Диагностика и коррекция психоэмоционального состояния с помощью фрактального рисования

рисованиеПри использовании тестовых технологий, применяемых в классической психологии, мы сталкиваемся с большим количеством вопросов, на которые предполагается односложный ответ «да» или «нет». Обязательность такого выбора нередко вызывает внутренний протест, приводит к отказу от тестирования или ответ подбирается в соответствии с требованиями к тестируемому. Предлагаемый метод исключает возможность осознанного ответа, что делает его информативным.

Метод фрактального рисования разработан Т.З. Полуяхтовой в 1991 году на основе научно-прикладных исследований Б. Мандельброта, Е. Фандыш, М. Люшера и представлен в книге «Родник фрактальной мудрости, или Свежий взгляд на наши возможности»

Он основан на взаимосвязи между мелкой моторикой человека и его психическим состоянием. Может применяться:

• в индивидуальной работе с ребенком (или взрослым) для коррекции нарушений психоэмоционального состояния — переживание чувства утраты, адаптационный период, снятие тревожности, напряжения и усталости;
• для изучения взаимоотношений в коллективе (детском или взрослом), проблем совместимости, психологического климата;
• в качестве здоровьесберегающей технологии — для снятия напряженности и усталости в периоды большей загруженности (в сочетании с музыкотерапией).

Тестовый коррекционный (или функциональный) рисунок выполняется с закрытыми глазами (приложение 1). После его анализа, когда выясняется проблема и вырабатывается механизм ее решения, происходит обязательный выбор цвета для раскрашивания, соответствующего задаче коррекции. Эта задача в дальнейшем решается серией фрактальных рисунков (со 2-го до 21-го и больше) — по типу серийного рисования К.Г. Юнга. Необходимо обязательное выполнение 21 рисунка в течение 2–3 недель. Для снижения остроты проблемы цвет обозначенного пятна рекомендуется постепенно разнести на соответствующие средние ячейки. А затем ячейки с нежелательным цветом «вывести» из центра на периметр рисунка. Так, например, можно использовать сочетания синего, голубого, зеленого и оранжевого цветов (иногда розового), которое дает положительную динамику развития и решение проблемы.

Фрактал (лат. fractus — дробленый, сломанный, разбитый) — сложная геометрическая фигура, обладающая свойством «самоподобия», т. е. составленная из нескольких частей, каждая из которых подобна всей фигуре целиком.

Методика исследования коллектива проводится следующим образом. Сначала каждый член коллектива выполняет фрактальный рисунок. Далее проводится сравнительный анализ рисунков, которые группируются по ключевым признакам диагностических критериев (приложение 2). Проводится анализ по отдельным группам, а затем подводится общий итог и итог по каждой группе, составляются заключения. На основании заключения предлагаются конкретные рекомендации.

Относительное противопоказание к использованию методики в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста — наличие минимальной мозговой дисфункции (ММД).

Детям с ММД активного и реактивного типов очень трудно долгое время заниматься одним делом. Раскрашивание множества «окошек» со временем начинает их раздражать, интерес к выполнению задания быстро пропадает, повышается отвлекаемость. Как отмечает Л.А. Ясюкова, «попытки тренировать внимание, память и самоуправление не только бессмысленны, но и вредны, т. к. при этом силы ребенка тратятся впустую. Эти процессы не могут развиваться, пока не будет нормализована работа мозга»2.

Приложение 1

Инструкции для первого (тестового) рисования

Цели: диагностика и коррекция психоэмоционального и физиологического состояния взрослых и детей (от 5 лет и старше).

Форма проведения: с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуется индивидуальная форма проведения. С детьми среднего, старшего школьного возраста и взрослыми — как индивидуальная, так и групповая форма.

Материалы: набор цветных карандашей (фломастеров) как можно большего количества цветовых оттенков, лист бумаги А4.

