Экспериментальная беседа

беседаЭкспериментальная беседа – выявление сформированности внутренней позиции школьника.

Экспериментальная беседа

Автор методики Н.И. Гуткина.

Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника.

Форма проведения: индивидуальная.

Беседа состоит из 12 вопросов:

1. Хочешь ли ты идти в школу?

2. Хочешь ли ты еще на год остаться в детском саду (дома)?

3. Какие занятия тебе больше всего нравились в детском саду? Почему?

4. Любишь ли ты, когда тебе читают книжки?

5. Просишь ли ты сам (сама), чтобы тебе почитали книжку?

6. Какие у тебя любимые книжки?

7. Почему ты хочешь идти в школу?

8. Если какая-то работа у тебя не получается, ты бросаешь ее или стараешься выполнить?

9. Нравятся ли тебе школьные принадлежности?

10. Если тебе разрешат пользоваться школьными принадлежностями дома и не ходить в школу, тебя это устроит? Почему?

11. Кем тебе хотелось бы быть во время игры с ребятами в школу: учеником или учителем? Почему?

12. Хотел бы ты во время игры в школу, чтобы урок был длиннее перемены или, наоборот, перемена длиннее урока? Почему?

Обработка результатов

Анализ ответов на вопросы показывает сформированность (+) или несформированность (-) внутренней позиции школьника. В неясных случаях ставится знак ±.

Ключевыми являются вопросы: 2–8, 10–12.

Вопросы 1 и 9 не являются ключевыми (они неинформативны, обычно все дети отвечают на них утвердительно).

Если ребенок хочет в школу, то на вопрос 2, как правило, отвечает несогласием еще на год остаться в детском саду или дома, и наоборот.

Важно обратить внимание на то, как ребенок объясняет свое желание учиться в школе, отвечая на вопрос 7. Одни говорят, что хотят в школу, для того чтобы научиться читать, писать и т. д. Другие отвечают, что им надоело в детском саду, не хочется спать после обеда и т. д. (т. е. желание пойти в школу не связано с содержанием учебной деятельности или изменением социального статуса ребенка).

Вопросы 3–6 направлены на выяснение познавательного интереса испытуемого, а также уровня его развития. Некоторое представление о последнем дает ответ на вопрос 6 (о любимых книгах).

Ответ на вопрос 8 позволяет судить о том, как ребенок относится к трудностям в работе. Если он еще не очень хочет стать учеником, то его вполне устроит ситуация, предлагаемая в вопросе 10, и наоборот.

Если ребенок хочет учиться, то во время игры в школу, как правило, выбирает роль ученика (вопрос 11) и предпочитает, чтобы урок был длиннее перемены (вопрос 12).

Если же он еще не очень хочет учиться, то, соответственно, выбирает роль учителя и предпочитает перемену.

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.