Аннотация: в статье описывается портрет агрессивного ребёнка, раскрываются основные причины возникновения агрессии у детей раннего и дошкольного возраста, а также предлагаются способы коррекции агрессивного поведения у детей.
В большинстве детских коллективов встречаются задиры, которые стремятся продемонстрировать свою силу. Агрессивные проявления могут нанести вред не только самому ребёнку, но и окружающим. Поэтому очень важно не только вовремя реагировать на агрессивное поведение, но и владеть инструментами для его преодоления.
Агрессия и агрессивность – отличия
Стоит различать понятия агрессия и агрессивность.
Агрессия – это ситуативный разовый поступок, который не соответствует морально-этическим нормам и его результатом является моральный или физический вред.
Агрессивность – это поведение, вошедшее в норму и ставшее систематическим. В любом случае, очень важно научить ребёнка выражать негативные эмоции не причиняя вред себе и окружающим.
Вот как описывает Н.Л. Кряжева поведение этих детей: “Агрессивный ребенок, используя любую возможность, … стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он “не успокаивается” до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку”.
Основные критерии детской агрессивности
Можно выделить основные критерии детской агрессивности:
– не способен к самоконтролю;
– вступает в конфликты со взрослыми и сверстниками;
– склонен к зависти и мести;
– намеренно обижает окружающих, пытается их вывести из себя;
– не признает своих ошибок;
– злится и резко отказывается делать что-либо;
– крайне чувствителен к словам и действиям окружающих.
Если хотя бы 4 вышеперечисленных признака наблюдаются за ребёнком в течение полугода, то можно вести речь о патологической агрессивности. В таком случае очень важно своевременно выявить причины агрессивного поведения и помочь ребёнку адаптироваться к социуму.
Причины агрессии
Какие причины могут привести к проявлению агрессии у ребёнка?
Важно отметить, что агрессивность не является врождённой чертой характера. Предпосылки к такому поведению формирует общество, в котором растёт малыш. Причем к агрессивному поведению могут привести как вседозволенность и отсутствие правил поведения, так и чрезмерный контроль и частые наказания.
Можно сказать, что агрессия – это ничто иное как отсутствие самоконтроля, неумение выразить негативные эмоции допустимым способом.
Агрессивный ребёнок считает, что недоброжелательное поведение – это единственный способ получить желаемое от людей, привлечь к себе внимание. И чем активнее подкрепляется такое поведение, тем сложнее становится борьба с ним.
Как помочь агрессивному ребенку
Первым шагом на пути избавления от агрессии является правильная реакция родителей на агрессивное поведение ребенка. В первую очередь необходимо показать ребёнку на собственном примере, что можно решать спорные ситуации мирным путём, а не руганью и наказаниями.
– В момент вспышки гнева следует обнять ребёнка сзади, чтобы не дать ему возможность ударить или укусить в ответ. В момент тактильного контакта нужно спокойным умеренным голосом проговорить ребёнку, что его эмоции понятны и нормальны. После успокоения малыша можно вместе найти способ мирного решения проблемы.
– Если вдруг стало замечено, что ребёнок начинает злиться или между детьми назревает конфликт, можно попытаться переключить их внимание на активное и подвижное занятие, которое поможет снять мышечное напряжение и справиться с эмоцией. Здесь хорошо подойдут такие игры, как прятки и бег наперегонки.
– Важно критиковать не самого ребёнка, а только его негативный поступок. Не стоит говорить, что он плохой и непослушный. Лучше поделиться своими эмоциями: «Я сильно расстраиваюсь, когда ты дерёшься», «Мне становится приятно, когда ты делишься игрушками, играешь с детьми» и т.д.
Работа психолога с агрессивными детьми состоит из трёх основных этапов:
– обучение приемлемым способам выражения негативных эмоций (гнев, злость, ярость и др.);
– обучение самоконтролю, формирование способности распознавать ощущения в теле и вовремя успокаивать себя;
– обучение способности сочувствовать, сопереживать, проявлять милосердие.
