детей к усвоению новых требований и правил в школе, коррекции личностных черт дошкольников, вхождению в новый коллектив. Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач :

Социально-коммуникативное развитие

• Формирование положительного взаимоотношения между детьми в процессе совместной деятельности;
• развитие эмоций;
• воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в социуме

Познавательное развитие:

• наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре-драматизации);
• развитие разносторонних представлений о действительности;
• развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата;
• развитие воображения;
• развитие пространственных представлений

Речевое развитие

• содействие развитию монологической и диалогической речи;
• обогащение словаря;
• овладение выразительными средствами общения: словесными (регулирование темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).

Художественно-эстетическое

• создание выразительного художественного образа;
• приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;
• реализация самостоятельной творческой деятельности.

Физическое развитие

• развитие общей и мелкой моторики: координация движений, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;
• выразительность и точность исполнения основных видов движений;
• согласование действий и сопровождающей их речи.

Литература:

1. Изотова Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика. М. Издательство. Центр «Академия». 2004. 288с.
2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль. Академия развития, 1996 г. 208 с.
3. Эмоциональное развитие дошкольников. /под ред. О.А. Шаграевой. М. Изд.центр «Академия», 2003. 176 с.

Таршилова О.В.,
педагог-психолог

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.