Песочная терапия в работе с дошкольниками

В системе традиционных и нетрадиционных методов коррекции всё больше места занимают специальные техники, одна из которых – песочная терапия.

Пескотерапия (sandplay) – это терапия игрой, увлекательный, творческий и в то же время исцеляющий процесс.

песочная терапияПринципы игр на песке очень просты и незатейливы. Они являются обучающими, познавательными, проективными. Обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.; проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.

Впервые принцип “песочная терапия” был предложен Карлом Густавом Юнгом, психотерапевтом. По мнению К. Юнга, процесс игры в песок высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике.

Основополагающая идея песочной игротерапии заключается в том, что ребенок, перенося на плоскость песочницы свои фантазии и переживания, может контролировать самостоятельно свои побуждения, выражая их в символической форме.

Цель песочной терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его специальным поведенческим навыкам, а дать ребенку возможность быть самим собой. С детьми 3-3,5 лет уже можно заниматься песочной терапией. Развивает тактильную чувствительность, мелкую моторику, речь, мышление ребенка.

Метод песочной терапии способствует: развитию эмоций у детей, развитию фантазии, мелкой моторики, тактильных ощущений, связной речи; наиболее эффективен в коррекции страхов, тревожности, замкнутости, агрессии, гиперактивности.

Ребенок в процессе песочной игры выражает свои самые глубокие эмоциональные переживания, освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.

Дети старшего дошкольного возраста с большим желанием совершают увлекательные путешествия по стране песочных игр, где их, как обычно, ждут новые приключения и знакомства. А также проявляют творческую активность в сочинении сказок на песке.

В песочных играх дети получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместно преодолевают трудности, сплачиваются, учатся слушать и слышать друг друга. Игры с песком позволяют поглубже познакомиться со свойствами предметов окружающего мира, формируют начальные математические представления, учат слаженной работе глаз и рук.

Играть с песком можно не только летом, но и круглогодично, использовать песочный планшет, разные по цвету и форме песочницы в детском саду, для занятий дома подойдут пластиковые емкости, контейнер, тазик, лоток. Противопоказанием для игр в песке являются ссадины, царапины на руках ребенка, аллергия, астма (выясняем заранее у родителей).

Играть с дошкольниками можно как в сухой так и мокрый, влажный песок. Для детей 6-7 лет характерно проигрывание на песке волнующих проблем и самостоятельное их разрешение, с ними можно заниматься воссозданием сказки или любимого сюжета на песке, психокоррекцией.

Педагог знакомит детей со своей игрушкой-посредником, в играх с песком – это может быть «Песочная фея». Игрушка должна быть красивой и интересной для детей. Песочная фея – это добрая волшебница, которая любит детей, игрушки, ей очень хочется познакомиться с детьми и их игрушками. Песочная фея приглашает всех к себе в гости в песочницу, в свой песочный мир. Взрослый через эту игрушку объявляет все правила поведения, запреты и поощрения.

Игра в песок, особенно для малышей первых-вторых младших групп, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии. Воспитатели младших групп могут использовать игры с песком в качестве психопрофилактического средства в период адаптации детей к жизни в детском саду.

Малышам очень нравится делать упражнения «Волшебные ладошки», «Отпечатки наших пальчиков», «Следы животных» (зайчика – пальчиками, «мишки-топтыжки» – кулачками, змейки – ребром ладошки), приятно делать секретики, закапывать в песок свои ручки.

Игры «Секретик», «Что спрятано в песке?» В песке прячутся любимые игрушки, задача ребенка – откапать «секретик», а потом сделать похожий.

Рисунки на песке. С помощью палочки можно рисовать солнышко, волшебные цветочки, волшебные домики, цифры, буквы и вообще целый картины.

Эти упражнения в песке обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, во-вторых с развитием мелкой моторики, мы развиваем речь ребенка, учим прислушиваться к себе, к своим ощущениям, развиваем память, внимание. Но, самое главное, ребенок получает первый опыт рефлексии – учится понимать себя и других.

Песочную терапию используем и как метод диагностики (индивидуальная и групповая форма). В индивидуальной форме можно диагностировать наличие внутренних конфликтов, уровень и направленность агрессии, конфликты со значимыми взрослыми, уровень развития эмоциональной сферы. В групповой форме: характер взаимодействия в группе, стиль поведения каждого участника, распределение ролей в группе.

Пескотерапия выступает как метод психокоррекционного воздействия (например, при наличие у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений). В других случаях – в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение).

Прекрасно помогает пескотерапия и в логопедии. Дети, у которых есть проблемы в речью, намного быстрее усваивают упражнения, отраженные на песке. Пишут пальчиками на песке буквы, слова, песок воздействует на тактильнокинестетические центры, связанные с речевыми центрами коры больших полушарий головного мозга. Старшие дошкольники составляют рассказы по своим песочным картинкам, учатся размышлять, строить логические умозаключения.

Песочная терапия играет большую роль в оказании положительного терапевтического эффекта для дошкольников с ЗРР, ОНР, ЗПР, ОВЗ, детям с нарушением поведенческой сферы, нарушением самоконтроля, агрессивных, эмоционально лабильных детей.

Литература

1. Большебратская Э.Э. – Петропавловск, 2010. Пособие «Песочная терапия»
2. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Детство-Пресс
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии.

Таршилова О.В.,
педагог-психолог

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.