Основные линии развития детей раннего возраста

Основные линии развития детей раннего возраста и особенности адаптации.

Особенности нервной деятельности ребенкаРанний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире.

В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое.

При чём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. Ранний возраст качественно отличается от дошкольного возраста (3-7 лет): в нем есть своя специфика и свои трудности. Соответственно данному возрастному этапу не применимы методы и приёмы работы, адекватные для дошкольников.

К сожалению, зачастую в наших садах организация подобных групп кратковременного пребывания сталкивается с различного рода трудностями и становится практически невыполнимым.

Тем не менее, в адаптационный период педагог и психолог, сталкиваясь с трудными случаями, вырабатывают индивидуальный и адекватный подход к каждому ребенку. Сложность этой задачи заключается в том, что здесь невозможно предложить единый для всех метод адаптации – каждый ребёнок нуждается в особом подходе.

Единственным общим моментом является завоевание доверия и расположение малыша. Без такого доверия к новому взрослому нормальное эмоциональное самочувствие ребёнка невозможно.

Необходимость индивидуального подхода педагога к каждому ребёнку очевидна во всех возрастах. Однако в раннем возрасте индивидуальный подход имеет решающее значение. Не только по тому, что все дети разные, но ещё и потому, что маленький ребёнок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему. Малыши не воспринимают призывы или предложения, обращённые целой группе. Им необходим взгляд в глаза, обращение по имени, ласковое прикосновение, словом всё то, что свидетельствует и личном внимании и персональной обращённости взрослого. Только в этом случае они могут принять и понять предложения взрослого.

Ещё одна особенность работы с детьми раннего возраста – неэффективность любых чисто вербальных методов воздействия. Любые инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию оказываются бесполезными. Даже не потому, что дети ещё плохо понимают их, а потому что до 3-4 лет малыши не могут регулировать своё поведение посредством слова. Они живут только настоящим, и воздействия ситуации (окружающие предметы, движения, звуки) являются для них гораздо более сильными побудителями, чем значение слов взрослого. Эта особенность маленьких детей предъявляет высокие требования к действиям воспитателя. Они должны быть предельно выразительными, эмоциональными и «заразительными». Только собственной увлечённостью какой-либо деятельностью можно передать интерес к ней маленькому ребёнку. Здесь требуется повышенная чувствительность к состояниям малыша, выразительность движение и мимики. Это вовсе не значит, что с маленькими детьми не нужно говорить. Но слова обязательно должны быть включены в контекст реальных действий, иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими жестами и движениями.

Из этого следует, что с маленькими детьми нельзя проводить организованных фронтальных занятий (подгруппы), когда взрослый что-то объясняет или показывает, а дети «усваивают». Такие занятия не только не эффективны, но и вредны, поскольку могут парализовать собственную активность детей. Задача же воспитания в этом возрасте состоит в том, чтобы стимулировать активность каждого ребёнка, вызывать его желание действовать, общаться, играть, решать практические задачи. Для этого совершенно недостаточно сообщать детям новую информацию или демонстрировать нужные способы действия. Здесь необходимы эмоциональное вовлечение детей, создание общего смыслового поля, эмоциональная включённость взрослого в нужные действия. Только так можно передать ребёнку интерес к новой деятельности, привлечь к ней и увлечь ею, и таким образом вызвать его собственное желание. Эмоциональная выразительность, артистизм, способность расположить к себе и передать интерес к деятельности – всё это является профессиональными качествами специалистов, работающих с детьми раннего возраста. Эти качества необходимы как педагогам, так и психологам.

Появляется способность управлять своим поведением с помощью слова. Если до 2-х лет действия ребёнка определяются в основном воспринимаемой ситуацией, то во второй половине раннего возраста возникает возможность регулировать поведение ребёнка посредством речи, т.е. выполнение речевых инструкций взрослого. Эту форму поведения психологи рассматривают как первый этап развития произвольного поведения, когда действия ребёнка опосредованы речевым знаком, который направлен на своё поведение. Поэтому действие по инструкции открывает возможность развития саморегуляции и самоконтроля. Эту важнейшую способность следует развивать и упражнять. Важно выбрать для каждого ребёнка определённый уровень сложности инструкции, который соответствует его возможностям и способностям.

