Аннотация: Вашему вниманию представлена разработка рекомендаций для педагогов по выявлению тревожных детей и взаимодействию с ними.
Детская тревожность – причины, рекомендации по взаимодействию с тревожным ребенком в ДОУ
В группу детского сада (или в класс) входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей. Это тревожный ребенок.
Таких детей в детском саду и в школе немало, и работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими категориями “проблемных” детей, потому что и гиперактивные, и агрессивные дети всегда на виду, как на ладошке, а тревожные стараются держать свои проблемы при себе.
Я предлагаю поближе познакомиться с этой категорией детей для того, чтобы понимать как эффективнее выстроить свое взаимодействие с ними.
Причины детской тревожности
1. Детско-родительские отношения:
– негативные, неадекватные, чаще всего завышенные требования к ребенку
– авторитарный стиль воспитания со стороны родителей и /или воспитателя
2. психофизиологические особенности (темперамент, тип нервной системы)
3. семейные взаимоотношения, социальная среда (незанятость матери на работе, ответственные должности одного или обоих родителей)
4. Внешние социальные факторы:
– чрезмерная строгость воспитателя
– нарушение адаптации к ДОУ
– непоследовательность педагогов, завшенные требования.
Анкета по выявлению тревожного ребенка
(Лаврентьева Г.П., ТитаренкоТ.М.)
Ответьте, пожалуйста «да» или «нет»
– Не может долго работать, не уставая
– Не может сосредоточиться на чем-то
– Любое задание вызывает излишнее беспокойство
– Во время выполнения заданий – ребенок очень напряжен, скован
– Смущается чаще других
– Часто говорит о напряженных ситуациях
– Краснеет в незнакомой обстановке
– Жалуется на то, что ему снятся страшные сны
– Руки у него обычно холодные и влажные
– Нередко бывает расстройство стула
– Сильно потеет, когда волнуется
– Не обладает хорошим аппетитом
– Спит беспокойно, засыпает с трудом
– Пуглив, многое вызывает страх
– Обычно беспокоен, легко расстраивается
– Часто не может сдержать слезы
– Плохо переносит ожидание
– Не любит браться за новое дело
– Не уверен в себе, в своих силах
– Боится сталкиваться с трудностями
Суммируйте ответы «Да». 15-20 – ВТ, 7-14 – СТ, 1-6 – НТ
Правила работы с тревожными детьми (для педагогов)
- Избегать публичных порицаний и замечаний!
- Избегать сравнения с другими детьми (особенно, если кто-то лучше).
- Обязательно отмечать успехи индивидуально и перед группой.
- Хвалить ребенка, гордиться им. Всем рассказывать и показывать его достижения.
- Не замечать ошибки, неудачи. В самой плохо сделанной работе можно найти что-то достойное похвалы.
- Приободрять во всех начинаниях и хвалить даже за незначительные самостоятельные поступки.
- Стараться делать как можно меньше замечаний ребенку.
- Использовать наказание лишь в крайних случаях.
- Не унижать ребенка, наказывая его.
- Эмоциональная поддержка (Ничего страшного… Бывает люди ошибаются, боятся… Ну ничего, в следующий раз получится…) – уменьшение состояния страха, тревожности, напряженности.
- Стимулирующая помощь – авансирование (У тебя получится, я знаю, я уверена, я в тебя верю)…
- Персональная исключительность (Только у тебя и может получиться… А мне очень нравится то, как ты это сделал, нарисовал и т. д.).
- Усиление мотивации (Сделай это для меня, мне будет очень приятно… Нам это так нужно для…. )
- Высокая оценка детали (Вот эта часть у тебя замечательно получилась…).
- Не торопить! Давать время сообразить.
- Когда торопится, останавливать, успокаивать.
- При необходимости повторить и уточнить инструкцию.
- Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
- Чаще используйте телесный контакт.
- Упражнения на релаксацию.
- Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
Дуденкова Елена Александровна,
педагог-психолог