“Новые приключения Красной шапочки” – конспект открытого занятия

Конспект открытого занятия на тему:

Развивающие игры как средство формирования эмоциональной сферы дошкольников с ОВЗ

“Новые приключения Красной шапочки”

ВВЕДЕНИЕ

«Для дитя игра — действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не может еще войти по сложности ее явлений и интересов».

К.Д.Ушинский

В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали ученые К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин. При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно – развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании:

· Технология разноуровневого обучения

· Коррекционно – развивающие технологии

· Технология проблемного обучения

· Проектная деятельность

· Информационно-коммуникационные технологии

· Здоровьесберегающие технологии

· Игровые технологии

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Основные принципы организации игры:

· Отсутствие принуждения

· Развитие игровой динамики

· Поддержание игровой атмосферы

· Переход от простейших игр к сложным

· Поддержания – к игровой инициативе

· Взаимосвязь игровой и учебной деятельности

· Углубление содержания игровых заданий

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

Так же при подборе игр для детей с ОВЗ следует учитывать следующие требования:

· Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;

· Учет структуры дефекта;

· Подбор игрового материала с постепенным усложнением;

· Связь содержания игры с системой знаний ребенка;

· Соответствие коррекционной цели занятия;

· Учет принципа смены видов деятельности;

· Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;

· Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.

Игра сама по себе универсальный стимулятор. Игровые технологии в обучении детей с ОВЗ являются эффективным обучающим инструментом, который понятен и интересен обучающимся. Главное, в поддержании игрового интереса чуткость, наблюдательность педагога, проявление творческого подхода в организации игры, умение заинтересовать ребенка игровым сюжетом. Для того, чтобы занятия вызывали интерес и приносили положительные. Каждый вид игры выполняет специфические функции.

Развивающие игры — игры, в процессе которых происходит развитие или усовершенствование различных навыков. Дети, играющие в развивающие игры, тренируют собственные мышление, изобретательность, воображение, креативность.

Термин «развивающие игры» может также употребляться для обозначения серий гимнастических упражнений с ребенком младенческого возраста для развития тонуса мышц и общей подготовки.

С развивающими играми связан термин «раннее развитие детей», и методики Монтессори, Домана, Никитиных (игры «Сложи узор», «Кубики для всех», «Уникуб»), Н. А. Зайцева («Кубики Зайцева»), детские спортивно-игровые комплексы В. С. Скрипалева.

Типы, характер, содержание и оформление определяются конкретными воспитательными задачами применительно к возрасту детей с учётом их развития и интересов. Начало применения развивающих игр в педагогических целях в игре допускается в возрасте от (0)1 года, и в зависимости от развития ребенка в каждом частном случае.

· по возрастным группам:

  • для детей от 0 до 1 года
  • для детей от 1 года до 3-х лет;
  • для детей от 3-х лет до 7 лет;
  • для детей старше 7 лет и взрослых;

· по типу:

  • масса для лепки;
  • тесто для лепки;
  • пластилин;
  • краски;
  • аппликации;
  • головоломки;
  • обучающие (кубики с буквами и цифрами, карточки с изображениями предметов и животных);
  • конструкторы.

· Внутри каждой возрастной группы есть разделения по темам:

  • на логику,
  • на чтение,
  • на счет,
  • на умение различать и называть цвета, фигуры,
  • на расширение кругозора,
  • на развитие внимания и памяти.

Конспект открытого занятия:

“Новые приключения Красной шапочки”

Красная шапочкаЦель занятия: Развитие высших психических функций. Развитие эмоциональной сферы. Развитие речевой активности и коммуникативных навыков. Умение действовать в группе.

Задачи:

1. Вызвать интерес к занятию и положительные эмоции; воспитывать дружеские чувства в коллективе с помощью игры;

2. Приобщение к совместной игровой деятельности;

3. Побуждение к развитию речи и коммуникативных навыков; развитие движений и правильной координации тела у воспитанников.

4. Закрепление пройденного материала.

Количество детей: 3-5

Ход занятия:

Взрослый:

– Здравствуйте ребята, сегодня к нам в гости пришла красная шапочка (показывает куколку). Скоро новый год и мама снова отправила ее к бабушке отнести гостинцы, Вы помните что в прошлый раз случилось с красной шапочкой?? (задает вопрос детям, обратная реакция)

– В прошлый раз красную шапочку чуть не съел серый волк.