Очень важным приобретением раннего возраста является становление общения со сверстниками. Потребность в общении со сверстником складывается на третьем году жизни и имеет весьма специфическое содержание.

Содержание контактов детей раннего возраста, несмотря на свою внешнюю простоту, не укладывается в привычные рамки общения взрослых между собой или ребёнка со взрослым. Общение детей друг с другом связано с выраженной двигательной активностью и ярко эмоционально окрашено, вместе с тем дети слабо и поверхностно реагируют на индивидуальность партнёра, они стремятся главным образом выявить самих себя.

Общение детей раннего возраста можно назвать эмоционально-практическим взаимодействием. Главными характеристиками такого взаимодействия являются: непосредственность, отсутствие предметного содержания; раскованность, эмоциональная насыщенность, нестандартность коммуникативных средств, зеркальное отражение действий и движений партнёра. Дети демонстрируют и воспроизводят друг перед другом эмоционально-окрашенные игровые действия. Они бегают, визжат, принимают причудливые позы, издают неожиданные звукосочетания и пр. Общность действий и эмоциональных экспрессий даёт им уверенность в себе и приносит яркие эмоциональные переживания. По-видимому, такое взаимодействие, даёт ребёнку ощущение своего сходства с другим, равным ему существом, которое вызывает бурную радость. Получая от сверстника ответную реакцию и поддержку в своих играх и затеях, ребёнок реализует свою самобытность и уникальность, что стимулирует самую непредсказуемую инициативность малыша. Запрет на оценку действий ребенка типа «Неверно, не так» или «Молодец, правильно»; предоставить ребенку возможность проявить, выразить себя, свой взгляд на мир.

Наиболее эффективным путём для этого является организация субъектного взаимодействия детей, когда взрослый привлекает внимание детей друг к другу, подчёркивает их общность, их привлекательность и пр. Переход детей к субъектному, собственно коммуникативному взаимодействию становится возможным в решающей степени благодаря взрослому. Помните, это будущее не только вашего малыша, но и ваше. Сегодня от родителей и педагогов зависит, насколько легко и гармонично войдет и адаптируется в современном мире маленький человек.

Интерес к игрушкам, свойственный детям этого возраста, мешает ребёнку самому “увидеть” сверстника. Игрушка как бы закрывает человеческие качества другого ребёнка. Открыть их ребёнок может только с помощью взрослого.

Работа с родителями

Центральным и определяющей фигурой в воспитании и развитии маленького ребёнка являются, естественно, родители. Эта задача тесно связана с повышением психологической и педагогической информированности родителей, с формированием адекватной родительской позиции. Очевидно, что главной и центральной фигурой для маленького ребёнка является близкий взрослый, в большинстве случаев мать.

Именно характер общения матери с ребёнком, адекватность её воздействий возрастным и индивидуальным потребностям и возможностям малыша определяют как эмоциональное самочувствие ребёнка, так и его психическое развитие. Поэтому развивающая и коррекционная работа с детьми раннего возраста может быть эффективной только при участии и активной включённости родителей. Между тем, практика показывает, что далеко не все матери умеют и считают нужным играть с ребёнком, большинство из них не знают, какие игры и игрушки соответствуют возрастным особенностям ребёнка, не учитывают индивидуальные потребности и способности своего ребёнка. Своеобразное просвещение и обучение родителей, их консультирование по поводу развивающих игрушек, игр и занятий, включение родителей в совместную игру с малышом, раскрытие особенностей психологии маленького ребёнка и возрастных закономерностей его развития – важная и необходимая задача психологов и педагогов.

Адаптация – это процесс вхождения человека в новую среду и приспособления к её условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам или негативным (стресс).

Три фазы адаптационного процесса:

1. Острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регресса в психическом развитии (длится в среднем 1 месяц);

2. Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);

3. фаза Компенсации характеризуется убыстрением темпа развития.

