Гиперактивные дети

Аннотация. В статье рассматриваются причины возникновения синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей; особенности проявления СДВГ в поведении ребенка. Предложены рекомендации родителям, как правильно взаимодействовать с детьми, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Гиперактивные дети

sportВопросом СДВГ интересуются специалисты из разных отраслей науки: медики, психологи, педагоги, но пока этот вопрос остается недостаточно изученным и проблема оказания помощи остается не решенной.

Результаты исследований говорят, что СДВГ страдают в среднем от 4 до 12 % детей и подростков по всему миру. Следует учесть, что данная проблема более распространена среди мальчиков. СДВГ может быть у представителей разных социальных групп.

Причинами возникновения СДВГ являются генетические факторы, органические повреждения головного мозга, а также психологические и социальные факторы.

Слово гиперактивный происходит от греческого слова «hyper» – «над», «сверху», и латинского «actives» – действенный, деятельный.

Критерии гиперактивности у детей

Это, прежде всего, невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

У таких детей, несмотря на их повышенную активность, очень низкая продуктивность деятельности.

Невнимательность гиперактивных детей проявляется в том, что они не в состоянии длительно сосредотачиваться на каком-либо действии, часто отвлекаются, не могут сконцентрироваться на выполнении задания и в результате допускают много ошибок, не заканчивают начатое дело и выполняют его весьма небрежно. Они не слушают речь, обращенную к ним. Им трудно усваивать и соблюдать правила. Часто забывают и теряют свои вещи и не умеют себя организовать. Малышу могут поставить диагноз «невнимательность», только в том случае, если ему свойственно не мене шести перечисленных признаков, в которые наблюдаются в течение полугода постоянно и не позволяют ребенку адаптироваться в группе ровесников.

Гиперактивность проявляется в повышенной моторной активности, постоянной болтливости и суетливости. Все части их тела в постоянном движении: кисти рук, стопы; они ерзают на стуле и вертятся в разные стороны, часто вскакивают, постоянно куда-нибудь забираются, мало спят. Их активность имеет бесцельный характер и порой бывает небезопасна.

Предположить наличие у ребенка гиперактивности можно только при наличии не менее шести признаков в течение полугода. Если воспитатель по вышеуказанным критериям предполагает, что у ребенка может быть гиперактивность, то он может в тактичной форме рекомендовать родителям проконсультироваться у невропатолога или психолога.

Импульсивность. Таким детям трудно контролировать свое поведение, они отвечают на вопросы, не дослушав их до конца и не задумываясь над их смыслом. Импульсивные дети не умеют ждать своей очереди, вмешиваются в разговоры и перебивают других.

Как помочь гиперактивному ребенку

Прежде всего, помощь должна быть комплексной, при участи нескольких специалистов: невролога, психолога, логопеда, педагога и в обязательном порядке, родителей. Многие дети с таким диагнозом обладают высокими компенсаторными возможностями. Главное, обеспечить им подходящие условия для включения компенсаторных механизмов. Прежде всего, необходимо наличие в домашней среде доброжелательной семейной атмосферы, соблюдение режима дня и огромное желание родителей помочь своему малышу. Большим плюсом для ребенка будет, если он будет заниматься по специальной программе. А также необходима медикаментозная поддержка. При соблюдении этих условий, будут получены высокие результаты и ребенок сможет успешно учиться в общеобразовательной школе.

Большую роль в развитии гиперактивного ребенка может сыграть врач, так как родители более склонны доверять врачу, чем психологу или другому специалисту. Он должен объяснить родителям, что имеющиеся проблемы в поведении ребенка появились в результате нарушений на физиологическом уровне и их невозможно решить путем запретов и наказаний. Ребенок просто не в состоянии справиться со своим поведением, как бы он этого не хотел.

Коррекцию эмоциональной сферы проводит психолог по специально разработанной индивидуальной программе, приобщая к этому педагогов и родителей. Педагог также проводит процесс обучения ребенка с учетов его индивидуальных особенностей и семейной обстановки. Только совместная слаженная работа всех специалистов и родителей даст необходимый результат.

Работа с гиперактивными детьми проводится в трех направлениях:

• развитие дефицитарных функций (внимания, контроль поведения и двигательный контроль);

• выработка навыков взаимодействия с окружающими (с ровесниками и со взрослыми);

• работа с аффективным поведением (развивать способность справляться с гневом).

