Программа по формированию навыков межличностного общения обучающихся подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Программа по формированию навыков межличностного общения обучающихся подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Срок реализации – 1 год.

Содержание:

1. Краткая аннотация программы……………………………………………….3-7
2. Планирование коррекционно-развивающей работы………………….7
3. Содержание коррекционно-развивающей работы…………………8-15
4. Перечень литературно-методического обеспечения программы……15

1. Краткая аннотация программы.

детиАктуальность и педагогическая значимость программы заключается в том, что общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через других людей.

Группа детского сада это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении.

С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оцениваются не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего нравственным. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали, углублением в понимание содержания нравственных качеств.

Успешность эволюции отношений ребенка со сверстниками оказывает важное воздействие на его развитие. Вследствие этого должна существовать единая система формирования коммуникативной функции ребенка, развития его личности.

Знания, полученные детьми на занятиях, дадут им представления об искусстве человеческих взаимоотношений. Благодаря специально разработанным играм и упражнениям у детей сформируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим сверстникам и взрослым людям. Они приобретут навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующее наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.

Программа должна убедить детей в том, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение являются путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.

Данная программа направлена не только на развитие коммуникативных навыков, но и на развитие познавательных процессов у детей. Программа построена на комплексных развивающих упражнениях и коммуникативных играх.

Цель программы: раскрытие творческого потенциала детей, развитие у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Задачи программы:

• формирование у дошкольников представлений о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире, способности к осознанию себя и своих возможностей, адекватной самооценки;
• коррекция нежелательных личностных особенностей, настроения через обучение детей этически ценным формам и способам поведения в обществе;
• формирование у воспитанников способности к произвольной регуляции своей деятельности;
• обучение приемам саморасслабления, снятие психомышечного напряжения;
формирование умения разрешать проблемы межличностных отношений детей со сверстниками и взрослыми.

 Количество и периодичность занятий: 1 занятие в неделю
 Количество детей: 7- 10 человек
 Возрастная категория: 6 -7 лет
 Форма организации деятельности : подгрупповая
 Продолжительность занятия: 25 минут
 Сроки реализации программы: 1 год

Ожидаемые результаты программы

Критерии эффективности работы по программе «Развивайка»

Для измерения эффективности развивающих занятий по достижению намеченной цели разработаны объективные критерии по основным исследуемым показателям.

Исследуемые показатели Качественная характеристика Уровень развития
1. Запас   знаний  о базовых эмоциях человека

2. Умение общаться со взрослыми и сверстниками.

  1. Снижение эмоционального и мышечного напряжения
  2. Ребенок знает названия базовых эмоций человека, понимает свое эмоциональное состояние, распознает чувства других людей, изображает эмоции графически.
  3. Ребенок уверен в себе, умеет вступать в контакт, использует речевые этикетные формулы, выбирает уместные формы общения со сверстниками, проявляет доброжелательное отношение к ним, умеет слушать собеседника, регулирует свое поведение.
  4. Ребенок в течение дня не напряжен, раскован. Настроение благоприятное, ровное. Умеет расслабляться.
Высокий уровень
1. Ребенок знает  названия базовых эмоций человека. Требуется направляющая помощь взрослого при определении своего и чужого эмоционального состояния, а также при схематичном изображении базовых эмоций.

2. Ребенок частично владеет конструктивными способами поведения и общения со сверстниками.

  1. В течение дня у ребенка иногда возникают колебания настроения. В поведении отмечаются отдельные негативные проявления, которые носят кратковременный характер. В затруднительных ситуациях держится скованно и напряженно.
Средний уровень
1. Ребенок не определяет эмоциональное состояние человека по его мимике и жестам, не знает названия базовых эмоций, не умеет передавать эмоции графическим способом.

2. У ребенка регулярно возникают проблемы с поведением  в группе, соблюдением общепринятых правил; наблюдаются частые конфликты с детьми. Ребенок не умеет налаживать контакт со сверстниками, входит в число непопулярных или отвергнутых детей.

3. В течение дна у ребенка наблюдаются резкие колебания настроения. Ребенок часто напряжен, скован, зажат. В поведении проявляются выраженные признаки агрессивности, тревожности, гиперактивности. Характерны низкий уровень самоконтроля и сложности с засыпанием.

