Аннотация: Проблема патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения сегодня одна из самых актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений.
Разработка психолого-педагогического занятия «Живое» искусство»
На современном этапе развития нашего общества знание истории, формирование гражданской позиции выступают одними из условий дальнейшего общественного прогресса. В связи с этим перед обществом ставится задача подготовки гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых гражданских и патриотических свойств личности школьника.
Данное занятие направлено на воспитание гражданско-патриотических качеств личности, обучающихся посредством методов музейной психологии и педагогики. Занятие формирует патриотизм у обучающихся, ориентирует школьников на гражданские патриотические ценности, тем самым обеспечивая становление гражданина и патриота России. А музейная психология позволяет находить и использовать интересные формы и методы общения с аудиторией.
Цель: побуждение к познанию себя, развитие гражданских и патриотических чувств через искусство.
Задачи:
– снижение эмоционального напряжения;
– осознание своих эмоциональных состояний;
– развитие коммуникативных навыков;
– рефлексия и самоанализ;
– повышение мотивации к изучению истории России с помощью предметов изобразительного искусства.
Планируемый результат
Предметные УУД:
1. Знать понятие «эмоциональное состояние», понимать, что искусство и эмоциональное состояние оказывают влияние друг на друга.
2. Уметь распознавать свое эмоциональное состояние, уметь использовать возможности искусства для самопознания.
Личностные УУД:
1. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности в познании и изучении произведений искусства.
Метапредметные УУД:
1. Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственное эмоциональное состояние (Регулятивные УУД)
2. Уметь формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли, приобрести навык эффективного поведения, преодолевать коммуникативный барьер (Коммуникативные УУД).
3. Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, работать с разными по уровню заданиями (Познавательные УУД)
Оптимальное количество человек: обучающиеся 8-х классов (10-15 человек)
Время реализации мероприятия: 1 час.
Основные понятия: эмоциональное состояние, искусство, арт терапия.
Межпредметные связи: изобразительное искусство, психология.
Ресурсы: компьютер, мультимедийное оборудование, слайды, организация пространства.
Структура мероприятия
Этапы мероприятия, цель | Содержание деятельности, планируемый результат (УУД) | Деятельность обучающихся | Методы и приемы |
Цель: знакомство участников, создание позитивной обстановки, подготовка к совместной работе в ходе занятия. |
2.Упражнение «Мое настроение». Познавательные УУД: подготовка к восприятию информации. Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника Регулятивные УУД: принятие сигнала к началу учебной деятельности. Личностные УУД: мотивация на выполнение учебной деятельности |
Индивидуальное приветствие, основанное на описание своего эмоционального состояния с помощью метафорических карт. | Информационный, игровой методы. |
Цель: Расширить знания в области живописи; побуждение к аналитическому мышлению, повышение познавательной активности, самоанализ. |
Познавательные УУД: получение информации о предметах искусства. Коммуникативные УУД: умение выражать и обосновать свое мнение. Регулятивные УУД: регуляция познавательных процессов: внимания, памяти, воображения. Личностные УУД: мотивация уверенного поведения, снятие тревоги, связанной с возможным совершением ошибки. 3.Упражнение «Почувствуй картину». Познавательные УУД: расширение знаний в области искусства. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли в письменной речи. Регулятивные УУД: умение организовать себя на выполнение учебной задачи. Личностные УУД: умение оценить свое состояние и описать его в процессе работы с произведением искусства. |
Обучающиеся выражают и аргументируют свое мнение по поводу недостающих деталей в знаменитых картинах.
Обучающиеся анализируют картину, отвечая на следующие вопросы:
|
Групповая дискуссия, информационный, арт-терапевтический, релаксационный. |
III. Заключительная часть.
Цель: Обобщение полученного в ходе тренинга материала, обмен опытом участников. |
Познавательные УУД: умение правильно понять и применить полученные знания. Коммуникативные УУД: умение точно выразить свои чувства. Регулятивные УУД: умение оценить результаты своей деятельности Личностные УУД: умение рефлексировать собственное эмоциональное состояние. 2.Рефлексия «Мне сегодня…» 3.Подведение итогов. |
Обучающиеся с помощью рисунка выражают свое эмоциональное состояние.