Типичные реакции ребенка на процесс адаптации:

· активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик);

· эмоциональная нестабильность – любой раздражитель может спровоцировать новый приступ плача;

· отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).

· ребенок пассивен, не идет на контакт ни со взрослыми, ни с детьми, предпочитает находиться в уединении;

· ребенок временно теряет навыки, особенно вновь приобретенные перед началом посещения детского сада (есть ложкой, ходить самостоятельно в туалет);

· могут проявляться агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия);

· ребенок теряет аппетит.

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода:

Во-первых, это возраст ребенка(5-6 месяцев это огромная разница в масштабах раннего возраста). Чем старше ребенок, тем легче проходит адаптация. Опыт работы детского сада показывает, что сложнее и дольше привыкают к садику дети, которые страдают аллергией, частыми ОРЗ. Лучше и быстрее адаптируются здоровые дети, физически крепкие.

Замкнутый способ жизни семьи, недоброжелательное отношение родителей к окружающим людям – причины, которые тормозят образование у детей умение вступать в контакт со взрослыми.

Плохо приспосабливаются к коллективной жизни дети, которых излишне опекают в семье, которые не знают родительского «нельзя».

Ребенок, у которого не тренируют способность тормозить свои желания, тяжело усваивает и выполняет правила поведения в детском саду.

Три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

· легкая адаптация – эмоциональное состояние ребенка улучшается в течение двух-трех недель;

· адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение 1-1,5 месяцев;

· тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев.

Причины тяжелой адаптации к ДОУ:

1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада;

2. Наличие у ребенка своеобразных привычек (обусловленных семейными сценариями и укладом, культурой);

3. Неумение занять себя игрушкой;

4. Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков;

5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.

Что делать, если ребенок капризничает?

Помните, что плач – это естественная реакция на стресс. Плачем, ребенок не только снимает физиологическое возбуждение, но и отреагирует негативные эмоции, связанные с разлукой с матерью. Для того, чтобы ребенку быстрее адаптироваться к ДОУ, ему нужно «проплакать» свое горе. Поэтому в первое время стоит позволить ребенку плакать. Обнимите его, уверьте в своей любви, будьте с ним рядом в этот период. Предложите вместе погрустить, а когда увидите, -что плач ребенка сходит на нет отвлеките его игрушкой.

Если ребенок не идет на контакт с вами и хочет остаться один, предоставьте ему такую возможность. Сохраняйте спокойствие, не навязывайте общение, но давайте ребенку понять, что вы его видите, слышите и не забываете о нем.

Постарайтесь поменьше устанавливать запреты. Если в группе детского сада делать что-то нельзя (обрывать цветы, играть с водой в умывальнике и т.д.), мягко скажите ребенку «нельзя» и предложите другой вид деятельности.

Постарайтесь как можно больше играть с детьми, так как дети раннего возраста еще не умеют самостоятельно организовывать свою деятельность;

Упрямство, капризы, непослушание

· Как только ребёнок начинает капризничать, обнимите его, уверьте его в своей любви, постарайтесь отвлечь от каприза.

· Если этого сделать не удалось, оставьте его в покое, не обращайте на него внимание, не принимайте участие в этой сцене. Сохраняйте спокойствие и равнодушие, чтобы ребёнок не сделал.

· Если ребёнку удалось добиться своего с помощью каприза, он будет прибегать к этому способу всё чаще и чаще.

· Когда ребёнок успокоится, ласково поговорите с ним, скажите ему, как Вас огорчило его поведение, выразите уверенность в том, что в дальнейшем он будет вести себя лучше.

· Дети умеют управлять своим возмущением, но не чувством вины. Поэтому нельзя проявлять после истерики ребёнка недовольство, ругать и упрекать его, грозить наказанием.

· Ребёнок гораздо охотнее примет указание, советы и будет следовать им, если будет совершенно уверен в том, что его любят безусловной любовью, если поверит в доброе отношение к себе.

