Диагностика и коррекция нарушений в развитии детей

Аннотация: Поднимается проблема диагностики детей с нарушениями развития. Автор подчеркивает значимость и необходимость раннего выявления и коррекции отклонений в развитии.

Особенности нервной деятельности ребенкаДетство является самым важным периодом развития ребенка. Научные исследования и наш опыт работы говорят о том, что основными условиями, определяющими тот или иной образовательный маршрут ребенка, возможности его успешного обучения, являются ранняя диагностика нарушений в развитии и их коррекция.

Чем раньше начинается целенаправленная работа, тем более планомерной и полной может оказаться компенсация деятельности.

Система раннего выявления и ранней специальной помощи призвана оказывать психолого-педагогическую поддержку детям с отклонениями в развитии, их родителям и специалистам. Ее функционирование в масштабах всей страны обеспечит каждой семье возможность своевременной, а именно ранней медико-психолого-педагогической диагностики развития ребенка, определения его специальных психологических и образовательных потребностей, создаст условия для эффективного преодоления или коррекции отклонений в развитии ребенка с первых дней жизни.

Успешная диагностика имеет важное значение не только для эффективной работы специальных образовательных дошкольных учреждений. Но и для массовых, поскольку несвоевременный уровень диагностики приводит к тому, что многие дети, нуждающиеся в направлении в специальные учреждения, остаются в массовых, где условия обучения неадекватны их возможностям.

В психическом развитии ребенка особо значимо раннее обучение, в процессе которого активно развиваются все когнитивные функции, а в случаях отклоняющего развития достаточно раннее начало целенаправленной психолого-педагогической работы с детьми обеспечивает не только коррекцию, но и предупреждение многих вторичных нарушений.

В последнее время специалиста медико-педагогических комиссий выявляют детей не только с выраженными первичными нарушениями, например, нарушения слуха, зрения, речи, интеллекта, но и отмечают появление большой группы детей с неярко выраженными нарушениями. При комплексном и тщательном обследовании у этой группы детей выявляется множество проблем психолого-педагогического плана, которые проявляются , главным образом , в школьном возрасте.

Как правило, дети с явными отклонениями в развитии очень рано начинают беспокоить родителей. “Не говорит, не ходит, не интересуется игрушками, неконтактный, боится детей, двигательно-беспокойный, агрессивный” – вот с этими подобными жалобами родители чаще всего обращаются за помощью к специалистам, которые констатируют то или иное заболевание, связанное с повреждением ЦНС и направляют детей в специальные образовательные дошкольные учреждения.

А вот в случаях, когда отсутствует грубая органическая патология, диагноз, как правило, ставится не сразу после рождения, а гораздо позже.

На первом году жизни основными проявлениями минимальных повреждений ЦНС являются неврологические признаки.

В дошкольном возрасте симптомы минимальных мозговых нарушений проявляются более ярко: расстройством внимания, памяти, мышления, речи; двигательной расторможенностью, повышенной возбудимостью; эмоциональной неустойчивостью; быстрой истощаемостью, низкой работоспособностью. Но для многих родителей и педагогов эти признаки, ни о чем не говорят, хотя взрослые отмечают непослушность, невнимательность, неусидчивость.

В начале школьного обучения у этих детей возникают новые сложности: трудности освоения школьных предметов, неуверенность в себе, заниженная самооценка, проблемы во взаимоотношениях с окружающими, усиливаются отклонении в поведении. Таким образом, дети попадают в хронические неуспевающие, в группы детей с асоциальным поведением.

Как можно помочь таким детям до школы?

Во-первых, специалисты должны своевременно выявлять детей с нарушениями, даже незначительными, и направлять их в поликлиники, медико-педагогические центры по месту жительства.

Во-вторых, проводить просветительскую работу с родителями по разъяснению психолого-педагогических особенностей, по обучению и воспитанию детей и направлению по необходимости в специальные образовательные дошкольные учреждения.

В-третьих, заниматься психологическим просвещением педагогов образовательных массовых учреждений по вопросам возрастных и индивидуальных особенностей психического развития ребенка.

И в заключение хотелось бы сказать, что право выбора учреждения остается за родителями. Но мы, как специалисты, должны сделать все необходимое по обеспечению условий адекватных возможностям ребенка, в которых он мог успешно развиваться.

При отсутствии ранней диагностики и коррекции в дальнейшем незначительные нарушения могут трансформироваться в умеренные формы нарушения.

От своевременности принятых мер будет зависеть не только дальнейшее обучение ребенка, но и его судьба.

Агеева Ольга Геннадьевна,
педагог-психолог

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.