Детская агрессия: причины возникновения и способы решения проблемы

Аннотация: в статье описывается портрет агрессивного ребёнка, раскрываются основные причины возникновения агрессии у детей раннего и дошкольного возраста, а также предлагаются способы коррекции агрессивного поведения у детей.

Детские ссоры в семьеВ большинстве детских коллективов встречаются задиры, которые стремятся продемонстрировать свою силу. Агрессивные проявления могут нанести вред не только самому ребёнку, но и окружающим. Поэтому очень важно не только вовремя реагировать на агрессивное поведение, но и владеть инструментами для его преодоления.

Агрессия и агрессивность – отличия

Стоит различать понятия агрессия и агрессивность.

Агрессия – это ситуативный разовый поступок, который не соответствует морально-этическим нормам и его результатом является моральный или физический вред.

Агрессивность – это поведение, вошедшее в норму и ставшее систематическим. В любом случае, очень важно научить ребёнка выражать негативные эмоции не причиняя вред себе и окружающим.

Вот как описывает Н.Л. Кряжева поведение этих детей: “Агрессивный ребенок, используя любую возможность, … стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он “не успокаивается” до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку”.

Основные критерии детской агрессивности

Можно выделить основные критерии детской агрессивности:

– не способен к самоконтролю;

– вступает в конфликты со взрослыми и сверстниками;

– склонен к зависти и мести;

– намеренно обижает окружающих, пытается их вывести из себя;

– не признает своих ошибок;

– злится и резко отказывается делать что-либо;

– крайне чувствителен к словам и действиям окружающих.

Если хотя бы 4 вышеперечисленных признака наблюдаются за ребёнком в течение полугода, то можно вести речь о патологической агрессивности. В таком случае очень важно своевременно выявить причины агрессивного поведения и помочь ребёнку адаптироваться к социуму.

Причины агрессии

Какие причины могут привести к проявлению агрессии у ребёнка?

Важно отметить, что агрессивность не является врождённой чертой характера. Предпосылки к такому поведению формирует общество, в котором растёт малыш. Причем к агрессивному поведению могут привести как вседозволенность и отсутствие правил поведения, так и чрезмерный контроль и частые наказания.

Можно сказать, что агрессия – это ничто иное как отсутствие самоконтроля, неумение выразить негативные эмоции допустимым способом.

Агрессивный ребёнок считает, что недоброжелательное поведение – это единственный способ получить желаемое от людей, привлечь к себе внимание. И чем активнее подкрепляется такое поведение, тем сложнее становится борьба с ним.

Как помочь агрессивному ребенку

Первым шагом на пути избавления от агрессии является правильная реакция родителей на агрессивное поведение ребенка. В первую очередь необходимо показать ребёнку на собственном примере, что можно решать спорные ситуации мирным путём, а не руганью и наказаниями.

– В момент вспышки гнева следует обнять ребёнка сзади, чтобы не дать ему возможность ударить или укусить в ответ. В момент тактильного контакта нужно спокойным умеренным голосом проговорить ребёнку, что его эмоции понятны и нормальны. После успокоения малыша можно вместе найти способ мирного решения проблемы.

– Если вдруг стало замечено, что ребёнок начинает злиться или между детьми назревает конфликт, можно попытаться переключить их внимание на активное и подвижное занятие, которое поможет снять мышечное напряжение и справиться с эмоцией. Здесь хорошо подойдут такие игры, как прятки и бег наперегонки.

– Важно критиковать не самого ребёнка, а только его негативный поступок. Не стоит говорить, что он плохой и непослушный. Лучше поделиться своими эмоциями: «Я сильно расстраиваюсь, когда ты дерёшься», «Мне становится приятно, когда ты делишься игрушками, играешь с детьми» и т.д.

