Экспериментальная беседа – выявление сформированности внутренней позиции школьника.
Экспериментальная беседа
Автор методики Н.И. Гуткина.
Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника.
Форма проведения: индивидуальная.
Беседа состоит из 12 вопросов:
1. Хочешь ли ты идти в школу?
2. Хочешь ли ты еще на год остаться в детском саду (дома)?
3. Какие занятия тебе больше всего нравились в детском саду? Почему?
4. Любишь ли ты, когда тебе читают книжки?
5. Просишь ли ты сам (сама), чтобы тебе почитали книжку?
6. Какие у тебя любимые книжки?
7. Почему ты хочешь идти в школу?
8. Если какая-то работа у тебя не получается, ты бросаешь ее или стараешься выполнить?
9. Нравятся ли тебе школьные принадлежности?
10. Если тебе разрешат пользоваться школьными принадлежностями дома и не ходить в школу, тебя это устроит? Почему?
11. Кем тебе хотелось бы быть во время игры с ребятами в школу: учеником или учителем? Почему?
12. Хотел бы ты во время игры в школу, чтобы урок был длиннее перемены или, наоборот, перемена длиннее урока? Почему?
Обработка результатов
Анализ ответов на вопросы показывает сформированность (+) или несформированность (-) внутренней позиции школьника. В неясных случаях ставится знак ±.
Ключевыми являются вопросы: 2–8, 10–12.
Вопросы 1 и 9 не являются ключевыми (они неинформативны, обычно все дети отвечают на них утвердительно).
Если ребенок хочет в школу, то на вопрос 2, как правило, отвечает несогласием еще на год остаться в детском саду или дома, и наоборот.
Важно обратить внимание на то, как ребенок объясняет свое желание учиться в школе, отвечая на вопрос 7. Одни говорят, что хотят в школу, для того чтобы научиться читать, писать и т. д. Другие отвечают, что им надоело в детском саду, не хочется спать после обеда и т. д. (т. е. желание пойти в школу не связано с содержанием учебной деятельности или изменением социального статуса ребенка).
Вопросы 3–6 направлены на выяснение познавательного интереса испытуемого, а также уровня его развития. Некоторое представление о последнем дает ответ на вопрос 6 (о любимых книгах).
Ответ на вопрос 8 позволяет судить о том, как ребенок относится к трудностям в работе. Если он еще не очень хочет стать учеником, то его вполне устроит ситуация, предлагаемая в вопросе 10, и наоборот.
Если ребенок хочет учиться, то во время игры в школу, как правило, выбирает роль ученика (вопрос 11) и предпочитает, чтобы урок был длиннее перемены (вопрос 12).
Если же он еще не очень хочет учиться, то, соответственно, выбирает роль учителя и предпочитает перемену.