Использование логоритмики с элементами нейрогимнастики на ортоковриках в работе учителя-логопеда и педагога-психолога с дошкольниками

При подготовке материала был использован
метод логоритмики с нейрогимнастикой,
разработанный логопедом из Ульяновска Шутовой Н.Г.,
и являющийся неотъемлемой частью запатентованного
способа устранения заикания у детей и взрослых.

Ключевые слова: логоритмика, нейрогимнастика, схема тела, нейропсихология и логоритмика, моторная готовность, моторное программирование.

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОРИТМИКИ С ЭЛЕМЕНАМИ НЕЙРОГИМНАСТИКИ НА ОРТОКОВРИКАХ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДОШКОЛЬНИКАМИ»

Всем ли детям нужно заниматься нейрологоритмикой? Время простых решений закончилось. Каждый год детей с нарушениями развития становится все больше. Проблемы – сложнее. Родители требовательнее. Идет время, расходуются силы и ресурсы, растет неудовлетворённость результатами и усталость. В современных реалиях все специалисты дошкольного образования ищут новые методы и эффективные решения.

Для нас таким решением стало использование нейропсихологических элементов в работе. В его основе лежит метод замещающего онтогенеза, позволяющий «заместить» специальными упражнениями недостающий этап развития и «выровнять» все последующие. Например, если на нижних ступенях пирамиды моторного развития есть пробелы, то все последующие этапы будут формироваться с определенными нарушениями.

Движение – первый язык ребёнка.

Посредством движения ребенок начинает осваивать мир вокруг себя и обретать контроль над своим телом. Именно с этого периода и начинается постепенное осознание схемы тела, которая формируется самим человеком. Это очень сложная информация, хотя она помогает ребенку выделять себя из окружающего мира.

Многие современные родители задаются вопросом, зачем детям хорошо сформированная схема тела. Ответ лежит на поверхности. Это и ловкость, и разнообразные бытовые навыки, спорт и даже в будущем профессия. Хорошо сформированные моторные навыки и умелости помогают детям устанавливать контакт с другими детьми, ведь умелых уважают, к ним прислушиваются. Таким образом, самооценка у детей может быть сформирована через моторные навыки. Осознание и развитие схемы тела имеет огромное значение не только для психического, но и для когнитивного развития: чтение, письмо, цифровой ряд, понимание пространства, овладение речью.

Развитие ребёнка с первых дней его жизни начинается с движения по ступенькам моторного развития: он учится держать голову, переворачиваться, ползать, сидеть, ходить и т.д. Точно так же – по ступенькам – развиваются другие моторные навыки.

Нейропсихологический метод напрямую связан с моторным развитием.

нейрогимнастика

Например, важным этапом развития движений на первом году жизни является ползание. Если ребенок по каким-либо причинам пропустил этот этап (например, из-за повышенного или пониженного мышечного тонуса), можно ожидать трудностей в формировании представлений о пространстве и в освоении навыков рисования и письма.

Когда ребенок ползает, он более осознанно оценивает окружающее пространство и размеры своего тела: где верх, где низ, где он может проползти, а где не уместится. В дальнейшем представления о пространстве необходимы для рисования, ориентации в тетради и на странице книги, формирования математических представлений.

Кроме того, во время ползания тренируется одна из базовых координаций – согласованное движение рук и ног, правой и левой стороны тела. Это создает нейрофизиологическую базу для быстрого и эффективного обмена информацией между полушариями – что, в свою очередь, необходимо для любого обучения. Во время ползания малыш опирается на кисти рук, что укрепляет руки, впоследствии это необходимо для того, чтобы успешно овладеть пишущими предметами.

Исследования показывают прямую связь между незрелостью моторных навыков и школьной неуспеваемостью.

Самый высокий уровень развития движения – это оставаться совершенно неподвижным. До тех пор, пока ребенок не обретает контроль над равновесием и способность сидеть или стоять неподвижно, у него не будет физических средств, обеспечивающих обучение в школе.

Так, например, задержка в развитии крупной и мелкой моторики в первый год жизни ребенка может влиять на когнитивное развитие и поведенческую адаптацию в пятилетнем возрасте. Сейчас практически все родители, начиная с 5-6 лет, активно занимаются подготовкой ребенка к школе. Но эта «подготовка» в основном касается когнитивной сферы и частично поведенческой – адаптация к правилам и социальному взаимодействию. Но этого оказывается недостаточно, потому что кроме умения читать и писать для обучения в школе требуется много навыков, за которые «отвечают» нейрофизиологические структуры организма.

Хронологический возраст поступления в школу сам по себе не «гарантирует» готовности к обучению. Ведь чтобы ребенок был успешен в овладении знаниями в школе, он должен уметь:

– спокойно сидеть;

– фокусировать внимание на одном задании;

– не отвлекаться на окружающие стимулы;

– удерживать в руке и управлять ручкой, карандашом, ножницами и т.д.;

– должна быть развита координация для разных видов школьной деятельности – клеить, вырезать, писать, следить за тем, что он делает;

– удерживать движения глаз для сохранения стабильного изображения на странице;

– «следить» за строкой, чтобы глаза не «прыгали» и строка не терялась;

– переключаться с одной картинки на другую, вычленять детали на картинке;

– должно быть развито визуальное восприятие, визуально-моторные функции, перемещение взгляда с одного фокуса на другой;

– регулировать зрительный фокус между различными расстояниями;

– контролировать слуховое восприятие;

– быть настроенным на педагога или на участников группы, слышать их, слышать и правильно выполнять инструкции.