· Постарайтесь поменьше ругать, устанавливать запреты, наказывать. Проявляйте больше тепла, доброжелательности, спокойствия, терпения, ласки снисходительности.

Как справиться с детской истерикой

(больше рекомендации для родителей, ближе к возрастному кризису)?

Каждый взрослый сталкивается с детской истерикой. В такой ситуации, когда на Вас смотрят посторонние люди, легко растеряться или выйти из себя. Как быть?

1. Помните, что даже самые замечательные мамы оказываются в таких ситуациях и дело тут не в маме, а в темпераменте и характере вашего ребёнка. Задумайтесь над причиной истерики–ребёнку не хватает вашего внимания (дайте его ему);

-ребёнок манипулирует вами, он привык таким образом добиваться всего, что хочет (если вы это поняли, дайте малышу понять, что вы не одобряете его действий);

-ребёнок устал, хочет спать, он голоден (искорените причину и истерика пройдёт).

2. Если истерика в самом разгаре, попробуйте отвлечь ребёнка, начните рассказывать какую-нибудь интересную историю или обратите его внимание на что-то новое, интересное, необычное в окружающей вас обстановке.

3. Главное средство от истерик, самому не впадать в истерику, сохранять спокойствие, выражая сочувствие ребёнку: “Я понимаю, что ты сейчас злишься, потому что мы не можем купить тебе …”, “Я знаю, как это обидно”, и др.

4. Ребёнок не услышит вас с первого раза, повторяйте эту фразу до 20 раз, и вы достучитесь до вашего малыша. Позже, не ругайте, поговорите с ребёнком, выясните причины его поведения.

5. Дети 3-5-ти лет способны понять логичные объяснения взрослых. Учите ребёнка переживать и проживать неприятности, не делайте вид, что ничего не произошло.

6. По возможности, старайтесь не замечать, что на вас смотрят посторонние, они и сами не раз попадали в такую ситуацию.

7. Во время истерики не корите себя, не обвиняйте ребёнка.

! Помните, что никто не знает вашего ребёнка так, как он себя. Чаще беседуйте с малышом о его настроении, желаниях, интересах и обязанностях.

Как разговаривать с беспокойным ребенком?

1. Недопустимы (даже в критических ситуациях) грубость, унижение, злость. Выражения типа «Терпеть не могу», «Ты меня извел», «У меня нет сил», «Ты мне надоел», повторяемые несколько раз в день (не говоря о более грубых) бессмысленно. Ребенок просто перестает их слышать.

2. Не разговаривайте с ребенком раздраженно, всем своим видом показывая, что он отвлекает вас от более интересных и важных дел, чем общение с ним.

3. Если есть возможность отвлечься от дел хотя бы на несколько минут, отложите их, пусть ребенок почувствует внимание и заинтересованность.

4. Во время разговора помните: важны тон, мимика, жесты без демонстрации недовольства, раздражения, нетерпения. На них ребенок реагирует сильнее, чем на слова.

5. Поощряйте ребенка в ходе разговора, покажите что вам интересно и важно, то о чем он говорит.

6. Не оставляйте без внимания любую просьбу. Если ее нельзя выполнить по какой-то причине, не отмалчивайтесь, не ограничивайтесь коротким «нет»: объясните почему.

7. Не ставьте условий для выполнения просьбы, например: «Если ты сделаешь это, то я сделаю то-то». Тем самым взрослый может поставить себя в неловкую ситуацию. И помните, что ребенку в период адаптации нужна ваша безграничная поддержка, понимание, безоценочное принятие и безусловная любовь.

Работа с “особенными” детьми

(памятка для воспитателей)

Дети с отрицательным и неуравновешенным эмоциональным состоянием:

Используйте:

· сенсорные упражнения (песок, вода, тесто, крупа, пузыри и др.);

· дыхательные упражнения (например, ветерок дует на , пузырь, доброе животное

(взявшись за руки представим, что мы одно большое доброе животное, подышим, как оно), задуй ватку в колечко, нюхаем цветочек др.)

· музыкально-двигательные упражнения.

· чтение любимых книг.