Отвечают на предложенные вопросы: – Что было трудным? – Что вызвало интерес? – Что будете делать с полученным? |
Методы обмена опытом, групповой дискуссии. |
Сценарий занятия
Вводная часть
Педагог-психолог: Добрый день, ребята! Меня зовут Анастасия Александровна, я педагог-психолог, сегодня мне представилась уникальная возможность познакомиться и поработать с Вами. А как зовут Вас?
Сегодня наше занятие я бы хотела посвятить очень интересной теме. Но прежде, чем мы к ней перейдем, предлагаю вам выполнить одно упражнение.
Упражнение «Мое настроение»
Цель: знакомство участников, создание позитивной обстановки, подготовка к совместной работе в ходе занятия.
Ход упражнения: обучающимся предлагается из картинок (метафорические карты), разложенных на столе, выбрать ту, которая максимально иллюстрирует его состояние на начало занятия. Затем каждый желающий может объяснить свой выбор. Педагог-психолог комментирует свою карту.
Основная часть
Педагог-психолог: Скажите, пожалуйста:
1. Вы когда-нибудь были в музее? Поднимите руку сколько Вас?
2. Как давно вы были в музее?
3. А какие музеи вы знаете?
4. Какие типы музеев вы знаете?
5. Какие музеи есть в нашем городе?
6. А в вашей школе есть музей?
7. Чему он посвящен?
8. Что обычно представляют в музее?
Как Вы знаете наш Президент ежегодно объявляет актуальную тему над которой работает страна…
– А какой год был объявлен в 2020 году?
– Какую памятную дату отмечала наша страна в 2020 году?
Правильно, 2020 год в России был объявлен годом Памяти и Славы в честь 75-летия Победы советского союза в Великой О.В. Скажите:
1. Вы принимали участие в мероприятиях, посвященных году Памяти и Славы? На каких мероприятиях вы были?
2. Какое мероприятие вам запомнилось больше всего?
3. Вы обсуждали его в социальных сетях?
Практически в каждой школе нашего города есть музеи, посвященные ВОВ и воспоминаниям о событиях, связанных с Великой Отечественной войной.
Как правило, в нашей памяти лучше всего остается то, что нашло отклик в нас. То, что вызвало у нас эмоции. Наверное, у каждого из Вас тоже есть такие эмоции, связанные с Вашей семьей, с Вашими бабушками, прабабушками и дедушками, которые воевали и защищали наше нынешнее светлое будущее. Это эмоции восторга, гордости, сопричастности, но также это и эмоции огорчения, сочувствия, сопереживания. Проживая их, мы начинаем лучше понимать события тех лет.
Сегодня я предлагаю Вам побывать в мини-галерее и вспомнить знаменитые произведения искусства.
Упражнение «Внимание к деталям»
Цель: актуализация знаний, обучающихся в области искусства, развитие творческого мышления, коммуникативных навыков
Ход упражнения: обучающимся предлагаются картины известных художников, в которых отсутствуют фрагменты. Задача обучающихся поразмышлять над тем, какой фрагмент отсутствует.
Упражнение «Почувствуй картину»
Цель: развитие эмоционального интеллекта, повышение гражданских и патриотических чувств через произведения искусства
Ход упражнения: познакомить обучающихся с некоторыми произведениями искусства и постараться их «почувствовать». Разделить обучающихся на группы. Предложить 3 картины, над которыми нужно будет поразмышлять. Ответить на несколько вопросов:
1. Какие эмоции вызывает у вас эта картина?
2. Если бы картина сопровождалась музыкальной композицией, то какая бы музыка звучала?
3. Как бы вы ее назвали?
4. О чем рассказывает нам эта картина?
