Сценарий профориентационного мероприятия

Аннотация к учебно-методической разработке:  Квест — это увлекательная командная игра, с определенным сюжетом, в специально подготовленном помещении или на подготовленной площадке. Для победы участникам требуется решать умственные задачи, мыслить логически, применять ловкость, работать в команде. Сюжеты квестов могут быть самыми разнообразными – от популярных фильмов и компьютерных игр до неповторимых авторских сценариев.

Сценарий профориентационного мероприятия (профориентационная игра, квест, КВН, викторина)

В ходе профориентационного квеста участники не только приобретают знания, необходимые для осознанного выбора профессии, но и помещаются в специально-созданные условия, которые способствуют раскрытию способностей ребенка, развитию личностных качеств, проявлению творческой инициативы, формированию универсального способа решения жизненных проблем.

Познакомившись с легендой квеста, ребята получают задание: решая предложенные головоломки, отвечая на каверзные вопросы, выполняя различные задания, собрать ключевое задание.

Дети с большим интересом и азартом выполняют задания, стараясь опередить соперников. Участие в профориентационном квесте дает возможность учащимся получить новые знания о профессиях, приобрести коммуникативные навыки, умения продуктивно работать в команде, находить компромиссы для достижения общей цели.

Цель мероприятия: расширить знания обучающихся о мире профессий.

Задачи мероприятия:

• способствовать приобретению подростками знаний о профессиях;
• систематизировать знания учащихся о профессиях;
• развивать познавательные процессы;
• воспитывать уважение к труду и людям труда;
• сплочение команды в процессе преодоления трудностей;
• организация досуговой деятельности обучающихся.

Формат проведения квеста: квест «путешествие в мир профессий» для обучающихся 8 класса.

Название квеста: Путешествие в мир профессий

Оборудование: раздаточный материал для каждой станции, маршрутные листы, карточки с наименованиями навыков soft skills

Участники квеста: обучающиеся 8 классов; состав команды: 10 человек; количество команд: 4.

Время проведения квеста: 60 минут.

Описание квеста: каждая команда проходит 4 станций. По итогам прохождения каждой станции командам направляются карточки с наименованием навыков soft skills (гибкие навыки — универсальные навыки, не связанные с определённой профессией или специальностью. Они отражают личные качества человека: его умение общаться с людьми, эффективно организовывать своё время, творчески мыслить, принимать решения и брать на себя ответственность)

Основная часть

Ход квеста

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, какую профессию вы выберете, кем станете в будущем?

Каждому школьнику в старших классах предстоит выбрать свой профессиональный маршрут, и для того, чтобы не ошибиться в этом выборе, необходимо хорошо разбираться в многообразии мира профессий.

Сегодня вам предстоит принять участие в интересном и увлекательном путешествии в мир Профессий.

Вам предстоит пройти 4 станций, выполнить задания и собрать 8 карточек с наименованиями навыков soft skills:

1. Умение учиться,

2. Умение управлять командой,

3. Критическое мышление,

4. Умение выступать на публике,

5. Развитые коммуникативные навыки,

6. Умение вести переговоры,

7. Мультикультурность, мультиязычность,

8. Креативность (см. Приложение 1).

Каждая команда получает маршрутный лист с указанием и описанием станций. Если задание решено верно, то команда получает на каждой станции по 2 карточки с наименованием навыка soft skills. Если неверно, то команда имеет возможность вернуться к данной станции и исправить решение.

Победителем считается команда, которая быстрее и правильнее всех выполнит все задания и соберет все карточки.

Итак, начинаем.

Станция 1. «Азбука профессий»

Задание 1. В таблице представлены все буквы алфавита, на каждую букву необходимо написать профессию. Задание выполняется на время, даётся 5 минут

А. (альпинист, акробат, артист) П. (повар, портной, писатель)
Б. (бульдозерист, банщик, брокер) Р. (разведчик, режиссёр, рыбак)
В. (водитель, водолаз, врач) С. (строитель, садовод, спасатель)
Г. (горничная, гравёр, грузчик) Т. (тьютор, технолог, товаровед)
Д. (дегустатор, дизайнер, доярка) У. (учитель, укротитель, укладчик)
Е. (егерь, естествоиспытатель) Ф. (флорист, фармацевт, фермер)
Ж. (журналист, животновод, железнодорожник) Х. (хореограф, хирург, художник)
З. (зоолог, зоотехник, землемер) Ц. (цветовод, цветокорректор, цементатор)
И. (инженер, иллюстратор, иллюзионист) Ч. (часовщик, чертежник)
К. (копирайтер, косметолог, кондитер) Ш. (швея, шахтёр, швейцар)
Л. (логопед, летчик, лесничий) Щ. (щебёнщик)
М. (маркетолог, менеджер, медиатор) Э. (эколог, энергетик, экспедитор)
Н. (нотариус, нейрохирург, неонатолог) Ю. (юморист, ювелир, юрисконсульт)
О. (оператор, оценщик, окулист) Я. (языковед)