· релаксационные игры и упражнения (например, сосулька торчала и растаяла, зеркало, улыбка, ёжик, погладим котёнка).

Дети со сниженной активностью игровых действий:

Учите отражать в игре события из окружающей жизни (взаимосвязь и последовательность действий)

Нормативы:

2,5 года – последовательность нескольких действий

3 года – ролевая игра (формирование: спрашивайте у ребёнка во время игры – кто ты? (какую роль он на себя взял?)) Неконтактные дети:

1. Сократите число поручений, распоряжений;

2. Принимайте участие в выполнении своих же распоряжений вместе с ребёнком;

3. Уделяйте внимание, поощряйте.

Агрессивные дети (с ограниченной способностью к самовыражению):

1. Реакция взрослого на агрессию ребёнка – краткая и точная.

Вмешайтесь до появления агрессии: например,

-предложите другую игрушку;

-дайте игрушку, которую можно кусать и пинать;

-отвлеките интересным занятием (для гиперактивных детей).

2. Если поздно:

-используйте физическое препятствие, например, отведите, поймайте руку, удержите за плечи;

-подкрепите словесным препятствием – резким “нельзя”;

-если Вы находитесь поодаль от агрессора, окрикните его по имени: “Ваня, нельзя, остановись!”

3. После агрессивного поведения:

· проведите беседу с агрессором о том, что драться нельзя, обо всём можно сказать словами.

· виновник в обычное время должен пользоваться Вашим вниманием наравне со всеми.

Принципы работы с детьми в адаптационный период:

1. Активная работа с родителями по профилактике дезадаптации;

2. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе:

-выстраивание общения с ребенком с учетом индивидуально-психологических особенностей детей раннего возраста;

– формирование адекватной предметно-развивающей среды: доступность игр; разнообразие игровых материалов (форма, текстура, цвет, материал и т.д.); Периодическая смена игровых материалов; использование природных и неигровых материалов в игре;

3. Формирование у ребенка чувство уверенности в окружающем:

-знакомство и сближение детей друг с другом;

-знакомство с воспитателем, установление открытых, доверительных отношений между воспитателем и детьми;

-знакомство с группой;

Для этих целей используется оформление среды группы и развивающие игры (которые предложены воспитателям).

Алгоритмы использования педагогических навыков в момент адаптации

Дети первой группы раннего возраста:

1. Необходимо побуждать ребёнка общаться с воспитателем.

· Вовлекать в игровую деятельность с воспитателем

· Обращать внимание родителей на формирование игровых навыков

2. Регуляция эмоционального состояния детей:

Упражнения двигательного характера, для того, чтобы ребёнок вышел из оцепенения, использование весёлой музыки, песен, подвижных игр, потешек и др.

Использование спокойной музыки для расторможенных, подвижных детей, или после активной деятельности, воды, песка, сенсорика.

Дети второй группы: (готовы на общение)

1. Поддержание интереса к орудийному, предметному миру через обращение к особенностям своеобразию игрушек (как звучат, как раскрашены, из чего состоят).

2. Формирование умения играть с ними, используя такую последовательность:

· показ

· совместные действия

· упражнения ребёнка в действиях (самостоятельная игра).

3.Формирование потребности в активных самостоятельных действиях:

· поручения

· напоминание поручения

· обучение как поделиться игрушкой, обмен игрушек при наличии контроля взрослого (формирование самостоятельности в игре)

· поручать обращаться к сверстникам

· регуляция детских взаимоотношений в процессе игры

Мероприятия, помогающие снять эмоциональное напряжение у ребенка и помогающие смягчить протекание процесса адаптации:

1. Двигательные игры на снятие эмоционального напряжения;

2. Релаксационные игры с элементами телесной терапии (поглаживание, обнимание и т.д.);

3. Использование музыкального сопровождения занятий и свободной деятельности детей;

4. Игры-ритуалы начинающие новый день ребенка в детском саду;

5. Наличие богатой сенсорно-развивающей среды и разнообразие игр в открытом доступе.

Наталья Пашкова,
педагог-психолог

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.