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ РЕБЕНКА

«Здравствуй, (имя ребенка). Я рада тебя видеть. Сегодня у нас с тобой необычная встреча. Ты любишь рисовать? Здорово, я тоже люблю. Мы будем рисовать волшебные узоры. Давай сядем за стол. Я приготовила бумагу и карандаши (для детей дошкольного возраста лучше использовать карандаши). Лист положи перед собой по горизонтали. Возьми ручку и поставь ее в любой точке листа. Сейчас ты закроешь глазки, я засеку время, а ты станешь рисовать непрерывную линию, старясь заполнить как можно большую часть листа. Линия должна быть четкая, хорошо прорисованная. Рисуй спокойно, как обычно рисуешь, не быстро и не медленно. Не изображай знакомые фигуры (цветы, домики, деревья и др.). Все понятно? Тогда давай начнем рисовать. Закрой глазки. (На рисование отводится 30–45 с, в зависимости от индивидуальных особенностей, скорости рисования.) Открой глазки. Какой у тебя интересный узор получился, сколько разных окошек у тебя на рисунке: круглых, квадратных и т. д. (смотреть по рисунку). Белый фон рисунка оставим чистым, без помарок, пятен и надписей. Начало и окончание линии подведем или закруглим к ближайшей точке. А теперь посмотри, сколько у меня карандашей. Сейчас мы будем закрашивать наши окошки. Выбирать карандаши будешь тоже закрытыми глазами. Запомни, что соседние окошки, разделенные линией, нельзя заполнять одним и тем же цветом. Можно заполнять только те окошки, которые соприкасаются в точке и расположены по диагонали (показать). Одним цветом можно закрашивать одно или несколько окошек. В случае, когда в руки попадается карандаш одного и того же цвета, то хотя бы одно окошко закрасить необходимо. Понятно? Тогда начнем раскрашивать окошки. (Время для раскрашивания неограниченно.)».

Дети 5–6 лет рисуют только крупные ячейки. Дети до 12 лет, особенно если они не отличаются усидчивостью и прилежанием (что естественно для этого возраста), закрашивают ячейки очень характерно, по-детски. Однако способные к рисованию дети в семилетнем возрасте могут закрашивать рисунки, как взрослые. Но и в этом случае некоторая разбросанность, особенности цветовой гаммы все равно говорят о возрасте автора рисунка.

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ВЗРОСЛОГО

«Здравствуйте! Я рада вас видеть. Сегодня мы с вами будем рисовать. Располагайтесь, пожалуйста, так, как вам удобно. У меня есть бумага, карандаши, фломастеры, цветные ручки. Лист положите перед собой по горизонтали. Шарик ручки установите в любой точке листа. Сейчас вы будете рисовать непрерывную линию закрытыми глазами, старясь заполнить как можно большую часть листа. Рисовать будете в течение 45–60 с. Линия должна быть четкая, хорошо прорисованная. Скорость движения ручки средняя, без резких росчерков. Рисуем спокойно, с большим количеством пересечений по горизонтали, вертикали и диагонали, выполняя круговые, овальные и другие движения, напоминающие геометрические фигуры. Старайтесь разнообразить направления линий и свои движения, а также не допускать частых повторов круговых, петлеобразных, 8-образных и геометрических форм. Все понятно? Тогда закройте глаза. Начали рисовать.

Время истекло. Закончили рисовать. Откройте глаза. Белый фон рисунка необходимо оставить идеально чистым, без помарок, пятен и надписей. Начало и окончание линии надо обязательно подвести или закруглить к ближайшей точке пересечения.

Сейчас мы будем раскрашивать ваш рисунок. Закрашивая ячейки, карандаши надо брать только с закрытыми глазами. Помните, что соседние ячейки, разделенные линией, нельзя заполнять одним и тем же цветом. Их можно заполнять, если только ячейки соприкасаются в точке и расположены по диагонали. Одним цветом можно закрасить от 1 до 10–15 ячеек. В случае, когда в руки попадается карандаш одного и того же цвета, то хотя бы одну ячейку закрасить необходимо. Самые маленькие ячейки старайтесь закрашивать только ручкой. Понятно? Приступаем к раскрашиванию ячеек». (По окончании закрашивания необходимо провести обсуждение эмоционального состояния взрослого в процессе рисования.)

Приложение 2

Диагностические критерии при анализе рисунка

ХАРАКТЕР ИЗОБРАЖЕНИЯ ЛИНИЙ

Четко прочерченные линии говорят об уверенном, твердом характере, целеустремленности, самостоятельности, аккуратности, исполнительности, обязательности. Не везде одинаковый нажим при проведении линии чаще всего характеризует творческого человека с гибким характером, мечтателя, эмоционально лабильного, иногда неуверенного в себе. Слабо прочерченные линии говорят о болезненном состоянии, заметной неуверенности в себе.

Резкие, угловато прочерченные линии наблюдаются у человека, находящегося в состоянии эмоционального напряжения, стресса; линии с плавными переходами свидетельствуют о гармоничном, стабильном состоянии. Расположение линий по концентрическому кругу или кругообразный повтор в рисунке наблюдается при склонности к навязчивым состояниям, неврозам.

