Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста

Аннотация: статья будет интересна родителям, педагогам, психологам; в данном материале озвучивается проблематика познавательного развития детей дошкольного возраста рамках ФГОС ДОО, приводятся игры и упражнения, направленные на развитие познавательной сферы детей.

Ключевые слова: познавательное развитие, познавательные процессы, игры, упражнения.

1. Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста: игры, упражнения

Практика обучения дошкольников показывает, что на успешность влияет не только содержание предполагаемого материала, но также и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Для этого необходимо использовать такие методы, когда знания не даются в готовом виде, а постигаются путем самостоятельного анализа, сопоставления существенных признаков предметов и явлений, установления взаимосвязей.

Однако, зачастую материал, предоставляемый детям на занятиях, несет характер готовых знаний. Дети, как правило, способны выполнять прямые инструкции педагога («поставь столько же», «сосчитай») и затрудняются в выполнении творческих заданий, где необходима гибкость мышления.

Недостаточный уровень активного участия ребенка в образовательном процессе ведет к тому, что он превращается в пассивного наблюдателя. Сама форма занятий может быть маловариативной и не меняться в зависимости от поставленных задач.

В связи с этим, перспективным и важным предоставляется организация в образовательном процессе проблемно – поискового метода обучения, где будет поощряться познавательная активность ребенка, учитываться эмоциональный настрой, поддерживающий интерес к занятиям. Также будет уделено внимание неправильным ответам воспитанников: взрослый анализирует вместе с детьми пути решения и выводы, которые были сделаны, помогает понять ошибку и подводит к поиску нового решения (6).

Процесс обучения наиболее эффективен, если он идет в контексте практической и игровой деятельности.

Огромную возможность для развития ребенка дают развивающие игры. Суть игры – не в передаче конкретных знаний, умений и навыков, а в развитии определенных психических процессов и способностей ребенка (15).

В связи с этим, появилась идея создания картотеки игр, упражнений и заданий по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.

2. Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста в домашних условиях

Рекомендуется использовать:

• Часто менять формы деятельности. На уроках в школе от детей потребуется быстрое переключение внимания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно формировать с помощью двигательных упражнений. Ребенок должен начинать, выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать и т.п.

• Развивать слуховое внимание через упражнения, игры на развитие внимания, широко представленные в литературе для педагогов и родителей.

• Использовать в совместной деятельности элементы игры.

• Приучать детей проговаривать инструкцию игры несколько раз. Использовать дидактические игры с четко выраженными правилами.

• Почаще наблюдать с детьми и обсуждать услышанное и увиденное.

• Способствовать формированию у ребенка навыка сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления.

• Способствовать формированию у ребенка навыка управлять вниманием в соответствии с целью. Регулярно включать в деятельность детей выполнение заданий по предварительно разработанному плану действий: можно выполнять постройки из конструкторов, рисунки, орнаменты, аппликации, поделки, форму которых вы задаете словесно или с помощью схемы.

• Тренировать детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами.

• Учить детей сосредотачиваться на определенной деятельности, концентрировать свое внимание на ней, не отвлекаясь в сторону. Включайте во взаимодействие с детьми игры и упражнения, требующие довольно длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку и т.п.

• Создавать средства — стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка.

• Для развития внимания использовать игры с правилами и игры-драматизации.

• Предлагать детям:

––повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами;
––неоконченные фразы, которые нужно закончить;
––вопросы, на которые необходимо ответить, поощряя тех детей, кто старается чаще отвечать на них.

• Предлагать сравнивать, анализировать образец и результаты своей или чужой работы, находить и исправлять ошибки.

Игры и упражнения, способствующие развитию внимания

• «Да и нет не говорите. Белого и черного не носите». (Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».)

• Игры — головоломки.

• Загадки.

• «Найди отличия».

• «Найди два одинаковых предмета».

• «Будь внимателен» (выполнение гимнастических упражнений по словесной команде).

• «Волшебное слово» (взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!»).

• «Где что было» (ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; ребенок отворачивается, взрослый передвигает предметы; ребенок указывает, что изменилось).

• «Назови, что ты видишь» (ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате).

• Игра «Карлики и великаны» (ребенок должен слушать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимание на его действия).

• Упражнение: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»).

3. Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста в домашних условиях

Рекомендуется использовать:

• В первую очередь через дидактические игры и упражнения развивать умение:

––составлять группу из отдельных предметов;

––выделять предметы по назначению, по характерным признакам;

––классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению;

––понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов;

––сравнивать предметы;

––соотносить схематическое изображение с реальными предметами;

––делать самостоятельные выводы;

––отвечать на вопросы, делать умозаключения;

––устанавливать причинно-следственные связи.

• Чаще использовать задания на:

––сравнение пары предметов или явлений — нахождение сходства и различия между ними;

––нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными;

––складывание целого из частей (разрезные картинки);

––последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним;

––осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);

––задания на сообразительность, логические рассуждения и т.д.

• Способствовать познанию свойств различных материалов, их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование и т.д.).

• Способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими.

• Для развития мышления использовать сказки, поговорки, метафоры, образное сравнение.

• Учить ребенка выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи.

• Способствовать развитию способности переходить к решению задач в уме.

• Создавать сложноорганизованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами.

• Расширять кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливать у детей знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанные книжки, анализируя поведение людей.