Низкий уровень

Формы образовательной деятельности детей в процессе реализации программы:

• Беседа,
• наблюдение,
• развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевая игры и т.д.),
• упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера),
• этюды,
• импровизации,
• рассматривание рисунков и фотографий,
• моделирование и анализ заданных ситуаций,
• свободное и тематическое рисование,
• лепка,
• чтение художественной литературы,
• рассказ педагога и рассказы детей,
• сочинение историй,
• мини-конкурсы,
• игры-соревнования.

Принципы организации работы по программе:

1. Принцип системности и регулярности проведения занятий
2. Принцип наглядности и доступности подаваемого материала для детей данной возрастной категории
3. Принцип подачи материала от «простого к сложному»
4. Принцип преемственности
5. Принцип равномерного распределения нагрузки, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка, не допуская переутомления.

Диагностический материал программы:

Старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР

1. Социометрическая методика «Секрет».

Проведение исследования.

Исследование проводят с детьми 3-7 лет в виде игры «Секрет». Каждого ребенка «по секрету» от остальных просят по собственному выбору подарить предложенные ему 3 картинки 3 детям группы.

Для облегчения выполнения задания можно сказать ребенку: «Ты будешь дарить ребятам, а они, наверное, подарят тебе». Далее ребенку дают 3 картинки и говорят: «Ты можешь подарить их тем детям, которым захочешь, только каждому по одной».

При затруднении можно помочь: «Можешь подарить тем детям, с кем больше всего любишь играть».

После того, как ребенок сделал свой выбор, его спрашивают: «Почему ты в первую очередь решил подарить картинку ….»и др. наводящие вопросы. Все ответы записывают.

Обработка данных. Подсчитывают число общих и взаимных выборов, количество детей, попавших в группы «предпочитаемых», «принятых», «изолированных» и уровень благополучия взаимоотношения (УБВ) в группе. Анализируют критерии положительных и отрицательных выборов.

2. Метод наблюдения.

Данный метод является незаменимым при первичной ориентировке в реальности детских отношений, позволяет описать жизнь ребёнка в естественных для него условиях.

При наблюдении необходимо обращать внимание на следующие показатели поведения детей:

• инициативность – отражает желание привлечь к себе внимание сверстника, побудить к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение;
• чувствительность к воздействиям сверстника – отражает желание и готовность ребёнка воспринять его действия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в согласовании собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника.
• преобладающий эмоциональный фон – проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребёнка со сверстниками: негативный, нейтральный, нейтрально-деловой, позитивный.

В протоколе наблюдения отмечается наличие данных показателей и степень их выраженности у каждого ребёнка группы.

Регистрация поведения детей с помощью данного протокола позволяет более точно определить характер отношения ребёнка к сверстникам. Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками возникают у дошкольников со слабовыраженной инициативностью, отсутствием чувствительности к воздействиям сверстника, негативным эмоциональным фоном (раздражительность, крик, оскорбления и пр.).

3. Метод проблемных ситуаций (методика «Строитель»).

Для исследования межличностных отношений можно создавать такие естественные ситуации, в которых ребенок будет поставлен перед необходимостью решения социальной проблемы (поделиться или не поделиться со сверстником, оценить его действия, разрешить конфликт и пр.) Подобные ситуации не являются простыми формами совместной деятельности, это- игры и действия рядом, в которых дети, начиная с 3-4 лет, могут проявлять интерес к сверстнику, оценивать его действия, оказывать поддержку и помощь (описание методики см. в приложении).

4. Методика «Картинки».

Используется для определения уровня социального интеллекта детей 4-6 лет.

Детям предлагаются четыре картинки со сценками из повседневной жизни детей в детском саду, изображающие следующие ситуации:

• Группа детей не принимает своего сверстника в игру.
• Девочка сломала у другой девочки её куклу.
• Мальчик взял без спроса игрушку девочки.
• Мальчик рушит постройку из кубиков у детей.

Ребёнок должен понять изображённый на картинке конфликт между детьми и рассказать, что бы он стал делать на месте обиженного персонажа.