– Поэтому она пришла к вам, чтобы вы, ребята, ей помогли добраться до домика бабушки. Ну что, поможем ей? (спрашивает детей, обратная реакция).

Упражнение 1.”Знакомство”

дети должны по очереди назвать свое имя, Каждый в силу своих возможностей.

Цель: создание положительного эмоционального фона.

Упражнение 2. «Построй дорожку»

Цель: Развитие устойчивости внимания. Ориентировка на плоскости. Развитие восприятия цвета и формы.

Содержание: Детям предлагают помочь герою сказки добраться до определенного места путем построения дорожки. Чтобы построить дорожку, необходимо закрывать на карте названные взрослым определенные геометрические фигуры.

Инструкция:

Взрослый:

– Красная шапочка запомнила дорогу и рассказала мне как она выглядит у каждого из вас есть лист бумаги, кто правильно поставит на нем нужны фигуры по карте того мы и отправимся в путь.

– Посмотри внимательно на свои листы. Я буду называть фигуры, а вы должны поставить подходящие фигуры вы нужное место.

– Внизу листа есть место для квадрата поставьте туда красный квадрат.

Над красным квадратом, ставим синий треугольник.

Справа от него ставим зеленый прямоугольник, туда где для нарисовано место.

Рядом с прямоугольником ставим красный треугольник.

Над красным треугольником ставим синий прямоугольник, так же как на рисунке.

Над прямоугольником зеленый квадрат.

Над квадратом желтый прямоугольник.

Над желтым прямоугольником зеленый треугольник.

Чья карта оказывается точнее тот должен назвать все фигуры и их цвета, он становиться ведущим в следующей игре.

Примечание. Если ребенок самостоятельно не справляется с заданием, то рассмотрите с ним карту и фигуры. Особо выделите те признаки геометрических фигур, на которые он должен ориентироваться при выполнении задания. Фигуры и карта могут варьировать по формату, форме, величине и количеству. Фигуры могут быть вырезанные из цветного картона или использоваться с набора психолога “Пертра”.

Упражнение 3. “Паровоз”

Цель: Развитие умение действовать по сигналу, ориентировка в пространстве, ловкость быстрота реакций, внимательность. Развитие классификации и обобщения. Развитие восприятие цвета, счета. Развитие навыка имитации и воспроизведение звуков животных, сопричастия к окружающему миру. Активизация двигательной активности

Взрослый:

– Карта у нас есть теперь пора отправляться в путь.

Нам нужно сесть на поезд, у нашего поезда разного цвета вагончики, у каждого из вас будет свой вагончик со своим цветом, и билетом на него. Тот, кто лучше всех сделал карту, наш картовед, он будет в кабине машиниста, он будет водить.

Остальным детям дают цветной билет с номером вагона, по периметру комнаты в разных местах есть цветные круги (любой другой обозначающий определенный цвет, предмет). Каждый ребенок называет цифру и цвет своего билета.

– По свистку (или звуку “Ту-ту”) нашего ведущего, вы должны зацепиться за него и встать паровозиком по номеру своего билета (если они не могут сориентироваться, взрослый или ведущий ставит каждого ребенка в последовательности “согласно купленным билетам”)

– По второму свистку вы отправляетесь в путь. Но когда музыка остановиться вы должны каждый занять свое место. Это значит мы прибыли на станцию.

Дети паровозиком передвигаются по кругу (под музыку)

Первая остановка. Дети становятся на свои места (по “цветным” зонам).

Взрослый: Показывает картинку с аплодисментами.

– Внимание, внимание мы прибыли на станцию “Хлопушкино”. Дети на этой станции мы все должны похлопать (дети хлопают).

Затем дети снова собираются в поезд и по сигналу ведущего отправляются по кругу (под музыку)

Вторая станция. Музыка останавливается. Дети встают на свои места.

Взрослый показывает карточка с коровой:

– Дети кто это? (обратная реакция)

– А где корова обитает? Корова, это дикое или домашнее животное? (обратная реакция)

– Внимание, внимание мы прибыли на станцию “Мумушкино”. Дети давайте поздороваемся как здороваются коровы, как они делают? (дети мычат)

Затем дети снова собираются в поезд и по сигналу ведущего отправляются по кругу (под музыку

Третья станция. Музыка останавливается. Дети встают на свои места.

