Разработка психолого-педагогического занятия «Живое» искусство»

Аннотация: Проблема патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения сегодня одна из самых актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений.

Разработка психолого-педагогического занятия «Живое» искусство»

2На современном этапе развития нашего общества знание истории, формирование гражданской позиции выступают одними из условий дальнейшего общественного прогресса. В связи с этим перед обществом ставится задача подготовки гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых гражданских и патриотических свойств личности школьника.

Данное занятие направлено на воспитание гражданско-патриотических качеств личности, обучающихся посредством методов музейной психологии и педагогики. Занятие формирует патриотизм у обучающихся, ориентирует школьников на гражданские патриотические ценности, тем самым обеспечивая становление гражданина и патриота России. А музейная психология позволяет находить и использовать интересные формы и методы общения с аудиторией.

Цель: побуждение к познанию себя, развитие гражданских и патриотических чувств через искусство.

Задачи:

– снижение эмоционального напряжения;
– осознание своих эмоциональных состояний;
– развитие коммуникативных навыков;
– рефлексия и самоанализ;
– повышение мотивации к изучению истории России с помощью предметов изобразительного искусства.

Планируемый результат

Предметные УУД:

1. Знать понятие «эмоциональное состояние», понимать, что искусство и эмоциональное состояние оказывают влияние друг на друга.

2. Уметь распознавать свое эмоциональное состояние, уметь использовать возможности искусства для самопознания.

Личностные УУД:

1. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности в познании и изучении произведений искусства.

Метапредметные УУД:

1. Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственное эмоциональное состояние (Регулятивные УУД)

2. Уметь формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли, приобрести навык эффективного поведения, преодолевать коммуникативный барьер (Коммуникативные УУД).

3. Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, работать с разными по уровню заданиями (Познавательные УУД)

Оптимальное количество человек: обучающиеся 8-х классов (10-15 человек)

Время реализации мероприятия: 1 час.

Основные понятия: эмоциональное состояние, искусство, арт терапия.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, психология.

Ресурсы: компьютер, мультимедийное оборудование, слайды, организация пространства.

Структура мероприятия

Этапы мероприятия, цель Содержание деятельности, планируемый результат (УУД) Деятельность обучающихся Методы и приемы
  1. Вводная часть.

Цель: знакомство участников, создание позитивной обстановки, подготовка к совместной работе в ходе занятия.

  1. Вступительное слово.

2.Упражнение «Мое настроение».

Познавательные УУД: подготовка к восприятию информации.

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника

Регулятивные УУД:

принятие сигнала к началу учебной деятельности.

Личностные УУД:

мотивация на выполнение учебной деятельности

Индивидуальное приветствие, основанное на описание своего эмоционального состояния с помощью метафорических карт. Информационный, игровой методы.
  1. Основная часть

Цель: Расширить знания в области живописи; побуждение к аналитическому мышлению, повышение познавательной активности, самоанализ.

  1. Лекция-беседа «Тема патриотизма в жизни каждого из нас»
  2. Упражнение «Внимание к деталям»

Познавательные УУД: получение информации о предметах искусства.

Коммуникативные УУД:

умение выражать и обосновать свое мнение.

Регулятивные УУД:

регуляция познавательных процессов: внимания, памяти, воображения.

Личностные УУД:

мотивация уверенного поведения, снятие тревоги, связанной с возможным совершением ошибки.

3.Упражнение «Почувствуй картину».

Познавательные УУД: расширение знаний в области искусства.

Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли в письменной речи.

Регулятивные УУД:

умение организовать себя на выполнение учебной задачи.

Личностные УУД:

умение оценить свое состояние и описать его в процессе работы с произведением искусства.

Обучающиеся выражают и аргументируют свое мнение по поводу недостающих деталей в знаменитых картинах.

Обучающиеся анализируют картину, отвечая на следующие вопросы:

  1. Какие эмоции вызывает у вас эта картина?
  2. Как бы вы ее назвали?
  3. Составьте небольшой рассказ по картине
Групповая дискуссия, информационный, арт-терапевтический, релаксационный.
III. Заключительная часть.

Цель: Обобщение полученного в ходе тренинга материала, обмен опытом участников.