Игры и упражнения, способствующие развитию мышления

• «Разложи картинки» (учить учитывать последовательность событий).

• «Оканчивание слов» (учить заканчивать слово по начальному слогу).

• «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру» (учить классифицировать предметы по признакам и назначению).

• «Творческий подход» (ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет).

• «Антонимы» (ребенку называется слово, а он должен назвать противоположное по смыслу слово, например: «тяжелый-легкий», «сильный-слабый», «легкий-тяжелый и др.).

• «Уникуб», «Лото», «Домино», пазлы, конструкторы.

• Загадки.

4. Развитие памяти детей старшего дошкольного возраста в домашних условиях

Рекомендуется использовать:

• Развивать у ребенка умения:

––произвольно вызывать необходимые воспоминания;

––вспоминать последовательность событий;

––использовать при запоминании мнемотехнические приемы;

––использовать образ как средство развития произвольной памяти;

––повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.

• Для улучшения процесса памяти воспитывать у детей приемы осмысленного запоминания и припоминания, умения:

––анализировать, выделять в предметах определенные связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия;

––осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким-то общим признакам;

––классифицировать предметы и явления на основе обобщения;

––устанавливать смысловые связи между предъявляемыми объектами для заучивания и окружающими предметами.

• Способствовать овладению умением для запоминания использовать вспомогательные средства — сочетать словесное объяснение с показом натуры или с изображением тех предметов или явлений, о которых идет речь. Используйте рисунки, таблицы, схемы (особенно для детей с хорошей зрительной памятью).

Игры и упражнения, способствующие развитию памяти

• «Запомни предметы» (учить ребенка запоминать и воспроизводить информацию).

• «Детектив» (развитие произвольного запоминания; ребенок в течение 15 минут рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил).

• «Пирамида» (развитие краткосрочной механической памяти. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребенок — повторяет и т.д.).

• «Что ты видел в отпуске?» (взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях).

• «Следопыт» (взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что сейчас ее спрячет в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку; ребенок должен ее найти).

• «Что ты ел на обед?» (ребенок должен перечислить все, что ел на обед).

«Одежда» (ребенок должен вспомнить, в каком порядке он одевался утром).

• «Нарисуй такой же» (ребенок рисует на листе бумаге какой-либо простой предмет; затем лист переворачивается, и ребенок должен нарисовать точно такой же предмет).

• «Я положил в мешок» (взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке).

• «Короткий рассказ» (взрослый читает короткий рассказ; ребенок должен воспроизвести его).

• «Башня» (ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур; ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать).

• «Фигурка из палочек» (взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ахмадуллин Ш.Т., Ахмадуллин И.Т. Развиваем мозг. Книга о том, как треннировать логику и улучшить мышление у детей 7-12 лет.-М.:Филипок и К. 2019.-192 с., цв. ил.
2. Ахмерова Л.С. Рекомендации по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста/Л.С. Ахмерова.
3. Баракина Т.В. Использование сенсорной интерактивной доски в процессе формирования математических представлений у дошкольников/ Т.В. Баракина//Дет. Сад: теория и практика.-2011.-№3.-С.28-36.
4. Белошистая А.В. Современные программы математического образования дошкольников/Серия «Библиотека учителя» – Ростов н/Д: «Феникс», 2005.- 256 с.
5. Бусырева Л.П. Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей у дошкольников/Л.П. Бусырева//Дошкольная педагогика.–2011.-№8.- С.22-26.
6. Ерофеева Т. И. и др. Математика для дошкольников: КН. Для воспитателя дет. Сада/ Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова.- 2 – е изд., доп. – М.: Просвещение, 1997.-175 с.: ил.-ISBN 5-09-007263-9.
7. Земцова О.Н. Грамотейка. Учебное пособие.- М.:Махаон, 2010.-128 с.: ил.- (Умные книжки).
8. Кац Е.М. Необычная математика. Тетрадь логических заданий для детей 5- 6 лет.-7- е изд., стериотип.-М.: Изд-во МЦНМО, 2019.- 64 с.: ил. ISBN 978-5 -4439-2860-9.
9. Курцаева С.А. Методы развития кругозора у дошколят С.А. Курцаева.
10. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада.-2-е изд., дораб.-М.: Просвещение, 1990.-94 с.: ил. ISBN 5-09-001638-0.
11. Жукова О.С.Игры и упражнения для полготовки ребенка к школе. 5+/Олеся Жукова.- М.: Астрель; СПб.: Сова, 2011.-64 с.: ил..- (Ступеньки к школе).
12. Салмина Н.Г. Учимся думать: Что, как и с чем связано?: Пособие для детей старшего дошкольного возраста: в 2 ч. 4.1.-.: Вентана-Граф, 2008.-96 с.: вкл. Ил.- Пред – школьная пора).
13. Серия Озорные вундеркинды. Считаем от 1 до 10.- Проф – Пресс, 2018.- 32 с., цв. ил.
14. Фоменко Л.А. Методические рекомендации «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО» Л.А. Фоменко.
15. Шестопалова М.Б. Развитие мыслительной деятельности дошкольников посредством развивающих игр/М.Б. Шестопалова//Дошкольная педагогика.-2012.-№9.-С.19-22.

Рисунок 1

Возможный вариант оформления уголка «Познавательного развития»

1

Ильина Яна Георгиевна
педагог-психолог

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.