Работа психолога с агрессивными детьми состоит из трёх основных этапов:

– обучение приемлемым способам выражения негативных эмоций (гнев, злость, ярость и др.);

– обучение самоконтролю, формирование способности распознавать ощущения в теле и вовремя успокаивать себя;

– обучение способности сочувствовать, сопереживать, проявлять милосердие.

Эффективными методами коррекции агрессивного поведения являются музыкотерапия, рисование, библиотерапия, куклотерапия.

Музыкотерапия позволяет осуществлять работу с детьми через слушание музыки, импровизацию, ритмические движения. Музыкальные произведения подбираются в зависимости от запроса: медленная мажорная мелодия для успокоения и умиротворения; быстрая минорная музыка для выражения гнева, волнения и тревоги; радость и весёлое настроения помогает вызвать быстрая мажорная музыка. Полезно использовать также звуки природы: шум моря, шелест листьев и т.д.

Билиотерапия (сказкотерапия) – действенный инструмент педагогов в работе с агрессивными детьми. Дети воспринимают сказки как особую существующую реальность, и зачастую правильно подобранные произведения способны сформировать у ребёнка нужные установки и правила поведения. Сказкотерапия позволяет малышам пережить и проанализировать чувства героев, познать для себя новые способы разрешения различных ситуаций. На примере работы можно предложить детям придумать продолжение сказки, побывать в роли героев, проиграть ситуации при помощи кукол (здесь включается следующий метод – куклотерапия).

Одним из самых распространённых методов коррекции поведения является рисование.

Рисование позволяет использовать множество приёмов, которые очень нравятся детям всех возрастов: рисование пальцами, ладошками; рисование на воде; кляксография и др. В данном процессе важны не изобразительные и графические навыки ребёнка, а возможность выразить свои эмоции, преодолеть недостатки в поведении, научиться самоконтролю. Зачастую, первые рисунки агрессивного ребёнка отличаются определенной «кровожадностью», резкими мазками, сильным нажимом.

С течением временем рисунки начинают приобретать более спокойный, умиротворенный характер. Рисование можно использовать также в групповой работе, предложив детям составить совместный рисунок и выразить на нем определенные эмоции. Наряду с другими методами арт-терапии, рисование – доказано эффективный инструмент для работы над эмоционально-волевой сферой ребенка.

Помимо методов, связанных с непосредственной деятельностью детей, необходимо включать в работу так же методы, связанные с взаимоотношениями ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Важнейшую роль в формировании поведенческих особенностей ребёнка играет личный пример взрослого. Никакие слова и нравоучения не будут настолько эффективными, как наглядный ежедневный пример в окружении малыша.

Игнорирование

Да, зачастую именно отсутствие какой-либо реакции на нежелательное поведение позволяет искоренить его.

Противоположностью игнорированию является разрешение на нежелательное поведение. Этот метод может сработать в том случае, если причиной агрессии является желание привлечь внимание и сотворить деяние «на зло». Разрешенное деструктивное поведение теряет свою привлекательность и сходит на нет.

Возлагание ответственности. Ребёнку, демонстрирующему агрессивное поведение, можно поручать различные важные задачи. Например, помогать воспитателю раздавать материал для занятий или накрывать на стол.

Важным моментам в развитии самоконтроля у детей является предоставление выбора. Родителям и педагогам необходимо предоставлять ребёнку несколько вариантов решения проблемы и позволять определиться с выбором самостоятельно, оценив последствия.

Таким образом, борьба с агрессией у ребёнка должна нести систематический и регулярный характер, и поддерживаться не только со стороны педагогов и специалистов, но и со стороны всех членов семьи.

Непоследовательность и несоблюдение правил могут усугубить ситуацию и повлечь за собой более серьёзные психологические проблемы у малыша.

Терпение, внимание, учитывание потребностей и желаний ребёнка, уважение к его чувствам и переживаниям, а также постоянная отработка социальных навыков – всё это позволит ему вырасти счастливым, здоровым и достойным человеком.

Попова Диана Дмитриевна,
педагог-психолог

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.