Степень решения проблемы оценивается по четырёхбалльной шкале:

• 0 баллов – отсутствие ответа;
• 1 балл – агрессивное решение проблемы;
• 2 балла – обращение за помощью к кому-либо;
• 3 балла – самостоятельное и конструктивное решение проблемы.

Если большинство ответов имеют продуктивное решение, можно говорить о благополучном, бесконфликтном отношении ребёнка к сверстнику.

5. Методика «Лесенка» (автор В.Г. Щур).

Самооценка зарождается и развивается в контексте общения с другими людьми. От того, насколько позитивным был опыт общения с окружающими, будет зависеть степень благополучия отношений ребёнка к себе и к другим. Гармоничная и адекватная самооценка может служить твёрдым и позитивным фундаментом для развития отношений со сверстниками.

Ребёнку показывают рисунок лестницы, состоящей из семи ступенек, бумажную фигурку мальчика или девочки (в зависимости от пола тестируемого), которую можно ставить на лесенку.

Взрослый объясняет значение нарисованных ступенек: «Посмотри на эту лестницу. На самой высокой ступеньке стоят хорошие, добрые, послушные ребята; на средней – хорошие дети, но они иногда балуются и шалят; внизу – непослушные, злые мальчики и девочки. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? Куда тебя поставят родители (воспитатели, ребята из твоей группы)?».

Важно проследить, правильно ли понял ребёнок объяснения взрослого. В случае необходимости следует повторить его.

При анализе результатов необходимо обратить внимание, куда ребёнок сам себя поставил. Положение на нижних ступеньках говорит о явном неблагополучии в самооценке и общем отношении к себе.

Оценка результатов:

• 0 баллов – ребёнок ставит себя в основном на нижние ступеньки, свой выбор не обосновывает, либо ссылается на мнение взрослого;
• 1 балл – ребёнок может поставить себя на нижнюю ступеньку 1 раз;
• 2 балла – ребёнок ставит себя на верхние ступеньки, аргументирует свой выбор, ссылаясь на мнение взрослого;
• 3 балла – ребёнок ставит себя на верхние ступеньки, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка других людей такая же, либо несколько ниже.

6. Анкетирование родителей «Что мешает Вашему ребенку?»

Анкета «Что мешает Вашему ребёнку?»

2. Планирование коррекционно-развивающей работы.

Структура программы:

Название блока Количество занятий
1 Мы познаем мир 3
2 Наши языки общения 3
3 Кто я такой? 2
4 Эти непонятные взрослые 3
5 Какие мы разные 3
6 Наши характеры 2
7 Я умею владеть собой 3
8 Вместе с друзьями 11

 Временная затратность: 30 занятий (12 часов)
 Место проведения: кабинет педагога-психолога
 Материально-техническое оборудование: столы, стулья, ноутбук, сенсорная панель, сенсорная песочница
 Требования к квалификации педагога, реализующего программу: педагог-психолог 1 или высшая квалификационная категория.

Структура занятий:

1. Ритуал приветствия.
2. Упражнения и игры на создание настроения, повышения психологического самочувствия.
3. Эмоциональное включение в тему занятия.
4. Релаксационные и музыкальные паузы.
5. Психогимнастика.
6. Ритуал окончания занятия.
3. Содержание коррекционно-развивающей работы.

Раздел Тема Содержание занятий
  1. Мы познаем мир
  2. Времена года (общение с природой)
Цель: уметь рассказывать о своих переживаниях, эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием красоты природы. Занятие №1

1.Ритуал начала занятия.

2.Упражнение «Как меня зовут».

3.Дидактическая игра «Загадки о лете».

4.Беседа «Времена года».

  1. Этюд «Ветер дует на…».

6.Упражнение «Скажи хорошее о друге».

7.Хороводная игра «По солнышку».

8.Игра «Живое домино».

9.Этюд «Лес шумит».

10.Игра-имитация «Дождь».

11.Ритуал окончания занятия.

2.У природы нет плохой погоды (общение с внешним миром)

Цель: уметь передавать свое эмоциональное состояние в мимике, жестах, движениях под влиянием природных явлений, оценивать их и находить в любом хорошее и радостное.

Занятие №2

1.Ритуал начала занятия.