Взрослый показывает карточка с курицами:

– Дети кто это? (обратная реакция)

– А где курица живет? Курица, это дикое или домашнее животное? (обратная реакция)

– Внимание, внимание мы прибыли на станцию “Кукарекушкино”. Дети давайте поздороваемся как здороваются курочки и петухи, как они делают? (дети кукарекают)

Затем дети снова собираются в поезд и по сигналу ведущего отправляются по кругу (под музыку

Четвертая станция. Музыка останавливается. Дети встают на свои места.

Взрослый показывает карточка с кошкой:

– Дети кто это? (обратная реакция)

– А где кошечка живет? Кошка, это дикое или домашнее животное? (обратная реакция)

– Внимание, внимание мы прибыли на станцию “Мурмуркино”. Дети давайте поздороваемся как здороваются кошечки, как они делают? (дети мяукают)

Пятая станция. Музыка останавливается. Дети встают на свои места.

Взрослый показывает карточка с овечкой:

– Дети кто это? (обратная реакция)

– А где овечка живет? Овечка, это дикое или домашнее животное? (обратная реакция)

– Внимание, внимание мы прибыли на станцию “Овечкино”. Дети давайте поздороваемся как здороваются барашки как они делают? (дети блеют)

– Можете садиться по местам.

Можно попросить перечислить детей всех домашних животных которых они встретили по пути на станциях. А так же назвать тех домашних животных которых на станции не было.

Взрослый:

– Мы прибыли к бабушке красной шапочки. А давайте угадаем, какие гостинцы красная шапочка принесла своей бабушке?

Упражнение 4. “Пироженки”

Цель: Развитие эмоциональной отзывчивости, эмпатии. Познакомить ребенка с предметами различной фактуры и материалами. Развитие тактильного восприятия.

Инструкция: Ребенок должен распознать на ощупь как можно больше боченков со схожей фактурой и свойствами.

Взрослый достает мешочек с тактильными бочонками “goki”.

Взрослый:

– Вот мешочек с пряниками для бабушки, я подойду к каждому из вас, а вы должны засунуть в мешочек руку и выбрать пряник, не подглядывая, расскажите, какой вам попался.

В зависимости от количества детей каждому из них предлагается определенное количество боченков для “опознания”, ребенок на ощупь должен определить тактильные качества бочонка, а затем достать его, назвать цвет и поставить в нужную ячейку.

– Молодцы ребята.

Мы уже почти проводили красную шапочку до дома. Но во дворе у нее собачка есть давайте с ней поиграем, она так любит играть с детьми, а красная шапочка редко приезжает к бабушке.

Упражнение 5. “Лохматый пес”

Цель: активизация речевой деятельности, развитие памяти и быстроты реакции, формирование способности имитировать животных (собаку).

Инструкция. Из числа играющих выбирают «пса». Он сидит в стороне. Другие дети медленно идут к нему, приговаривая:

– Вот сидит лохматый пес, в лапки свой уткнувши нос. Тихо, мирно он сидит, не то дремлет, не то спит. Подойдем к нему, разбудим и посмотрим, Что же будет?

Дети тихонько подходят и хлопают в ладоши. «Пес» вскакивает, лает(может рычать) и ловит детей. Пойманный игрок становится водящим «псом».

Методические указания. Эта игра отличается большой интенсивностью, поэтому необходимо следить за тем, чтобы дети не перевозбудились.

Взрослый:

– Вот и проводили красную шапочку до бабушки. Теперь можно и прощаться. Дети вам понравилась сегодняшняя встреча? (обратная реакция)

– А красная шапочка и вам приготовила гостинцы.

Достать из мешочка конфеты (можно фрукты, леденцы и т.д.)

В зависимости от количества детей и времени выполнения задания, подведение итогов с детьми, либо после каждого упражнения, либо в конце занятия.

Список использованной литературы:

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М., 1987.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. – М., 1988.
3. Игры – обучение, тренинг, досуг… / Под ред. В.В.Петрусинского. – М., 1994.
4. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. – М., 1990.
5. Минкин Е.М. От игры к знаниям. – М., 1983. .
6. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. – М., 1990.
7. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. – М.: РПА, 1996.
8. Хейзинга И. В тени завтрашнего дня. – М., 1992

Составитель:
Педагог-психолог
Джиоева Э.С.

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.