1 картина
«Письмо с фронта» Александр Иванович Лактионов. Картина советского живописца А.И.Лактионова, законченная художником в 1947 году и изображающая близких и соседей солдата-фронтовика за чтением его долгожданного письма с фронта. Заключив весной 1945 договор на свою первую последипломную картину, Лактионов собирался дать ей название «Встреча». Опробовал несколько вариантов, но всё решил случай. Однажды на прогулке он повстречал солдата с перевязанной рукой, опиравшегося при ходьбе на палку. Тот искал нужный адрес, чтобы передать письмо. Разговорились. Лактионов помог найти нужный дом и стал невольным свидетелем сцены получения долгожданной весточки с фронта. Так окончательно определился замысел будущей картины.
2 картина
Это картина А.А. Пластова «Немцы идут» (Подсолнухи), 1941 г.
При первом взгляде картина кажется солнечной и радостной, наполненной светом и счастьем: большую часть холста занимают ярко освещенные солнцем подсолнухи. Большие, разлапистые, опустившие отягощенные семенем, но еще не потерявшие буйную ярко-рыжую шевелюру головы…
И, только приглядевшись, мы видим, что нежное, похожее на бледно-голубой ситчик русское небо все измарано черным дымом пожарищ: или немцы подожгли деревню, или вспыхнули деревянные избы от артиллерийских зажигательных снарядов… И от этой военной грозы люди бросились, как под цветистый плат, в заросли подсолнухов.
Пластов очень любил подсолнухи. И, словно еще не ощутив всей железно-кровавой тяжести войны или желая запечатлеть в своей первой военной картине образ только что отшумевшей мирной жизни, образ счастья. Пластов не только написал в картине “Немцы идут” благоухающие, могучие подсолнухи, но и дал картине другое, мирное название – “Подсолнухи».
3 картина
«Я с вами!» 2-ая картина диптиха «Душа солдата» автора Сергея Бессонова. Распахнутые, восторженные глаза ребенка цепляют за душу. Скорбь, память, мудрость, смирение и гордость, любовь и нежность, в душе, пронесенные по жизни, читаются на лице бабушки. Обнимающие руки солдата ассоциируются с крыльями ангела-хранителя, незримо продолжающего исполнять свой священный долг по защите своей семьи, своей страны.
Педагог-психолог: Каждый из вас увидел что-то свое в картинах. Как вы думаете, почему каждый увидел по-разному?
Каждый воспринимал картины, исходя из своего жизненного опыта, своих знаний, а также своих чувств, своего эмоционального состояния в настоящий момент. Наверное, также когда-то из-за непонимания и разного восприятия картины мира, произошел конфликт и началась война.
Мы не являемся свидетелями тех страшных лет, но благодаря информации от людей, которые жили в те годы, благодаря предметам искусства, благодаря сохранившимся вещам тех времен, в голове у нас рисуется картина прошлых лет.
Как вы считаете:
1. Насколько важно сохранить в памяти эту историю?
2. Благодаря чему и как повысить интерес у молодежи к этому вопросу?
3. Вам самим было интересно сегодня размышлять над этой темой?
4. Хотели бы вы продолжить изучение этого вопроса и каким образом это будете делать?
Заключительная часть
Упражнение «Мой рисунок»
Цель: выражение своего эмоционального состояния
Ход упражнения: В заключении, я бы хотела, чтобы вы оставили свой отзыв от занятия с помощью рисунков. Нарисуйте свое состояние сейчас в вид образа животного, растения, предмета, явления природы или абстракции.
Рефлексия
Обучающимся предлагается ответить на предложенные вопросы:
– Что было трудным на занятии?
– Что вызвало интерес?
– Что будете делать с полученной информацией?
СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ К ЗАНЯТИЮ
Список использованной литературы:
1. Буравцова Н.В. Использование ассоциативных карт в работе с детьми и подростками. – Новосибирск, 2017. – 200с.
2. Мышева Т.П. Музейная педагогика в современном социокультурном образовательном контексте. – Таганрог, 2008. – 159с.
3. Рубин Дж.А. Искусство арт-терапии, Издательство «Институт общегуманитарных исследований», 2017.
Грозных Анастасия Александровна,
педагог-психолог