Задание 2. «Шутливые вопросы»

1. Кто погружается в работу «с головой»? (водолаз)
2. Кто работает «со вкусом»? (дегустатор)
3. Кто «играет на публике»? (актёр)
4. Кто живёт и работает «припеваючи»? (певец)
5. Кто из учёных «ворон считает»? (орнитолог)
6. Кто «горит на работе»? (пожарный)
7. Кто «познаётся в беде»? (спасатель)
8. Кто нас «вгоняет в пот»? (банщик)
9. Кто работает «с огоньком»? (пиротехник)
10. Кто «на все руки мастер»? (перчаточник)

За каждый правильный ответ даётся 1 балл

Задание 3. «Перепутаница»

На данной станции обучающимся предлагается распутать слова, обозначающие профессии будущего:

• Тиси-ремфер (сити-фермер);
• Неринже-логтехн (инженер-технолог);
• Биокослогмо (космобиолог);
• Гогроигпеда (игропедагог);
• Тордиаме (медиатор);
• Тордерамо (модератор).

Станция 2. Геометрический тест

Задание 1. Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры – треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы – их надо зачеркнуть, если их не хватает – дорисовать недостающие. Время выполнения – 30 с. Теперь подсчитайте количество треугольников. Ключ к тесту (см. Приложение 2).

Задание 2. «Отгадай о какой профессии идёт речь?»

1. Это слово пришло к нам из английского языка. Это человек приветствует гостей своего заведения, выявляет их вкусовые предпочтения, информирует об ассортименте, предлагает гостям подходящие варианты напитков, принимает заказы и разливает напитки. (Бармен)

2. Человек этой профессии обеспечивает регулирование движения транспорта, транспортных потоков на улицах и дорогах, создание условий для предупреждения дорожно-транспортных происшествий. (Инспектор ГИБДД)

3. Это слово пришло к нам из немецкого языка и дословно означает «живописец». Этот специалист работает в строительных организациях, ремонтно-строительных и жилищно-коммунальных управлениях, готовит под окраску бетонные, деревянные и металлические конструкции, окрашивает их вручную или при помощи валиков, краскопультов, пистолетов и других приспособлений, наклеивает обои. (Маляр)

4. Это слово пришло к нам из французского языка и в переводе имеет одно из значений «акробатическая имитация падения в цирке». Работа человека этой профессии – это не только падения, но и масса других сложных и опасных действий, которые выполняются на лошади или в автомобиле, в самолете и поезде. (Каскадёр)

5. По определению толкового словаря В.И. Даля «…это человек-купец, торгующий деньгами и денежными бумагами, занимающийся учетом векселей и переводом платежей из одного места и государства в другое и удерживающий за такую услугу оговоренный процент в свою пользу». О ком идет речь? (Банкир)

6. Название этой профессии происходит от имени древнеримской богини цветов и весеннего цветения. Искусство составлять букеты и цветочные композиции известно с давних времён. Одно из первых руководств по составлению букетов, гирлянд и венков на русском языке было опубликовано в 1913 году. В настоящее время эта профессия является одной из самых востребованных. (Флорист)

Станция 3. «Группы профессий»

Задание 1. Все профессии, как известно, принято подразделять на 5 категорий в зависимости от типа взаимоотношений человека и объекта действия: «человек – природа», «человек – человек», «человек – техника», «человек – художественный образ», «человек – знаковая система».