  1. Игра-имитация «Послушай и угадай».

3.Этюды

– «Кузнечик»

– «Я не знаю»

– «Золотые капельки»

4.Игра-имитация «Кто лучше покажет позу».

5.Игра «Покажи жестами».

6.Релаксационное упражнение «Росток».

  1. Ритуал окончания занятия.

8.Упражнение «Запомни движение».

9.Упражнение «Кто больше знает имен».

10.Этюд «Глаза в глаза».

11.Релаксационное упражнение «Из семени в дерево».

12.Дидактическая игра «Портрет осени».

  1. Ритуал окончания занятия.
 

3.Мои друзья животные и растения.

Цель: учить любить и понимать красоту окружающего мира, понимать значение растений и животных для состояния человека: его настроения, самочувствия.

Занятие №3

1.Ритуал начала занятия.

2.Игра «Я и животные».

3.Упражнение «Большой-маленький».

  1. Релаксационное упражнение «Из семени в дерево».

5.Инсценирование стихотворения.

  1. Ритуал окончания занятия.
  2. Игровое упражнение «Облака».

8.Игра «Наседка и коршун».

9.Пластический этюд «Птицы».

  1. Сказка «Маша и медведь» (придумывание сказки с новым содержанием), беседа по новой сказке.
  2. Ритуал окончания занятия.
2.Наши языки общения 1.Наши эмоции

Цель: дать представление детям об их собственных эмоциях и эмоциях других людей, уметь передавать свои эмоции другим людям разными средствами.

Занятие №4

1.Ритуал начала занятия.

2.Игра «Комплимент».

3.Прослушивание музыкальных произведений.

4.Знакомство с эмоциями РАДОСТИ и ГРУСТИ,УДИВЛЕНИЯ.

  1. Дидактическая игра «Настроение».
  2. Игра «Пожелание».

7.Работа в тетрадях «Мои достижения».

  1. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 5

1.Ритуал начала занятия.

2.Игра «Комплименты».

3.Знакомство с эмоциями СТРАХА и ЗЛОСТИ.

4.Игра «Обзывалки».

5.Игра «Боюськи».

6.Этюд по стихотворению Е.Юдина «Вот такой малыш».

7.Рассказывание истории про мальчика и девочку.

  1. Ритуал окончания занятия.
2.Язык жестов и движений

Цель: учить различать определенные эмоциональные состояния окружающих людей по особенностям жестов, мимики, движений.

Занятие №6

1.Ритуал начала занятия.

  1. Упражнение «Передай улыбку другу».
  2. Игра «Покажи жестами».

4.Разыгрывание ситуаций:

– Мальчик и мама.

– Девочка и прохожий.

– В магазине.

5.Релаксационное упражнение «Огонь и лед».

6.Игра «Мяч в кругу».

7.Игровое упражнение «Пожелание».

  1. Игра-имитация «Мы обезьянки».
  2. Релаксационное упражнение «Штанга».

10.Работа в тетрадях «Мне это нравится».

  1. Ритуал окончания занятия.
3.Кто я такой? 1.Я считаю себя хорошим

Цель: дать представление о чувстве собственного достоинства, о необходимости оценивать собственные поступки, чувства.

Занятие №7

1.Ритуал начала занятия.

2.Игра-драматизация «Почему так?»

3.Дидактическая игра «Мой портрет2.

4.Упражнение «Кто я?»

  1. Релаксационное упражнение «Штанга».

6.Работа в тетрадях «Мои плюсы и минусы».

  1. Ритуал окончания занятия.
2.Мои чувства, желания и переживания

Цель: уметь видеть и понимать себя, свой внешний и внутренний мир, свои желания и переживания.

Занятие №8

1.Ритуал начала занятия.

2.Игровое упражнение «Мне это нравится…»

3.Этическая беседа «Знаешь ли ты себя…»

4.Работа в тетрадях «Исследуем себя».

5.Релаксационное упражнение «Волшебный сон».

6.Игра «Да и нет».

  1. Беседа «Моя мечта».

8.Релаксационное упражнение «Волшебный сон».

9.Музыкальная пауза (прослушивание музыкальных произведений разных

по эмоциональному восприятию и обсуждение внутреннего состояния каждого ребенка в кругу).

