Профилактика наркомании

Профилактика наркоманииАннотация: Профилактика наркомании у подростков – функции воспитателя и психологические факторы устойчивости.

Девиантное поведение – поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации и уклонении от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением (Кулаков С.А)

Типы отклоняющегося поведения

1. делинквентное,
2. аддиктивное,
3. патохарактерологическое,
4. психопатологическое
5. на базе гиперспособностей

Аддиктивное поведение – один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций (Ц.П.Короленко, Т.А.Донских)

Нехимические адикции

• гэмблинг (тяга к азартным играм);
• интернет-аддикция;
• сексуальная аддикция;
• аддикция отношений или созависимость;
• шопинг (аддикция к трате денег);
• трудоголизм.

Химические аддикции:

• алкоголизм;
• наркомания;
• токсикомания.

Психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения

1) сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций;
2) скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством;
3) внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед
стойкими эмоциональными контактами;
4) стремление говорить неправду;
5) стремление обвинять других, зная, что они невиновны;
6) стремление уходить от ответственности в принятии решений;
7) стереотипность, повторяемость поведения;
8) зависимость;
9) тревожность.

Мотивация употребления алкоголя и наркотических веществ

  • Атарактическая мотивация
  • Гедонистическая мотивация
  • Мотивация с гиперактивацией поведения
  • Субмиссинная мотивация
  • Псевдокультурная мотивация

Зависимое поведение – внешние действия человека, связанные с непреодолимым влечением к какому – либо объекту, психологической зависимостью от него.

Объект зависимости, с одной стороны, является средством удовлетворения потребности, лежащей в основе влечения, а, с другой стороны – ведущим мотивом деятельности.

Психическая зависимость – стремление (влечение) постоянно принимать наркотический или другой препарат с тем, чтобы вновь испытывать желаемые ощущения либо устранять явления психологического дискомфорта

Синдром психологической зависимости

• Формирование представления об интоксикации как единственно возможном комфортном состоянии, обеспечивающем максимально возможную психологическую работоспособность;
• Формирование обсессивного влечения к этому комфортному состоянию;
• Ощущение себя наркозависимыми как управляемыми со стороны

Функции зависимого поведения

• Познавательная функция (удовлетворение любопытства, изменение восприятия, расширение сознания).
• Гедоническая функция (получение удовольствия)
• Психотерапевтическая функция (релаксация при наличии стрессовых ситуаций или эмоционального напряжения; повышение уровня комфортности; снятие барьеров в поведение, которое пугает).
• Компенсаторная функция (замещение проблемного функционирования в сферах сексуальной жизни, общения, развлечений и др.).
• Стимулирующая функция (повышение продуктивности деятельности).
• Адаптационная функция (приспособление к группе сверстников, употребляющих наркотики)
• Анестетическая функция (избегание боли)

Невротические наклонности (К. Хорни)

1. В любви и одобрении
2. В руководящем партнере
3. В четких ограничениях
4. Во власти
5. В эксплуатировании других
6. В общественном признании
7. В восхищении собой
8. В честолюбии
9. В самодостаточности и независимости
10. В безупречности и неопровержимости

Основные клинические формы невротических расстройств

• Неврастения
• Истерический невроз
• Невроз навязчивых состояний

– По. Б.Д. Карвасарскому, 1980 г.

Три типа невротических конфликтов по В.Н. Мясищеву (1960)

• Истерический
• Неврастенический
• Психастенический
• Между завышенными притязаниями и требованиями окружающей среды (мне должны, но не дают)
• Между требованиями к себе и собственными возможностями (я должен, но не могу)
• Между конкурирующими личностными тенденциями (я должен это и должен то)

Функции воспитателя

• – помогали детям развить умение вести здоровый, продуктивный образ жизни;
• – помогали детям обрести ориентиры на будущее, включающие
продолжение их образования и ответственное отношение к себе и другим;
• – помогали детям научиться правильно общаться со сверстниками и
противостоять дурному влиянию с их стороны;
• – помогали детям развивать дружеские отношения, которые оказывают благотворное влияние и способствуют их собственному развитию;
• – помогали детям выработать правильное поведение, помогающее справляться с возможными неудачами, отказами и постигающими разочарованиями;
• – информировали детей об алкоголе и каждом из видом наркотиков в отдельности и помогали им подыскать конкретные причины для отказа от каждого из них.

Психологические факторы устойчивости

1) чувство юмора;

2) внутренний самоконтроль, ребенок чрезвычайно целеустремленный; стрессоустойчивость;

3) важность взаимоотношений по крайней мере с одним взрослым человеком помимо родителей. Учитель может иметь огромное влияние на поведение ребенка;

4) привязанности – склонность жить по законам и нормам общества, школы, общины и/или семейным стандартам:

• – преданность, близость, открытость;
• – обязательства перед социальной группой и возложенные на нее надежды;
• – убеждения и совпадающие с принятыми в социальной группе нравственные ценности (семья, школа);
• – условия, способствующие возникновению привязанностей:

  • возможность активного участия в работе социальной группы. Учащийся имеет определенные обязанности и добивается успехов в их выполнении;
  • успешное овладение необходимыми умениями;
  • признание и одобрение умелых действий.

5) Нормы, исключающие употребление алкоголя и наркотиков, принятые: в семье, в школе, в общине.

Иванченко Оксана Петровна,
педагог-психолог

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.