Познакомившись с данным методом, мы изменили свой подход к коррекционной работе. В свою работу стали включать игры, которые помогают ребёнку сознательно управлять своим телом, планировать и удерживать моторную программу, быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, держать фокус произвольного внимания, синхронизировать движения с речью, тем самым создавая предпосылки для полноценного функционального становления многих психических процессов. Логоритмика и нейроигры. В результате дети учатся:

× выстраивать схему тела, лучше ориентироваться в пространстве, что способствует развитию восприятия, памяти и внимания;

× планировать и контролировать свои действия;

× оттормаживать импульсивные реакции;

× успешно перерабатывать слуховую и зрительно-пространственную информацию;

Всё это способствует быстрой наработке новых нейронных связей.

Чем больше анализаторов задействовано в обучении, тем лучше формируются умения и навыки.

 

Для работы в рамках программы «Логоритмика с элементами нейрогимнастики» мы используем ортоковрики – резиновые модули, служащие для профилактических и коррекционных ортопедических проблем. Они гигиеничны, выдерживают многократную обработку, имеют разные цвета и текстуры. Необходимо 16 модулей, которые раскладываются по кругу.

ортоковрики - резиновые модули

Основная задача для детей – запомнить моторный маршрут, т.е. последовательность движений для рук и ног, работать одноименными и разноимёнными руками – ногами, произнося при этом в ритм стихи Агнии Барто (они написаны таким стихотворным размером, который идеально подходит для ритмического проговаривания) или любой другой речевой материал (автоматизируемые звуки, слоги, слова, фразы).

Начальный этап

Этот этап чрезвычайно важен. От его успешного освоения будет зависеть результат дальнейшей работы.

С первых занятий дети учатся раскладывать коврики самостоятельно по определенным правилам: они выкладываются по кругу, цвет и фактура, рядом стоящих ковриков, не повторяется. Это необходимо для того, чтобы расстояние между ковриками было видно ребенку, а нижнее боковое зрение помогало ему видеть границы ковриков. Каждый шаг ребенка – это каждый раз новая фактура ковриков, а значит и каждый раз разная сенсорная информация, которая поступает в мозг. Некоторым детям удерживать равновесие бывает очень проблематично даже на этом этапе. Моторно незрелые дети обычно задерживаются на этом этапе дольше других детей. В единичных случаях работа начинается с сопряженных шагов педагога и ребенка.

На первом этапе мы учим просто ходить по коврикам прямым переменным, приставным шагом под счет 1,2,3,4. На первых занятиях счет ведет педагог самостоятельно, потому что когда у ребенка включается речевая функция, моторная программа сбивается. Но практика показывает, что как только осваиваются ритмические шаги, целесообразно переходить к тому, чтобы счет вели сами дети.

Начинать шаг можно как с ведущей ноги, так и только с правой. Но в последнем случае педагогу удобнее отследить правильность выполнения задания. В дальнейшем моторная программа по мере усвоения предыдущей усложняется.

Основной этап

Ребёнок идет по кругу пока не собьётся, минимум один круг (можно два), тем самым расширяются границы его активного внимания.

Затем моторная программа усложняется разнообразными движениями рук и речевым сопровождением. Например: на каждый шаг добавляется хлопок, или поочередное, последовательное поднимание рук, разведение их в стороны, опускание вниз.

Когда основные движения руками дети осваивают, мы видоизменяем задания на ковриках. Дети осваивают прямой приставной шаг и боковой приставной шаг. Со временем в работу вводятся кинезиомячики и сенсорные мешочки.

Выводы

Нейрогимнастика является здоровьесберегающей и игровой технологией. Наш опыт использования нейропсихологических методов и приемов в работе с детьми с нарушениями речи и снижением когнитивной функции показывает хорошие результаты по исправлению этих нарушений. Активизация межполушарного взаимодействия действительно дает возможность развивать нейромоторную готовность, улучшается вертикаль тела и чувство равновесия, дети лучше ощущают свое тело, осваивают понятия лево-право, у них улучшается слухо-речевая память, появляется самоконтроль и умение контролировать чужие ошибки, поведенческие расстройства. Упражнения на ортоковриках привлекают внимание детей, помогают преодолевать пассивное отношение к занятиям. У педагога появляется возможность установить тесный контакт практически с любым ребенком, робкие дети становятся более раскрепощенными, а агрессивные-более уравновешенными. Эта работа позволяет детям наращивать внутренний ресурс, который способствует созданию базы для преодоления психо-речевых нарушений.

Список литературы:

При подготовке материала был использован
метод логоритмики с нейрогимнастикой,
разработанный логопедом из Ульяновска Шутовой Н.Г.,
и являющийся неотъемлемой частью запатентованного
способа устранения заикания у детей и взрослых.

  • Бабина Г.В. Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. – М.: Книголюб, 2005.
  • Безруких М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ.— М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  • Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. — М.: АСТ: Астрель, 2005.
  • Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. — М.: «Институт общегуманитарных исследований», В. Секачев, 2001.
  • Косолапова К.Н., Колупаева Ю.А. Особенности формирования схемы тела дошкольников с нарушением функций опорно-двигательного аппарата // научно-методический электронный журнал «Концепт».- 2016
  • Хомская Е. Д. Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005.6.

1) Наталья Богдановна Заець,
учитель-логопед
2) Екатерина Петровна Браева,
педагог-психолог

Информация Google

1 комментарий к статье “Использование логоритмики с элементами нейрогимнастики на ортоковриках в работе учителя-логопеда и педагога-психолога с дошкольниками”

  1. Екатерина Б.

    При подготовке материала был использован метод логоритмики с нейрогимнастикой, разработанный логопедом из Ульяновска Шутовой Н.Г. и являющийся неотъемлемой частью запатентованного способа устранения заикания у детей и взрослых.

    Ответить

Оставить комментарий

*

.