Мелдаун и Шатдаун – две стороны перезагрузки ребенка с РАС

Опыт работы, наблюдение.

стоп насилию стрессПочему дети с расстройством аутистического спектра – тихие и абсолютно индифферентные к окружающим – могут спонтанно взорваться криком, начать бегать, трясти руками, наносить удары окружающим и самим себе или наоборот перестать реагировать на окружающий мир вокруг?

Такие состояния называются мелдаун и шатдаун.

Мелтдаун (в переводе означает расплавиться, растаять) – это ситуация крайнего нервного возбуждения, вызванная переизбытком ощущений и чувств и ее противоположность шатдаун (в переводе означает выключиться, закрыться) – в этом случае ребенок перестает реагировать на окружающий мир и уходит в себя.

Состояния Мелдаун и Шатдаун это сигналы окружающим о том, что необходимо уменьшить сенсорную нагрузку.

Аутичные мелдаун и шатдаун являются реакцией на сенсорную перегрузку.

Мелдаун – это резкая и агрессивная реакция на ситуацию.

Шатдаун – уход от ситуации.

Мелдаун возникает у активных детей, а шатдаун – у спокойных, менее активных детей.

Мелдаун проявляется в виде агрессии, крика, слез и резких действий.

Шатдаун проявляется полным уходом от мира, сонливостью и истощением.

Реагировать на мелдаун и шатдаун необходимо примерно одинаково: подождать пока эти реакции не пройдут, т.е. оставить ребенка в спокойной обстановке под наблюдением.

Признаки приближения мелдауна: отрешенность, может возникнуть недомогание ребенка. Ребенок не контролирует себя: из-за сильной перегрузки ребенок переходит в режим выживания и реагирует на раздражители бессознательно. Происходит без цели: вовремя или после мелдауна требования не выдвигаются. Возможны ранения: ребенок не избегает ранений и может причинить себе вред. Безразличие к реакции: ребенка не волнует то, как окружающие воспримут его поведение. Заканчивается медленно, когда ребенок приходит в себя.

Шатдаун происходит как отключение компьютера с целью сохранения ресурсов в случае нарушения работы системы, т.е. нервная система переходит в «режим энергосбережения» в ответ на стресс. Это состояние гибернации, когда активность исчерпана под ноль и энергии в организме не осталось. Сил выработать энергию повторно у ребенка нет.

Вследствие этого организм постепенно (но быстро) отключает активные системы впадая в полубессознательное состояние. Ребенок не может сопротивляться этому состоянию, стимуляторы не помогают (если помогают, то ненадолго и потом будет происходит ухудшение), это состояние не контролируется.

Что вызывает «взрыв»?

  • внезапные изменения в планах или распорядке; дети могут быть очень привязаны к рутине; неожиданные события и внезапные изменения в планах могут вызвать у них сильнейший стресс.
  • слишком много требований, предъявляемых к ребенку, особенно если они не связаны друг с другом.
  • социальная перегрузка (чрезмерная вовлеченность в социальное взаимодействие – возбуждение – насыщение и как следствие мелдаун или шатдаун).
  • сенсорная перегрузка, т.е. перегрузка может быть результатом раздражения любого из органов чувств: перегрузка слуховая, зрительная, вкусовая, вестибулярная, проприоцептивная.

Важно понимать, что «последней каплей» может оказаться не наиболее значимая проблема – повод может выглядеть «пустяком», если не понимать в полной мере тот уровень стресса и тревожности, который переживается ребенком.

Также следует иметь в виду, что срывы и отключения на самом деле весьма сходны. Все они являются крайне выраженной реакцией на повседневные стимулы, обычно это результат накопления на протяжении длительного периода времени, и все они выходят из-под контроля.

Это может быть новая ситуация (шумная школьная столовая, смена учителя, запрет, ожидание) – что может послужить источником тревоги ребенка.

Важно также знать, что происходит с ребенком вовремя мелдауна или шатдауна. Дети, которые могут сообщать о своих переживаниях (в основном это дети постарше, вербальные дети) говорят, что эти состояния похожи:

 разбитое стекло режет меня…

 я разрываюсь на кусочки…

 острые ножи режут мое тело…

 меня что-то сдавливает…

 с меня уходит жизнь…

 взрывается голова…

 чувствую взрыв внутри и т.д.

 Слышу кучу голосов и все они мне что-то говорят…

Что делать, если у ребенка случился срыв?

Успокоить ребенка. В этот момент ребенок испытывает смесь гнева и отчаяния, поэтому кричать на него бессмысленно, это может только усугубить общую ситуацию.

Сделать (паузу) перерыв. Проявить твердость, оставить его одного, но под наблюдением. Точное время, которое необходимо для успокоения, никто не скажет. Может понадобиться от 5-ти минут до нескольких часов. Все зависит от тяжести срыва и возраста ребенка.

Подготовиться к следующим срывам. Необходимо быть готовым к последующим приступам. Спрятать предметы, которыми можно нанести травму. Ребенок при срыве не владеет собой и может нанести вред себе и окружающим.

Важно поддержать ребенка вовремя мелтдауна или шатдауна. Самое главное не забывать суть этих состояний. Они являются ответами на стресс. Поэтому не нужно пытаться договориться с ребенком во время этих состояний.

Быть терпеливым, даже если поведение ребенка раздражает или расстраивает. Не трогать его, если ребенок сам об этом не просит, и постараться сделать так, чтобы он не причинил боль себе и окружающим.

Возникает вопрос: Возможно ли предотвратить мелтдаун и шатдаун?

На практике, к сожалению, нет, т.к. мелдаун и шатдаун являются неизбежной частью жизни аутичных детей.

Однако некоторые правила помогут смягчить эти противоположные состояния (срывы):

Знать внешние стимулы (триггеры): Что приводит к мелтдаунам или шатдаунам быстрее и чаще всего? Проанализировать причины, по которым ребенок входит в эти состояния, и быть наготове, когда сталкиваетесь с ними снова.

Замечать поведение незадолго до мелтдаунам и шатдауна. Кто-то из детей становится раздражительным, у кого-то появляется желание заплакать или закричать, а кто-то начинает больше уходить в себя. Вспомнить, каким было состояние ребенка раньше, чтобы заметить его в следующий раз.

Уходить из ситуаций, вызывающие эти состояния: Если у ребенка наблюдается сенсорная перегрузка, то постараться уйти от этой ситуации. Оставаться в триггерной ситуации нельзя.

Не давайте ребенку перевозбуждаться и скучать: Усталость, неудовлетворенность и перевозбуждение – также являются признаками подобных состояний. Если это возможно, то, когда мелдаун/шатдауна нет, объяснить ребенку разницу между хорошим и плохим поведением. А когда ребенок старается контролировать свое поведение, то хвалить его, стараться делать акцент на позитивном воспитании.

В заключении хотелось бы отметить, что эти знания понимания о крайних формах перегрузки, могут помочь в работе с ребенком с РАС.

Войтович Л.А.,
педагог-психолог

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.