  1. Ритуал окончания занятия.
4.Эти «непонятные» взрослые 1.Моя семья

Цель: воспитывать чуткое отношение к близким людям, уважение к их жизненному опыту, чувство семейной сплоченности, потребность радовать своих близких.

Занятие №9

1.Ритуал начала занятия.

2.Игра «Волны».

3.Этически-познавательная беседа «Опиши своих родных».

4.Релаксационное упражнение «Игра с песком».

5.Рисование в тетрадях «Моя семья».

6.Игра «Птенцы».

7.Этюд «Любящие родители».

8.Релаксационное упражнение «Игра с песком».

9.Подвижная игра «Карусели».

  1. Ритуал окончания занятия.
 

2.Как можно все объяснить взрослым.

Цель: воспитывать умение общаться с незнакомыми людьми.

 

Занятие №10

1.Ритуал начала занятия.

2.Игра «Ожившие игрушки».

3.Игра «Общий круг».

4.Этическая беседа «Как можно к другому человеку обратиться с просьбой?»

5.Релаксационное упражнение «Игра с песком».

6.Игра «Найди своих».

7.Игра «Клубочек».

8.Дидактическая игра «Я и взрослые».

9.Релаксационное упражнение «Тепло-холодно».

10.Игра «Где мы были не скажем, а что делали покажем».

  1. Ритуал окончания занятия.
3.На улице и дома (поведение в общественных местах)

Цель: развивать способность воспринимать реальный мир (свой город, улицу) , правильное поведение и общение в общественных местах.

Занятие №11

1.Ритуал начала занятия.

2.Игра «Продолжи дальше».

3.Дидактическая игра «Путешествие по городу».

4.Беседа «Как вести себя на улице».

5.Игра «Передай движение».

6.Игровое упражнение «Мозаика» (парами).

7.Игровое упражнение «Горящая свеча».

8.Игра «Лепим скульптуры».

9.Игра «Гуляем вместе».

  1. Ритуал окончания занятия.
5.Какие мы разные… 1.Ты и я такие разные (умение общаться)

Цель: формировать понятие о том, что все люди разные, учить умению общаться  «глаза в глаза».

Занятие №12

1.Ритуал начала занятия.

2.Игра «Назови друга ласково».

3.Дидактическая игра «Мы – разные».

4.Упражнение «Спиной друг к другу».

5.Игра «Любим – нелюбим».

6.Этюд «Глаза в глаза».

7.Игра – перевоплощение «Как можно понять настроение другого».

8.Релаксационное упражнение «Сбрось усталость».

9.Коллективная работа «Чудо – рисунок».

  1. Ритуал окончания занятия.
2.Одному быть очень грустно…

Цель: дать представление о том, что такое одиночество и почему быть плохо одному.

Занятие №13

1.Ритуал начала занятия.

2.Игра «Испорченный телефон».

3.Беседа «Что такое одиночество?»

  1. Игра «Разговор сквозь стекло».

5.Релаксационное упражнение «Путешествие на облаке».

6.Игра «Передай настроение».

7.Релаксационное упражнение «Медвежата устали».

8.Игра «Кто сказал?»

9.Игра «Ожившие игрушки».

  1. Ритуал окончания занятия.
3.Вместе с друзьями (давайте жить дружно)

Цель: формировать понятие «друг» и «дружба»; воспитывать чувство доброжелательности и участия к другу.

Занятие №14

1.Ритуал начала занятия.

2.Игровое упражнение «Мое настроение».

3.Просмотр мультфильма «Котенок по имени Гав», беседа по содержанию.

4.Релаксационное упражнение «Петрушка прыгает».

5.Подвижная игра «Вспомни имена своих друзей».

6.Игровое упражнение «Пожелание другу».

7.Рисование на тему: «Мой лучший друг».

8.Релаксационное упражнение «Сбрось усталость».

9.Этюд «Два друга».

  1. Ритуал окончания занятия.
6.Наши характеры. 1.Твои поступки и чувства других.

Цель: формировать представление о добре и зле, о хороших и плохих поступках и их влияние на чувства других людей.

Занятие №15

1.Ритуал начала занятия.