РАЗМЕР И КОНФИГУРАЦИЯ РИСУНКА

Маленький рисунок (не более 1⁄3 площади листа) встречается у людей с заниженной самооценкой, также у склонных к эгоцентризму. Средний размер (около 2/3 площади листа) рисунка — показатель уравновешенного характера. Большой рисунок (значительно больше 2/3 площади листа) с линиями, выходящими за пределы листа, говорит о нестабильном эмоциональном состоянии, в некоторых случаях — о неспособности к концентрации внимания. Прямоугольная форма периметра рисунка наблюдается у людей прямолинейных, зачастую имеющих сложный характер. Рисунок с причудливо выраженными «хвостиками» по периметру (рис. 1) — отражение яркой индивидуальности, неординарности, в некоторых случаях нестабильности характера.

КОНФИГУРАЦИЯ И РАЗМЕРЫ ЯЧЕЕК

Ячейки на фрактальном рисунке различаются по размеру (большие, средние, маленькие) и форме (треугольные, петлеобразные, круглые, вытянутые). Гармоничное сочетание размеров ячеек на всей площади рисунка (1/3 крупных, 1/3 средних, 1/3 маленьких) говорит об уверенности в себе, целеустремленности, стабильности. Большое количество крупных ячеек встречается в рисунках добрых, открытых натур; средних ячеек — исполнительных, аккуратных, иногда педантичных людей с аналитическими способностями, склонных к точным наукам; маленьких ячеек — закомплексованных людей, стремящихся к детализации, в некоторых случаях неуверенных в себе, но всегда аккуратных и старательных. Переизбыток круговых форм говорит о склонности к хроническим неврозам и наличии навязчивых состояний; петлеобразных линий — о зацикленности человека.

Плавные, округлые ячейки с небольшим числом геометрических форм наблюдаются у рассудительных, спокойных людей, склонных к творчеству. Большое количество геометрических форм говорит о ярко выраженной склонности к анализу, скептицизме в оценках, прямолинейном авторитарном характере, наличии деловых качеств. Резко прочерченные, угловатые, неровные ячейки свидетельствуют об эмоциональной нестабильности, раздражении, переживании стресса.

ПЯТНА

Заметное количество средних пятен или большое пятно черного цвета говорит об усталости, переживании стресса. Большое темное пятно — символ острой проблемы личного характера. Большие ячейки красного цвета свидетельствуют о предрасположенности к навязчивым состояниям, тревожности. Заметное количество красных пятен среднего размера — показатель напряженности, неустойчивости эмоции. Одна или несколько больших ячеек коричневого цвета — долго не решаемые проблемы межличностных отношений. Большое количество оттенков зеленого цвета наблюдается в рисунках людей с природной способностью организма к саморегуляции. Одна или несколько крупных ячеек лилового цвета — маркер тревожного состояния, агрессии, острого стресса.

ЦВЕТ

Чистый без пятен и помарок белый фон рисунка говорит о высокой концентрации внимания, исполнительности, пунктуальности рисующего. Случайно или намеренно не закрашенные ячейки белого цвета — показатель недостаточного использования природных способностей.

Большое количество ячеек желтого цвета говорит о способности человека принимать и обрабатывать значительный объем информации. Люди, использующие желтый цвет, любознательные и ищущие. Обычно это педагоги, воспитатели, учителя, специалисты. Гармоничное расположение желтых ячеек в структуре рисунка встречается у людей самостоятельных, ответственных, выдержанных, дипломатичных, в меру тщеславных.

Человек, у которого в рисунке преобладает зеленый цвет, более других наделен природными качествами к самокоррекции. Он проницателен, склонен к сотрудничеству, эмоционально отзывчив, способен выслушать и понять собеседника. Травянисто-зеленый цвет, близкий к болотному, указывает на большую физическую выносливость. Сочетание зеленого цвета с желтым свидетельствует о повышенной чувствительности, а сочетание зеленого, желтого и синего цветов — о выраженности коммуникабельности и внутренней гармонии.

Синий цвет олицетворяет собой покой, стремление человека к стабильности и равновесию. Преобладание в рисунке темно-синего цвета является свидетельством напряженного эмоционального состояния, переходящего порой в депрессию. Сочетание синего с красным, коричневым и черным цветами говорит о неблагополучности эмоциональной среды, в которой человек находится. Соседство темно-синего цвета с желтым означает, что рисующий близок к решению той жизненной проблемы, которая ввергла его в состояние депрессии. Гармоничное сочетание синего, голубого, зеленого и оранжевого цветов дает положительную динамику развития, возможность решения длительной проблемы в жизни человека. Подобное сочетание часто используется в ходе коррекции. Когда в рисунке присутствуют ячейки среднего размера голубого цвета, это говорит о человеке, любящем свою семью, ценящем семейный уют и комфорт. Большое количество голубых ячеек свидетельствует о чрезмерной обидчивости и ранимости рисующего (особенно у детей).

