Детская тревожность

Аннотация: Вашему вниманию представлена разработка рекомендаций для педагогов по выявлению тревожных детей и взаимодействию с ними. 

Детская тревожность – причины, рекомендации по взаимодействию с тревожным ребенком в ДОУ

В группу детского сада (или в класс) входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей. Это тревожный ребенок.

Таких детей в детском саду и в школе немало, и работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими категориями “проблемных” детей, потому что и гиперактивные, и агрессивные дети всегда на виду, как на ладошке, а тревожные стараются держать свои проблемы при себе.

Я предлагаю поближе познакомиться с этой категорией детей для того, чтобы понимать как эффективнее выстроить свое взаимодействие с ними.

Причины детской тревожности

тревога тревожность1. Детско-родительские отношения:

– негативные, неадекватные, чаще всего завышенные требования к ребенку

– авторитарный стиль воспитания со стороны родителей и /или воспитателя

2. психофизиологические особенности (темперамент, тип нервной системы)

3. семейные взаимоотношения, социальная среда (незанятость матери на работе, ответственные должности одного или обоих родителей)

4. Внешние социальные факторы:

– чрезмерная строгость воспитателя

– нарушение адаптации к ДОУ

– непоследовательность педагогов, завшенные требования.

Анкета по выявлению тревожного ребенка

(Лаврентьева Г.П., ТитаренкоТ.М.)

Ответьте, пожалуйста «да» или «нет»

– Не может долго работать, не уставая

– Не может сосредоточиться на чем-то

– Любое задание вызывает излишнее беспокойство

– Во время выполнения заданий – ребенок очень напряжен, скован

– Смущается чаще других

– Часто говорит о напряженных ситуациях

– Краснеет в незнакомой обстановке

– Жалуется на то, что ему снятся страшные сны

– Руки у него обычно холодные и влажные

– Нередко бывает расстройство стула

– Сильно потеет, когда волнуется

– Не обладает хорошим аппетитом

– Спит беспокойно, засыпает с трудом

– Пуглив, многое вызывает страх

– Обычно беспокоен, легко расстраивается

– Часто не может сдержать слезы

– Плохо переносит ожидание

– Не любит браться за новое дело

– Не уверен в себе, в своих силах

– Боится сталкиваться с трудностями

Суммируйте ответы «Да». 15-20 – ВТ, 7-14 – СТ, 1-6 – НТ

Правила работы с тревожными детьми (для педагогов)

  •  Избегать публичных порицаний и замечаний!
  • Избегать сравнения с другими детьми (особенно, если кто-то лучше).
  • Обязательно отмечать успехи индивидуально и перед группой.
  • Хвалить ребенка, гордиться им. Всем рассказывать и показывать его достижения.
  • Не замечать ошибки, неудачи. В самой плохо сделанной работе можно найти что-то достойное похвалы.
  • Приободрять во всех начинаниях и хвалить даже за незначительные самостоятельные поступки.
  • Стараться делать как можно меньше замечаний ребенку.
  • Использовать наказание лишь в крайних случаях.
  • Не унижать ребенка, наказывая его.
  • Эмоциональная поддержка (Ничего страшного… Бывает люди ошибаются, боятся… Ну ничего, в следующий раз получится…) – уменьшение состояния страха, тревожности, напряженности.
  • Стимулирующая помощь – авансирование (У тебя получится, я знаю, я уверена, я в тебя верю)…
  • Персональная исключительность (Только у тебя и может получиться… А мне очень нравится то, как ты это сделал, нарисовал и т. д.).
  • Усиление мотивации (Сделай это для меня, мне будет очень приятно… Нам это так нужно для…. )
  • Высокая оценка детали (Вот эта часть у тебя замечательно получилась…).
  • Не торопить! Давать время сообразить.
  • Когда торопится, останавливать, успокаивать.
  • При необходимости повторить и уточнить инструкцию.
  • Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
  • Чаще используйте телесный контакт.
  • Упражнения на релаксацию.
  • Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

Дуденкова Елена Александровна,
педагог-психолог

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.