Статья предназначена для педагогов ДОУ и родителей детей, имеющих тяжелые нарушения речи (ТНР).
Психологические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и методы их коррекции
«Наша речь – важнейшая часть не только
нашего поведения, но и нашей личности,
нашей души, ума».
Д.С. Лихачев
Дети с ТНР – это особая категория детей, у которых первично не нарушен интеллект, сохранен слух, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на все психические процессы ребенка.
К таким речевым дефектам относят: снижение активного/пассивного словаря; нарушения звукопроизношения; искажение слоговой структуры слова; недоразвитие лексико-грамматического строя речи; несформированность фонематических процессов; нарушение просодической стороны речи; недоразвитие связности речи.
Особенности речевой деятельности таких детей отражаются на формировании их сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер.
У детей с ТНР могут наблюдаться:
- нарушения восприятия (слухового, зрительного, пространственного);
- неустойчивость, трудности переключения и распределения внимания;
- снижение мнестических процессов (памяти);
- снижение деятельности мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, обобщения, установления логических связей, причинно-следственных отношений);
- интеллектуальная деятельность часто требует побуждения и стимуляции, многим детям трудно составить внутренний план решения задачи.
- Часто наблюдается недостаточная сформированность мелкой моторики (графомоторных навыков).
В эмоционально-волевой сфере отмечается эмоциональная незрелость, трудности произвольного поведения и саморегуляции. Таким детям свойственны перепады настроения, раздражительность, сензитивность, гипо- или гиперактивность.
Все это не может не отражаться на личностных особенностях ребенка, на характере его взаимоотношений с окружающими, на отношении к самому себе. В зависимости от формы и степени речевого нарушения, у таких детей могут наблюдаться следующие качества личности: застенчивость, нерешительность, замкнутость, речевой негативизм, уход от общения, чувство неполноценности, пассивность; обидчивость, агрессивность, импульсивность и др.
Педагоги и родители, понимая психологические особенности и специфику познавательной деятельности таких детей, должны учитывать это и корректировать свою работу / воспитание в соответствии с ними.
Во-первых, необходима комплексная работа специалистов (логопед, психолог, врач-невролог и др. – по показаниям), их взаимодействие и согласованность используемых подходов.
Во-вторых, нужно способствовать общему физическому развитию ребенка (режим, прогулки, физическая активность); использование здоровьесберегающих технологий на занятиях.
В-третьих, важна эмоционально-благоприятная и спокойная обстановка в семье, в коллективах, которые посещает ребенок. Часто таким детям необходимо найти область занятий, в которой они были бы успешны (кружки, увлечения и интересы), но не перегружать многочисленными секциями.
В ежедневном общении и взаимодействии с ребенком расширять и обогащать его кругозор, активный словарный запас, формировать и развивать восприятие (обращая внимание на те или иные свойства предметов и явлений), внимание, память, мышление, воображение, эмоциональный интеллект (обозначать эмоции и чувства, учить выражать их конструктивными способами), коммуникативные навыки. Важен личный пример взрослых, чтение детской литературы, просмотр спектаклей, мультфильмов с последующим обсуждением, применение различных игр (двигательных, настольных, дидактических, игр с правилами).
Родителям совсем необязательно владеть научными знаниями в области педагогики и психологии, применяя специальные методики для развития и обучения своего ребенка: «Смотри, какой большой сугроб! А где маленький? Как ты думаешь, почему снег тает? Скоро закончится весна, и придет лето. А на что похоже это облако? А давай посчитаем, сколько этажей в этом доме! Слышишь, где-то поет птичка! Смотри: кружка, тарелка, ложка, кастрюля – это все можно назвать одним словом «посуда» …
Каждый родитель легко может развивать познавательные способности ребенка, обращая его внимание на объекты и явления окружающего мира, сравнивая и анализируя, вспоминая что-то вместе, рассуждая и обыгрывая разные ситуации.
Детская психика очень пластична и имеет много компенсаторных возможностей. Необходимо каждый день уделять немного времени психофизическому развитию ребенка, и тогда положительный результат обязательно будет.
Примакова Наталья Ермолаевна,
педагог-психолог