Важное значение при анализе фрактального рисунка имеет сиреневый цвет. Человек, в рисунках которого встречается сиреневый цвет, чаще всего глубоко положительный, с ним легко общаться, он способен и готов прийти на помощь ближнему. Большое количество сиреневого цвета говорит о человеке тщеславном, ищущем почестей и славы. Сиреневый цвет обычен для детей и подростков.

Фиолетовый цвет встречается в рисунках трудоголиков, а также у людей, которым важны их самореализация и самовыражение. Рисунки, в которых доминирует лиловый цвет, говорят о наличии бешеной неуправляемой энергии, проявлениях агрессии (вербальной или физической), часто неконтролируемой.

Красный цвет — цвет тревоги. Если в рисунке очень много красного цвета, это сигнал бедствия, т. к. автор находится в крайне нестабильном, неуравновешенном состоянии. Если красные пятна средней величины и их много, это признак неустойчивого психоэмоционального состояния, гнетущего настроения. Обычно это текущие проблемы и неприятности, однако, если общий фон рисунка темный, это указывает на то, что человек не знает выхода из ситуации. Если красный цвет органично переплетается с другими цветами во фрактальном рисунке, то это характеризует достаточно гармоничного человека, динамично развивающегося, имеющего стабильное жизненное окружение. Розовый — цвет теплой энергии. Переизбыток розового цвета наблюдается в рисунке ребенка, это говорит о недостатке внимания. Такой ребенок нуждается в заботе, внимании и ласке. В то же время розовый цвет имеет большой терапевтический эффект в процессе коррекции как цвет эмоциональной поддержки. Когда в рисунке наличествует переизбыток малинового или алого цвета, это свидетельство тревоги, напряженности эмоционального состояния, наличия проблемы. Малиновый цвет говорит об импульсивности и непредсказуемости. Когда он в гармоничной норме, то олицетворяет тягу к прогрессу и целеустремленность. Густой оттенок красного цвета — бордовый, вишневый — цвет силы, агрессивной энергии. Во фрактальном методе оранжевый цвет олицетворяет собой жизненную энергию. Если этим цветом закрашены средние ячейки, которые гармонично расположены на рисунке, то автор очень жизнерадостен. Если оранжевый в избытке (крупные ячейки или много средних), то это сигнал о неспособности человека к четким конкретным действиям и наличии комплексов. Отсутствие этого цвета во фрактальном рисунке говорит об упадке жизненных сил.

Песочно-золотистый цвет — цвет святой энергии, признак духовного богатства и душевной широты. Если в рисунке присутствуют большие пятна темно-коричневого цвета, то можно утверждать, что у человека существует глубоко скрытая проблема, с которой он смирился и справиться (по его мнению) не может. Если темно-коричневые тона сочетаются с красными, темно-красными, фиолетовыми и черными — сигнал острой проблемы, критического состояния (особенно у детей).

Серый цвет — цвет перехода от одного состояния к другому. Если серый доминирует, это признак наличия пограничного состояния, ощущения дискомфорта, эмоциональной нестабильности, неустойчивости и неуверенности в себе. Человек, закрашивающий крупные ячейки серым цветом, требует к себе предельного внимания (возможно, врача). Маленькие ячейки стального (густого серого) цвета символизируют конкретные изменения в настоящем.

Когда черным цветом закрашены совсем крошечные ячейки по всему рисунку, то можно сказать, что автор инициативен, активен, динамичен. Если в рисунке присутствует большое количество средних или крупных ячеек, то это говорит, что человек быстро устает как морально, так и физически. Такая картина наблюдается в рисунках людей, находящихся в состоянии профессионального выгорания (педагоги со стажем, специалисты помогающих профессий).

1. Полуяхтова Т.3., Комов А.Е. «Родник фрактальной мудрости, или Свежий взгляд на наши возможности». М.: Деловая литература, 2002.

2. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. СПб.: Иматон, 2003.

3. Для более полной интерпретации цветового содержания рисунков (в т. ч. сочетания цветов) см.: Лебедева Л.Д., Никонорова Ю.В., Тараканова Н.А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. СПб.: Речь, 2002.

Стрелкина Наталия Викторовна,
педагог-психолог

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.