Задание состоит в следующем: необходимо распределить перечисленные ниже профессии по типам взаимоотношений:

«человек – природа» инженер-геолог, метеоролог, техник-топограф,

лесник, эколог, микробиолог, зоотехник, животновод,

охотовед-зверовод, садовод

«человек – человек» секретарь, проводник пассажирского вагона,

официант, парикмахер, контролер-кассир,

гид-переводчик, методист музейной работы, адвокат,

участковый инспектор, юрисконсульт, врач-эпидемиолог,

санитарка, патронажная сестра, пионервожатый

«человек – техника» электромонтер, машинист экскаватора,

монтажник железобетонных  конструкций, слесарь-сантехник,

каменщик, арматурщик, техник-строитель, столяр,

машинист локомотива, техник-путеец,

водитель троллейбуса, моторист-рулевой, бортинженер, пилот

«человек – художественный образ» скульптор, художник-живописец, искусствовед,

гравер, портной, кружевница, стеклодув, гончар,

паркетчик, фотограф, композитор, пианист, артист, дирижер

«человек – знаковая система» оператор ЭВМ, программист, техник-математик,

штурман гражданской авиации, аэрофотосъемщик,

чертежник, картограф, экономист, астроном,

оператор связи, химик, фармацевт и провизор,

радиооператор, стенографистка, машинистка, телефонист

Задание 2. «Самая-самая»

На этой станции необходимо назвать профессии, характеризуемые словами «самая…»:

1. Самая зелёная… (озеленитель);
2. Самая цветочная… (флорист, цветовод);
3. Самая красивая… (визажист, ювелир, стилист);
4. Самая смешная… (клоун, пародист);
5. Самая чистая… (уборщица, посудомойщица, дворник);
6. Самая детская… (воспитатель, учитель);
7. Самая общительная… (журналист, диктор);
8. Самая серьезная… (военнослужащий, полицейский, врач-хирург).

Задание 3. «Ключевые слова»

Вы должны назвать, к какой профессии можно отнести перечисленные ниже слова:

1. Земля, природа, поле, теплица, сад, сорта, растения, уход, плоды, зерно, удобрения, урожай (агроном);
2. Новости, современность, люди, оперативность, редакция, факты (журналист);
3. Природа, человек, чистота, мусор, загрязнения, планета, окружающая среда (эколог);
4. Рисунок, проект, план, город, гармония, чертеж, конструкции, строительство, здания, памятники (архитектор);
5. Ткань, раскрой, лекало, костюм, ножницы, ателье (портной);
6. Булочка, торт, пирожное, крем, желе, пралине, духовой шкаф, формочки (кондитер)

Станция 4. «Головоломки»

Задание 1. Игра «Ребусы» (Зашифрованы слова – профессии)

Игра «Ребусы» (Зашифрованы слова – профессии)

Задание 2. Головоломка «Найди профессии».

Правила разгадывания:

1. Слова не пересекаются и не образуют «крестов».
2. Слова могут изгибаться только по горизонтали и по вертикали в любые стороны.
3. Каждая буква может входить в состав только одного слова.

Головоломка «Найди профессии»

ОТВЕТЫ:

1. учитель
2. дворник
3. ювелир
4. дирижёр
5. геолог
6. врач
7. юрист
8. делопроизводитель
9. артист
10. биохимик
11. метролог
12. скульптор

Заключение

Проведение профориентационной работы в школе во многом зависит от возрастных особенностей школьников.

На I ступени формируется положительное отношение к труду, раскрывается важность и необходимость его для общества, сила и красота труда, формируется потребность быть полезным людям.

На II ступени раскрываются нравственные основы выбора жизненного пути, учащиеся знакомятся с конкретными видами трудовой деятельности, расширяется круг представлений о труде взрослых. Ученикам предоставляется возможность ознакомиться с практическим применением достижений науки в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства.

На III ступени профессиональные интересы школьников более осознанны. Учащиеся в процессе профориентации получают более полные сведения об экономике производства, уровне механизации и автоматизации. Старшеклассники принимают решение о выборе профессии, у большинства из них четко определяются мотивы учебной деятельности.

Школа всегда решала проблему оказания помощи своим ученикам в выборе профессии. Чем интереснее формы и методы профориентационной работы, тем они доступнее и актуальнее для обучающихся.

Список используемых источников:

1. А. Захарова, «Эти разные профессии»/ А. Захарова// «Сценарии и репертуар». – 2013 год. – выпуск 4-й. – С. 3-16;

2. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков.- М.: Генезис, 2000.
3. В лабиринте профессий/ред.-сост. Л. И. Жук. – Минск: Красико-Принт, 2010. – 128 с. – (Праздник в школе).

Рудь София Михайловна,
педагог-психолог

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.