Развивая дефицитарные функции, коррекционную работу необходимо начинать с какой-то одной функции, так как гиперактивному ребенку сложно одновременно и концентрироваться на поставленной задаче и оставаться спокойным. Только после того, как будут развиты отдельные функции, можно переходить к тренировке всех трех функций.

При отработке навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками начинать надо с индивидуальной работы, в процессе которой ребенка учат слушать, слышать, понимать инструкции, разрабатывать самому правила поведения и соблюдать их. Потом постепенно вовлекают в игровое взаимодействие с небольшой группой детей и только после прохождения этих этапов ребенка приглашают участвовать в общегрупповых играх. В противном случае ребенок перевозбуждается и теряет над собой контроль.

При коррекции аффективных состояний ребенка можно использовать приемы и методы, которые применяют при работе с агрессивными детьми.

Рекомендации родителям гиперактивного ребенка

1. С гиперактивным ребенком следует говорить мягко, спокойно, без криков и указаний. В случае успешных действий ребенка не использовать эмоционально приподнятый тон, так как эта эмоциональность переполнит ребенка, и он не сможет дальше продолжать работу.

2. Нельзя завышать требования к ребенку и увеличивать учебные нагрузки. Это приведет к переутомлению и отказу от учебной деятельности.

3. Рабочее место, где ребенок занимается, должно быть тихим и спокойным. Желательно присутствие кого – либо из взрослых, когда он занимается, для того чтобы поддержать его и в случае необходимости помочь.

4. Гиперактивным детям трудно переключаться с одного вида деятельности на другой, поэтому необходимо заранее, за 3-5 минут предупреждать малыша о смене занятий.

5. Нагрузка для ребенка должна быть с учетом его возможностей. Такой малыш может заниматься какой – либо деятельностью только в течение 10 минут. Поэтому следует дать ему несколько минут для отдыха и только после этого продолжить занятие.

6. Гиперактивному ребенку трудно быть аккуратным при выполнении заданий. Важно, чтобы он получал удовольствие от выполнения задания, чтобы почувствовал успех в данной деятельности. И тогда можно будет постепенно приучать его к аккуратности.

7. Родители должны устанавливать ребенку четкие границы дозволеного для его же безопасности. Тактика вседозволенности недопустима.

8. Следует чаще хвалить за успехи, даже самые незначительные, с целью развития уверенности в себе и формирования адекватной самооценки. Делать следует это спокойным тоном, без излишних эмоций.

9. Важно правильно давать ребенку инструкции. Они должны быть короткими, немногословными. После того как он выполнил одно задание, давать другое и при этом контролировать их выполнение.

10. Для гиперактивного ребенка не должно быть много запретов. Они должны быть четко сформулированы и определены санкции за их нарушения. Важно, чтобы родители были последовательными в применении санкций. Этот процесс не должен зависеть от настроения взрослых.

11. Если ребенок не умышленно совершил проступок, то лучше его простить и не наказывать. Ведь он старался, но не справился. Важно объяснить ребенку, что все могут ошибаться и указать на то, что он может исправить свою ошибку. При этом проявить уверенность в том, что он справиться.

12. Важно поощрять ребенка за выполнение требований и правил. Например, можно выдавать жетоны за хорошие поступки, а потом обменивать их на награды, предварительно прояснив, что ребенок любит.

13. Запрещая что-либо ребенку, не следует говорить ему резкое «нет», лучше предложить ему возможность выбора.

14. Желательны регулярные спокойные прогулки родителей с ребенком перед сном, в процессе которых можно поговорить с ребенком о его жизни, о том, что его беспокоит, с кем дружит, о чем мечтает. Это позволит вам наладить доверительные взаимоотношения с малышом, а ему почувствовать свою значимость и нужность вам. Доброжелательная беседа и свежий воздух помогут ему снять напряжение и успокоиться.

Самое важное в общении с гиперактивным ребенком – сохранять спокойствие и хладнокровие. Он очень нуждается в поддержке взрослого.

Пусть ваши взаимоотношения всегда будут гармоничными!

Смольникова Анна Анатольевна,
педагог-психолог

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.