В статье рассматривается феномен эмоционального интеллекта, в частности – его определение, основные составляющие, роль в жизни ребенка и нормы развития по возрастным периодам. Родителям даются советы, позволяющие развивать эмоциональный интеллект у детей.
Что такое эмоциональный интеллект и какова его роль в развитии ребенка?
Эмоциональный интеллект и уровень его развития отражает способность человека распознавать свои и чужие эмоции, а также понимать их, управлять и осуществлять контроль над ними.
Основными составляющими эмоционального интеллекта являются:
1. Умение понимать, оценивать, распознавать и вербализировать эмоции, которые человек испытывает на данный момент.
2. Умение адекватно выражать, контролировать эмоциональное состояние, сохраняя внутренний баланс в экстремальной ситуации.
3. Умение распознавать эмоциональное состояние окружающих людей. А также строить взаимодействие с ними с учетом этих особенностей.
4. Умение взаимодействовать с окружающими людьми с учетом их эмоционального состояния.
Развитый эмоциональный интеллект позволяет ребенку:
1. Знать свои сильные и слабые стороны, понимать собственную ресурсную базу;
2. Приобрести стрессоусточивость и владеть копинг-стратегиями;
3. Уметь эффективно разрешать конфликтные ситуации на стадии их зарождения;
4. Уметь взаимодействовать с окружающими, быть внимательным слушателем.
Нарушения эмоционального интеллекта и их возможные последствия
О низком уровне развития эмоционального интеллекта могут свидетельствовать следующие признаки:
1. Неспособность к самоконтролю; чрезмерно сильные, затяжные, неадекватные эмоциональные реакции;
2. Неспособность нести ответственность за последствия поступков, совершенных импульсивно;
3. Отсутствие друзей, неспособность взаимодействовать с окружающими и поддерживать диалог;
4. Неспособность к сочувствию, сопереживанию, состраданию.
Дети, чей эмоциональный интеллект оценивается ниже среднего, испытывают трудности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Они чаще других становятся участниками конфликтных ситуаций, либо самоизолируются от окружающих. Неспособность выражать и контролировать свое эмоциональное состояние делает их подверженными стрессу и беззащитными перед высокими эмоциональными нагрузками.
Нормы эмоционального интеллекта у детей:
Возраст | Комплекс ЗУН |
От рождения до трех лет |
|
Дошкольное детство (4 – 7 лет) |
|
Младший школьный возраст (7 – 10 лет) |
|
Способы развития эмоционального интеллекта
Развивать эмоциональный интеллект ребенка нужно с самого раннего возраста. Для этого достаточно использовать следующие простые педагогические приемы:
1. Поощряйте ребенка рассказывать о своих переживаниях. Почаще спрашивайте его о настроении, просите описать его как можно подробнее.
2. Давайте ребенку понять, что вы понимаете его чувства. Желательно использовать в разговорах фразы «Я вижу, ты расстроен (обрадован, взволнован, напуган)».
3. Не стоит стыдить ребенка за плохое настроение, негативные эмоции. Помните: хороших и плохих эмоций не существует. А сильные переживания, которым не дали выход в раннем детстве, могут вылиться в серьезные проблемы в будущем. Но при этом очень важно привить ребенку навык конструктивного выражения эмоций и объяснить, какие последствия могут иметь несдержанность и неумение себя контролировать.
4. Будьте чуткими. Необходимость доносить до родителя эмоции криком и слезами отпадет в случае если родители научатся понимать ребенка и слышать его.
5. При просмотре мультфильмов, чтении книг, старайтесь обсуждать с ребенком действия главных героев, говорите о чувствах, которые они испытывают.
6. Придумайте способы избавления от негативных эмоций, а также способы поднять настроение себе и близким.
7. Не старайтесь быть идеальными во всем. Видя, что родителям тоже могут быть свойственны негативные эмоции, дети научатся принимать их и у себя. Старайтесь объяснять ребенку, что вы тоже устаете, можете быть раздражительными, расстроенными и т.д.
Казанчева Белла Михайловна,
педагог-психолог