2.Игровое упражнение «Прошепчи имя».

3.Игра – драматизация «Узнай себя».

4.Релаксационное упражнение «Солнышко и тучка».

5.Игра «Запрещенное движение».

6.Игра «Ты мне нравишься».

  1. Релаксационное упражнение «Солнышко и тучка».

8.Подвижная игра «Хорошо и плохо».

  1. Этюд «Друзья помирились-посорились»
  2. Ритуал окончания занятия.
2.Дурные привычки.

Цель: дать представление о плохих привычках и их последствиях; формировать представление о страхах и путях их преодоления.

Занятие №16

1.Ритуал начала занятия.

2.Игра «Море волнуется».

3.Рисование парами на свободную тему.

4.Игра «Слепой и поводырь».

  1. Игра «Продолжи движение».
  2. Игра «Покажи жестами».

7.Упражнение «У страха глаза велики».

8.Рисование «Какого цвета мой страх?»

9.Релаксационное упражнение «Из семени в дерево».

10.Беседа по сюжетным картинкам «Какие бывают привычки».

  1. Ритуал окончания занятия.
7.Я умею владеть собой. 1.Умей расслабиться.

Цель: научить игровым приемам произвольного расслабления, дать почувствовать разницу между состоянием напряжения и покоя.

Занятие №17

1.Ритуал начала занятия.

2.Игровое упражнение «Мне нравится».

3.Упражнение «Разговор с лесом».

  1. Игра парами «Надувная кукла».
  2. Игра «Летает-не летает».

6.Игра «Клубочек».

7.Игра «Это правда или нет».

8.Релаксационное упражнение «Что рассказало море».

9.Игра «Обнималки».

  1. Игровое упражнение «Дискотека зайчиков» под музыку.
  2. Ритуал окончания занятия.
2.Как поступить?

Цель: учить принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях; уметь контролировать свое поведение в общении с другими людьми.

Занятие №18

1.Ритуал начала занятия.

2.Упражнение «Сердце группы».

3.Этюд «Так или не так».

4.Дидактическая игра «Поступки хорошие и плохие».

5.Игра «Дотронься до…».

6.Упражнение в тетрадях «Мне это нравится».

7.Релаксационное упражнение «Шарик».

8.Игровое упражнение «Эстафета дружбы».

9.Игра «Живые куклы».

10.Рассматривание серии сюжетных картин на тему: «Как мне поступить?» и беседа по их содержанию.

11.Игра «Змейка».

  1. Ритуал окончания занятия.
3.Не хочу быть плохим («можно» и «нельзя»).

Цель: воспитывать положительные привычки, учить преодолевать отрицательные черты характера.

Занятие №19

1.Ритуал начала занятия.

2.Игровое упражнение «Передай настроение».

3.Просмотр мультфильма по сказке К.Ушинского «Умей обождать» и беседа по его содержанию.

4.Релаксационное упражнение «На лесной полянке».

5.Игра «Да и нет».

  1. Работа в творческих тетрадях «Мои положительные и отрицательные качества».
  2. Релаксационное упражнение «Дерево».
  3. Ритуал окончания занятия.
8.Вместе с друзьями. 1.Будь внимателен к другу.

Цель: формировать способность видеть сверстника, почувствовать единство с ним

Занятие №20

1.Ритуал начала занятия.

2.Игра «Общий круг».

3.Игра «Кубик эмоций».

4.Релаксационное упражнение «Снеговик».

  1. Игра «Мыльные пузыри».

6.Чтение литературных отрывков и изображение детьми названных эмоциональных состояний.

7.Этюд «Бабочки и слоны».

8.Релаксационное упражнение «Садовые цветы».

9.Игра «Бабушка Маланья».

  1. Ритуал окончания занятия.

 

Занятие №21

1.Ритуал начала занятия.

2.Игровое упражнение «Кто сказал?»

  1. Релаксационное упражнение «Шарик».

4.Этюд «Два друга».

5.Подвижная игра «Не намочи ноги».

6.Игровое упражнение «Сердце группы».

7.Творческая игра «Страна вежливости».

8.Этюд «Запачкался».

  1. Релаксационное упражнение «Солнышко и тучка».