  1. Упражнение «Мой рисунок»

Познавательные УУД:

умение правильно понять и применить полученные знания.

Коммуникативные УУД:

умение точно выразить свои чувства.

Регулятивные УУД:

умение оценить результаты своей деятельности

Личностные УУД:

умение рефлексировать собственное эмоциональное состояние.

2.Рефлексия «Мне сегодня…»

3.Подведение итогов.

Обучающиеся с помощью рисунка выражают свое эмоциональное состояние.

Отвечают на предложенные вопросы:

– Что было трудным?

– Что вызвало интерес?

– Что будете делать с полученным?

Методы обмена опытом, групповой дискуссии.

Сценарий занятия

Вводная часть

Педагог-психолог: Добрый день, ребята! Меня зовут Анастасия Александровна, я педагог-психолог, сегодня мне представилась уникальная возможность познакомиться и поработать с Вами. А как зовут Вас?

Сегодня наше занятие я бы хотела посвятить очень интересной теме. Но прежде, чем мы к ней перейдем, предлагаю вам выполнить одно упражнение.

Упражнение «Мое настроение»

Цель: знакомство участников, создание позитивной обстановки, подготовка к совместной работе в ходе занятия.

Ход упражнения: обучающимся предлагается из картинок (метафорические карты), разложенных на столе, выбрать ту, которая максимально иллюстрирует его состояние на начало занятия. Затем каждый желающий может объяснить свой выбор. Педагог-психолог комментирует свою карту.

Основная часть

Педагог-психолог: Скажите, пожалуйста:

1. Вы когда-нибудь были в музее? Поднимите руку сколько Вас?

2. Как давно вы были в музее?

3. А какие музеи вы знаете?

4. Какие типы музеев вы знаете?

5. Какие музеи есть в нашем городе?

6. А в вашей школе есть музей?

7. Чему он посвящен?

8. Что обычно представляют в музее?

Как Вы знаете наш Президент ежегодно объявляет актуальную тему над которой работает страна…

– А какой год был объявлен в 2020 году?

– Какую памятную дату отмечала наша страна в 2020 году?

Правильно, 2020 год в России был объявлен годом Памяти и Славы в честь 75-летия Победы советского союза в Великой О.В. Скажите:

1. Вы принимали участие в мероприятиях, посвященных году Памяти и Славы? На каких мероприятиях вы были?

2. Какое мероприятие вам запомнилось больше всего?

3. Вы обсуждали его в социальных сетях?

Практически в каждой школе нашего города есть музеи, посвященные ВОВ и воспоминаниям о событиях, связанных с Великой Отечественной войной.

Как правило, в нашей памяти лучше всего остается то, что нашло отклик в нас. То, что вызвало у нас эмоции. Наверное, у каждого из Вас тоже есть такие эмоции, связанные с Вашей семьей, с Вашими бабушками, прабабушками и дедушками, которые воевали и защищали наше нынешнее светлое будущее. Это эмоции восторга, гордости, сопричастности, но также это и эмоции огорчения, сочувствия, сопереживания. Проживая их, мы начинаем лучше понимать события тех лет.

Сегодня я предлагаю Вам побывать в мини-галерее и вспомнить знаменитые произведения искусства.

Упражнение «Внимание к деталям»

Цель: актуализация знаний, обучающихся в области искусства, развитие творческого мышления, коммуникативных навыков

Ход упражнения: обучающимся предлагаются картины известных художников, в которых отсутствуют фрагменты. Задача обучающихся поразмышлять над тем, какой фрагмент отсутствует.

Упражнение «Почувствуй картину»

Цель: развитие эмоционального интеллекта, повышение гражданских и патриотических чувств через произведения искусства

Ход упражнения: познакомить обучающихся с некоторыми произведениями искусства и постараться их «почувствовать». Разделить обучающихся на группы. Предложить 3 картины, над которыми нужно будет поразмышлять. Ответить на несколько вопросов:

1. Какие эмоции вызывает у вас эта картина?

2. Если бы картина сопровождалась музыкальной композицией, то какая бы музыка звучала?

3. Как бы вы ее назвали?

4. О чем рассказывает нам эта картина?

