Организация деятельности психолога по развитию познавательных универсальных учебных действий у воспитанников Пермского Президентского кадетского училища им. Героя России Ф. Кузьмина ВНГ РФ

студент, первокурсник, адаптация первокурсниковС введением ФГОС ООО и ФГОС СОО ведущим направлением деятельности психолога образовательного учреждения является реализация развивающего потенциала образования, а наиболее актуальной задачей – обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования.

Очень важный для образовательного учреждения компонент метапредметных результатов – универсальные учебные действия, то есть такие действия, которые обеспечивают способность к самостоятельному усвоению знаний и умений. В узком смысле это можно назвать умением учиться.

Для оценки уровня сформированности универсальных учебных действий с недавнего времени нами используется психологический мониторинг, учет результатов которого при организации учебно-воспитательного процесса будет способствовать формированию готовности и возможности реализовывать универсальные учебные действия и позволит повысить эффективность образовательного воспитательного процесса в основной и средней школе.

Особого внимания с нашей точки зрения заслуживает развитие познавательных действий, которые включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

По мнению С.Л. Рубинштейна, ядром обучаемости является мыслительная деятельность. Мыслительная деятельность, в свою очередь, зависит от свойственного человеку качества процессов анализа, синтеза, обобщения и т.д., т.е. мыслительных операций. Л.С. Выготский неоднократно подчеркивал мысль о том, что, чем выше осознанность любых познавательных действий (в том числе и мыслительных операций), тем выше их эффективность, т.е. количество и качество усвоенных в процессе их функционирования знаний.

Таким образом, развитие, коррекция и активизация познавательной сферы подростков 6-11 классов кадетского училища достигается нами через организацию еженедельных занятий, целью которых является способствование развитию мыслительных операций, памяти и создание условий для развития навыков осмысления вербальной информации и обогащения словарного запаса учеников.

Программа предполагает дополнительную усеченную диагностику на первом занятии и в конце четверти, для анализа динамики. Для каждой учебной параллели выделяются определенные акценты в работе, в 9, 10, 11 классах, например, мотивацией ребят является приближающаяся государственная аттестация. В 7 и 8 классе самые оптимистичные прогнозы в отношении динамики развития познавательной сферы в силу возрастных особенностей познавательной сферы.

Задания даются, в большинстве своем, на предметном материале, используются учебники по таким предметам как биология, физика, литература, русский язык. Каждое занятие включает в себя несколько тематических блоков. Используемые упражнения можно условно разделить на четыре части.

1. Поскольку мы наблюдаем недостаточный словарный запас обучающихся, им предлагаются задания общеразвивающего характера, направленные на обогащение словарного запаса учеников, на ускорение процесса воспроизведения слов и перевода пассивного лексикона в активный. Например, это такие задания, в которых требуется найти слова-антонимы, составить синонимические пары, подобрать омонимы, перефразировать, т.е. выразить мысль другими словами и пр.

• «Скажи другими словами»

Предлагается фраза, например: “Нынешнее лето будет очень теплым”. Задача обучающихся в том, чтобы выразить эту мысль другими словами, но при этом, не повторяя ни одного слова из предложения педагога.

• «Подбор синонимов»

Задание: найдите слова-синонимы из предложенных вариантов.

1. Эволюция – это …

а) порядок, б) время, в) постоянство, г) случайность, д) развитие.

2. Вера в лучшее – это …

а) грусть, б) стойкость, в) оптимизм, г) сентиментальность, д) равнодушие.

3. Биография – это …

а) случай, б) подвиг, в) жизнеописание, г) книга, д) писатель.

2. Упражнения второго типа направлены на развитие собственно мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, классификации) и формирование понятийного мышления. Здесь ребятам предлагаются задания на нахождение таких отношений как «род-вид» и «часть-целое», поиск общих признаков, выделение существенных признаков, формулирование определений, используя структуру «обобщение + существенный признак» и т.д. Перед выполнением заданий обучающимся предлагается информация о том, что такое понятие, что из себя представляют различные виды логических отношений понятий и т.д.

Примеры заданий:

• «Расположение двух понятий от общего к частному»

Задание: определите, какое из пары предложенных слов является более широким, т.е. общим, а какое – более узким, т.е. частным.

1. Книга – учебник
2. Наука – математика.
3. Число – дробь
4. Океан – Тихий океан
5. Прибор – компас

• «Выделение существенных признаков»

Задание: назовите среди данных слов (понятий) самые существенные (родовые и видовые понятия), а случайные – отбросьте.

1. Фонетика – а) звуки речи; б) раздел науки о языке; в) часть речи; г) наука о русском языке.

2. Текст – а) имеет заглавие; б) предложения; в) предложения, связанные по смыслу; г) художественный текст.

3. Третья разновидность упражнений – это задания на понимание смысла текста. Они развивают навыки осмысления вербальной информации. Это упражнения направленные на: нахождение скрытого смысла текста, отдельного выражения, понимание метафорических выражений, крылатых выражений, выделение главной мысли и т.д.

4. Дети знакомятся с наиболее эффективными приемами запоминания, такими как метод пиктограмм, перевод текста в схему, образ, метод ассоциаций и т.д.

Предлагая такие задания необходимо помнить, что основная цель работы в этом направлении – формирование способности осмысления информации, обеспечивающего самостоятельное усвоение знаний, поэтому важно просить ребят рассуждать, анализировать, не называть готовый ответ, а озвучивать логику рассуждения, аргументировать свои ответы, исключать интуитивный подбор ответов.

Список используемой литературы:

  1. Психологический мониторинг уровня развития универсальных учебных действий у обучающихся. 5-9 классы. Методы, инструментарий, организация оценивания. Сводные ведомости, карты индивидуального развития/ сост. И.В.Возняк и др. – Волгоград: Учитель. – 79 с.
  2. Упражнения для развития мышления, воображения и памяти школьников: Учебно-методические материалы по возрастной и педагогической психологии для студентов педагогических отделений ХГУ / Сост. Е.В.Заика. – Харьков: ХГУ, 1992. – 52 с. Составитель Е.В.Заика
  3. Усилие мысли. Часть 1. Методические материалы для интеллектуального тренинга. Э.Н. Гарсиа.
  4. Усилие мысли: Упражнения для интеллектуального тренинга школьников. В 2-х ч. Часть 2/ Э.Н. Гарсиа, И.С. Кавардакова, Е.Р. Каменских, С.А. Можаева и др.; Под ред. Э.Н. Гарсиа – Пермь, ПОИПКРО. – 92с.

Педагог-психолог
Светлана Мансуровна Дядюшкина

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.