Эффективными методами коррекции агрессивного поведения являются музыкотерапия, рисование, библиотерапия, куклотерапия.
Музыкотерапия позволяет осуществлять работу с детьми через слушание музыки, импровизацию, ритмические движения. Музыкальные произведения подбираются в зависимости от запроса: медленная мажорная мелодия для успокоения и умиротворения; быстрая минорная музыка для выражения гнева, волнения и тревоги; радость и весёлое настроения помогает вызвать быстрая мажорная музыка. Полезно использовать также звуки природы: шум моря, шелест листьев и т.д.
Билиотерапия (сказкотерапия) – действенный инструмент педагогов в работе с агрессивными детьми. Дети воспринимают сказки как особую существующую реальность, и зачастую правильно подобранные произведения способны сформировать у ребёнка нужные установки и правила поведения. Сказкотерапия позволяет малышам пережить и проанализировать чувства героев, познать для себя новые способы разрешения различных ситуаций. На примере работы можно предложить детям придумать продолжение сказки, побывать в роли героев, проиграть ситуации при помощи кукол (здесь включается следующий метод – куклотерапия).
Одним из самых распространённых методов коррекции поведения является рисование.
Рисование позволяет использовать множество приёмов, которые очень нравятся детям всех возрастов: рисование пальцами, ладошками; рисование на воде; кляксография и др. В данном процессе важны не изобразительные и графические навыки ребёнка, а возможность выразить свои эмоции, преодолеть недостатки в поведении, научиться самоконтролю. Зачастую, первые рисунки агрессивного ребёнка отличаются определенной «кровожадностью», резкими мазками, сильным нажимом.
С течением временем рисунки начинают приобретать более спокойный, умиротворенный характер. Рисование можно использовать также в групповой работе, предложив детям составить совместный рисунок и выразить на нем определенные эмоции. Наряду с другими методами арт-терапии, рисование – доказано эффективный инструмент для работы над эмоционально-волевой сферой ребенка.
Помимо методов, связанных с непосредственной деятельностью детей, необходимо включать в работу так же методы, связанные с взаимоотношениями ребёнка со взрослыми и сверстниками.
Важнейшую роль в формировании поведенческих особенностей ребёнка играет личный пример взрослого. Никакие слова и нравоучения не будут настолько эффективными, как наглядный ежедневный пример в окружении малыша.
Игнорирование
Да, зачастую именно отсутствие какой-либо реакции на нежелательное поведение позволяет искоренить его.
Противоположностью игнорированию является разрешение на нежелательное поведение. Этот метод может сработать в том случае, если причиной агрессии является желание привлечь внимание и сотворить деяние «на зло». Разрешенное деструктивное поведение теряет свою привлекательность и сходит на нет.
Возлагание ответственности. Ребёнку, демонстрирующему агрессивное поведение, можно поручать различные важные задачи. Например, помогать воспитателю раздавать материал для занятий или накрывать на стол.
Важным моментам в развитии самоконтроля у детей является предоставление выбора. Родителям и педагогам необходимо предоставлять ребёнку несколько вариантов решения проблемы и позволять определиться с выбором самостоятельно, оценив последствия.
Таким образом, борьба с агрессией у ребёнка должна нести систематический и регулярный характер, и поддерживаться не только со стороны педагогов и специалистов, но и со стороны всех членов семьи.
Непоследовательность и несоблюдение правил могут усугубить ситуацию и повлечь за собой более серьёзные психологические проблемы у малыша.
Терпение, внимание, учитывание потребностей и желаний ребёнка, уважение к его чувствам и переживаниям, а также постоянная отработка социальных навыков – всё это позволит ему вырасти счастливым, здоровым и достойным человеком.
Попова Диана Дмитриевна,
педагог-психолог