1 картина

«Письмо с фронта» Александр Иванович Лактионов. Картина советского живописца А.И.Лактионова, законченная художником в 1947 году и изображающая близких и соседей солдата-фронтовика за чтением его долгожданного письма с фронта. Заключив весной 1945 договор на свою первую последипломную картину, Лактионов собирался дать ей название «Встреча». Опробовал несколько вариантов, но всё решил случай. Однажды на прогулке он повстречал солдата с перевязанной рукой, опиравшегося при ходьбе на палку. Тот искал нужный адрес, чтобы передать письмо. Разговорились. Лактионов помог найти нужный дом и стал невольным свидетелем сцены получения долгожданной весточки с фронта. Так окончательно определился замысел будущей картины.

2 картина

Это картина А.А. Пластова «Немцы идут» (Подсолнухи), 1941 г.

При первом взгляде картина кажется солнечной и радостной, наполненной светом и счастьем: большую часть холста занимают ярко освещенные солнцем подсолнухи. Большие, разлапистые, опустившие отягощенные семенем, но еще не потерявшие буйную ярко-рыжую шевелюру головы…

И, только приглядевшись, мы видим, что нежное, похожее на бледно-голубой ситчик русское небо все измарано черным дымом пожарищ: или немцы подожгли деревню, или вспыхнули деревянные избы от артиллерийских зажигательных снарядов… И от этой военной грозы люди бросились, как под цветистый плат, в заросли подсолнухов.

Пластов очень любил подсолнухи. И, словно еще не ощутив всей железно-кровавой тяжести войны или желая запечатлеть в своей первой военной картине образ только что отшумевшей мирной жизни, образ счастья. Пластов не только написал в картине “Немцы идут” благоухающие, могучие подсолнухи, но и дал картине другое, мирное название – “Подсолнухи».

3 картина

«Я с вами!» 2-ая картина диптиха «Душа солдата» автора Сергея Бессонова. Распахнутые, восторженные глаза ребенка цепляют за душу. Скорбь, память, мудрость, смирение и гордость, любовь и нежность, в душе, пронесенные по жизни, читаются на лице бабушки. Обнимающие руки солдата ассоциируются с крыльями ангела-хранителя, незримо продолжающего исполнять свой священный долг по защите своей семьи, своей страны.

Педагог-психолог: Каждый из вас увидел что-то свое в картинах. Как вы думаете, почему каждый увидел по-разному?

Каждый воспринимал картины, исходя из своего жизненного опыта, своих знаний, а также своих чувств, своего эмоционального состояния в настоящий момент. Наверное, также когда-то из-за непонимания и разного восприятия картины мира, произошел конфликт и началась война.

Мы не являемся свидетелями тех страшных лет, но благодаря информации от людей, которые жили в те годы, благодаря предметам искусства, благодаря сохранившимся вещам тех времен, в голове у нас рисуется картина прошлых лет.

Как вы считаете:

1. Насколько важно сохранить в памяти эту историю?

2. Благодаря чему и как повысить интерес у молодежи к этому вопросу?

3. Вам самим было интересно сегодня размышлять над этой темой?

4. Хотели бы вы продолжить изучение этого вопроса и каким образом это будете делать?

Заключительная часть

Упражнение «Мой рисунок»

Цель: выражение своего эмоционального состояния

Ход упражнения: В заключении, я бы хотела, чтобы вы оставили свой отзыв от занятия с помощью рисунков. Нарисуйте свое состояние сейчас в вид образа животного, растения, предмета, явления природы или абстракции.

Рефлексия

Обучающимся предлагается ответить на предложенные вопросы:

– Что было трудным на занятии?

– Что вызвало интерес?

– Что будете делать с полученной информацией?

СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ К ЗАНЯТИЮ

Список использованной литературы:

1. Буравцова Н.В. Использование ассоциативных карт в работе с детьми и подростками. – Новосибирск, 2017. – 200с.
2. Мышева Т.П. Музейная педагогика в современном социокультурном образовательном контексте. – Таганрог, 2008. – 159с.
3. Рубин Дж.А. Искусство арт-терапии, Издательство «Институт общегуманитарных исследований», 2017.

Грозных Анастасия Александровна,
педагог-психолог

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.