10.Игра «Разговор сквозь стекло».

  1. Ритуал окончания занятия.
2.Мы играем вместе.

Цель: учить согласовывать собственное поведение с поведением других людей, способствовать сплоченности действий и возникновению чувства общности.

Занятие №22

1.Ритуал начала занятия.

2.Игра «Радио».

3.Риование «Волшебные шары» (изобрази настроение на воздушном шаре).

4.Релаксационное упражнение «Сбрось усталость».

  1. Упражнение «Изобрази музыку».

6.Релаксационное упражнение «Солнечный зайчик».

7.Игра «Сиамские близнецы».

  1. Игра «Покажи жестами».
  2. Релаксационное упражнение «Качели».

10.Игра «Марионетки».

  1. Ритуал окончания занятия.

 

3.Я помогу другу.

Цель: способствовать возникновению взаимопомощи  в игре, проявлению сопереживания и сострадания.

Занятие №23

1.Ритуал начала занятия.

  1. Игра «Передай настроение».

3.Игра «Кто смешнее засмеется».

  1. Релаксационное упражнение «Качели».

5.Игра «Мышата в мышеловке».

6.Игровое упражнение «Поезд».

  1. Ритуал окончания занятия.

 

Занятие №24

1.Ритуал начала занятия.

2.Упражнение «Комплимент».

3.Игра «Обнималки».

4.Рисование парами ( «сиамские близнецы»).

5.Релаксационное упражнение «Солнышко».

6.Игра «Мышата в мышеловке».

  1. Ритуал окончания занятия.

 

Занятие №25

1.Ритуал начала занятия.

  1. Упражнение «Запомни движение».

3.Упражнение «Кто больше знает имен».

4.Игра «Кто смешнее засмеется».

5.Релаксационное упражнение «Снежинки».

6.Игровое упражнение «Дискотека зайчиков».

  1. Ритуал окончания занятия.
4.Добрые слова и пожелания другу.

Цель: учить видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других людей.

Занятие №26

1.Ритуал начала занятия.

  1. Игровое упражнение «Пожелания».

3.Этюд «Садовник и цветы».

4.Лепка из пластилина «Волшебные ожерелья».

  1. Релаксационное упражнение «Снежинки».

6.Упражнение «Я хотел бы быть таким, как ты».

  1. Ритуал окончания занятия.

 

Занятие №27

1.Ритуал начала занятия.

2.Конкурс хвастунов.

3.Игра «Волшебные очки».

4.Рисование открыток в подарок другу.

  1. Релаксационное упражнение «Огонь и лед».

6.Игра «Обзывалка».

  1. Ритуал окончания занятия.

 

Занятие №28

1.Ритуал начала занятия.

2.Игра «Клубочек».

3.Игра «Эхо».

4.Игра «Живые куклы».

  1. Релаксационное упражнение «Огонь и лед».

6.Игра «Добрые волшебники».

  1. Ритуал окончания занятия.

 

5 Мастерим вместе.

Цель: развитие взаимопомощи, способности принимать планы и замыслы другого человека и радоваться его успеху.

Занятие №29

1.Ритуал начала занятия.

2.Игра «Море волнуется».

  1. Игра «Да и нет».

4.Рисование по кругу «Закончи рисунки».

  1. Релаксационное упражнение «Тепло-холодно».

6.Игровое упражнение «Заблудившиеся дети».

  1. Ритуал окончания занятия.

 

Занятие №30

1.Ритуал начала занятия.

  1. Игра «Дотронься до…».
  2. Игровое упражнение «Эстафета дружбы».

4.Игра «Бабушка Маланья».

  1. Релаксационное упражнение «Тепло-холодно».

6.Совместное рисование «Наша картина».

  1. Ритуал окончания занятия.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

4. Перечень литературно-методического обеспечения программы.

1. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. – М.: Владос, 2003. -160 с.
2. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет) – СПб.: Детство-Пресс, 2000. -384с.
3. Арцишевская И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М.: Книголюб, 2003. – 56с.
4. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. -240с.
5. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. -М.: АРКТИ, 2001. – 48с.

Разработала педагог-психолог:
Ветюгова Ольга Юрьевна

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.