Народная сказка как средство становления основных ценностных критериев личности

Народная сказка как средство становления основных ценностных критериев личности

«Я расскажу тебе сказку….»

Голос родной доносится как будто издалека и приносит долгожданную гармонию в смятенную душу…

сказкаПочему сказки, рассказанные в детстве, запоминаются надолго, если не навсегда? Что ищет маленький человечек в этих незамысловатых историях?

Могут ли сказки оказать настолько сильное влияние на судьбу человека?

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, определенные по своей нравственной сути образы героев, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, – все это делает сказку незаменимым инструментом для формирования его нравственных ценностей и жизненных ориентиров.

Общество всегда было заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе было бы невозможно не только его развитие, но и само существование общества.

На сегодняшний день духовно-нравственное становление нового поколения, обретение молодежью ценностных жизненных ориентиров, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития России.

Быстро меняющаяся социальная среда, ускоренный темп жизни, перестановка приоритетов в настоящее время заставляет задуматься любого сознательного человека о современных ценностных ориентирах для подрастающего поколения. Родители не всегда имеют возможность и нужные ресурсы для привития детям актуальных нравственных норм и ценностей. Ведь нередко и сами родители оказываются в ситуации сложнейшего социального выбора, и только сформированный ценностный стержень позволяет многим остаться самим собой и не оказаться в ситуации потери личности.

Наиболее существенно это коснулось молодежи – время перемен с политических, социальных и затем в личностных установках их родителей не прошло бесследно. Многие настоящие родители в свое время оказались лишены необходимой моральной и нравственной поддержки и тем более целенаправленного воспитания, вследствие чего и по сей день не имеют сознательного представления о воспитании таких качеств и у своих детей.

И если мы сейчас осознаем важность и необходимость помочь нашим детям и воспитать в них крепкие ценностные ориентиры, которые помогут им стать на ноги и в течение всей жизни дадут им опору, мы обязаны это сделать.

В наше время в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие ребёнка, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными для самого ребенка.

Многие молодые люди, сталкиваясь с проблемами в современном мире, испытывают сильнейший стресс от невозможности найти единственно правильное решение в данной ситуации, их пугает необходимость делать сознательный выбор, и, зачастую, только потому, что им недостает информации об этом мире.

И нам на помощь приходит народная сказка. В ней всегда есть добро и зло, в ней всегда можно найти способы борьбы со злом, в сказке четко говорится о всегда положительном главном герое как об ищущей личности. Герой всегда справляется с заданиями и выходит победителем из различных историй. Но в течение истории наш герой проходит разные испытания на нравственный выбор, духовные качества, жизненные и общественные ценности. Именно поэтому каждая строчка сказки полна глубокого смысла и нравственного зерна.

Сказка нужна и малышу, и шестилетке, и даже подростку. Только задачи сказки по отношению к каждому возрасту различны. Если самого маленького сказка утешает и занимает, то старшего дошкольника и младшего школьника сказка по-настоящему воспитывает. А подростку может помочь разобраться в совсем не сказочных проблемах, поразмышлять о нравственных законах жизни и обрести надежду.

Дошкольник с раннего детства тянется к сказкам, пытливо задает вопросы, рассматривает картинки, проигрывает сказки, заучивает, отгадывает загадки и т.д. Иногда малыш сам пытается найти ответы на незаданные вопросы. От взрослых, в основном, требуется неравнодушие и сознательное отношение к воспитанию ребенка.

Но основная цель сказки – заложить основную информацию об устройстве мира, о его духовных ценностях, о выборе жизненного пути на основе принятых жизненных ориентиров.

И в случае трудных жизненных решений эти пласты народного жизненного опыта не раз выручат молодого человека и не дадут потеряться в море разной информации, событий и людей.

При этом достойная духовно-нравственная позиция личности не может быть избирательной, ограниченной одной или несколькими сферами, она должна проявляться всегда и везде. Говоря иначе, нравственная личность поступает в соответствии с принятыми для себя духовными ценностями и ее поступки не зависят от изменений социальных условий.

Именно поэтому так важно для подрастающего поколения создать все условия для усвоения и принятия на себя духовно-нравственных ценностей общества в наиболее гибкий период развития.

Общеизвестные методики сказкотерапии как нельзя лучше подходят каждому педагогу и родителю своей универсальностью и многогранностью использования.

В.А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что сказка «неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем».

Автор: Павлова Ульяна Вениаминовна

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.