Аннотация: Конспект занятия поможет воспитателям и педагогам-психологам увидеть, какими способами и приемами можно развивать все виды памяти: вербальную, слуховую, двигательную. В занятии также использована мнемотехника с психомоторным блоком.
Открытое занятие по развитию памяти у детей старшего дошкольного возраста на тему: «Забывчивый ежик»
Участники: дети старшей группы «Капельки».
Оборудование: ежик-игрушка, машинки разного цвета и разноцветные гаражи из кубиков, фигуры из картона раной формы, картинки к упражнению «назови пару», схема к стихотворению «Веселый еж», 2 мячика.
Цель: развивать внимание и память.
Задачи:
· Развивать осязательную память, тактильные ощущения;
· Развивать ассоциативную память;
· Развивать зрительную память, наблюдательность;
· Развивать способность к произвольному запоминанию.
Ход занятия:
1. Приветствие.
На мольберте картинки с изображениями разных приветствий (рукопожатие, объятья, кулачками, ладошками и т.п.). детям предлагается выбрать подходящее для них приветствие и поздороваться таким образом с педагогом.
Ребята проходят и садятся за столы.
Затем взмахом руки с гостями.
2. Основная часть.
– У меня в кабинете живет игрушечный ежик, с ним давно не играли ребята и он загрустил. Я разрешила ему поиграть в игрушечные машинки, пока он играл, он забыл какую машинку брал из какого гаража. Давайте поможем ему вспомнить. Мы с вами будем выполнять различные задания, а в них будут подсказки для ежика.
– Но сначала давайте с вами вспомним, что такте память и зачем нам она? (ответы детей). Правильно, у человека есть такая способность, запоминать информацию, хранить ее в голове, а при необходимости воспроизводить.
– О памяти, как и о всем организме человека, тоже нужно заботиться. Для того, чтобы память была отличная, необходимо соблюдать правила. На слайде появляются правила: прогулки на свежем воздухе, зарядка, режим дня, здоровый сон, правильное питание, и, конечно, тренировки с помощью специальных упражнений.
Мы с вами сейчас будем выполнять упражнения, а в них будем искать подсказки для ежика.
1. Упражнение – разминка «Назови пару»
Я буду показывать вам картинки и одновременно называть слово, подходящее к этой картинке. Ваша задача запомнить слова к каждой картинке. Затем я буду показывать картинку, а вы должны вспомнить слово, подходящее к этой картинке.
2. Упражнение «Фигуры»
Ребенок с закрытыми глазами (на ощупь) исследует фигуру, а потом должен ее зарисовать.
Все фигуры белые, одна желтая, это и есть подсказка для ежика. Педагог ставит машинку в гараж, проговаривая, зеленая машинка в желтом гараже. (цвет машинок не определяют, он задан педагогом изначально, подсказки только для гаражей, но допускается изменение)
3. Минутка отдыха. Игра «Поменяйтесь местами».
Дети выходят и встают в круг. Педагог внутри круга. Проходя по кругу, педагог дает двоим ребятам в руки мячики. У кого мячики, те должны быстро поменяться местами.
Мячики синие. Это подсказка, что красная машинка стоит в синем гараже.
4. Упражнение «Учим четверостишие»
Веселый еж
Колючий бок
Спешил домой
И нес грибок.
Учим с помощью опорных схем.
Затем, когда дети выучили, они рассказывают стихотворение одновременно проводя указательным пальцем по пунктирной линии-дорожке.
На одной из схем у ежика зеленые штаны. Это подсказка желтая в зеленом гараже.
5. Упражнение «Рассмотри и запомни»
На экране картинка для запоминания.
– Ребята, я дам 20 секунд, внимательно рассмотрите картинку, кто на ней, что на ней, какого цвета. Затем я закрою картинку, а вы должны вспомнить и ответить на мои вопросы.
Кто пришел к мишке на чай? (белка и ежик)
Какое угощение принесла белочка? (орех)
Какое угощение принес ежик? (грибок)
Сколько всего зверят решили попить чай? (3)
Что стоит у мишки на полке? (тарелки и кувшин) Сколько тарелок? (2)
Какого цвета был чайный сервиз у мишки? (красный)
– Ребята, это последняя подсказка, синяя машинка стояла в красном гараже.
– Ребята мы с вами помогли ежику навести порядок и правильно расставить машинки в гараж. Но у нас ежиком к вам есть еще один вопрос. Сможете ли вы вспомнить какая машинка в каком гараже стоит?
Зеленая в желтом.
Красная в синем.
Желтая в зеленом.
Синяя в красном.
– Отлично, молодцы! Ежик пришел к вам не с пустыми руками, а приготовил вам угощение. Я вам его передаю. Спасибо вам большое.
Подготовила педагог-психолог
высшей квалификационной категории
Румянцева Ирина Александровна