Методическая разработка по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы детского сада: “Птицы нашего края”

Методическая разработка по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы детского сада:

“Птицы нашего края”

ПтицыЦель экологического образования и воспитания – формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения дошкольников к окружающей среде во всех видах деятельности, формирование экологической культуры.

Поэтому большое значение принадлежит работе, которая дополняет, развивает и углубляет те знания, которые получают дети.

Различные мероприятия помогают формировать экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь к ней и нести ответственность за ее состояние.

Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в наше время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем её уровень.

Актуальность данной методической разработки заключается в том, что с одной стороны перед педагогами остро стоит задача определения наиболее эффективных путей в приобщении детей дошкольного возраста в природе, но на практике многие воспитатели реализуют традиционную методику экологического воспитания, мало способствующую формированию у детей системы экологических знаний с другой стороны.

Новизна методической разработки состоит в использовании современных нетрадиционных форм занятий с использованием приёма экспериментальной деятельности и здоровьесберегающих технологий, что способствует систематизации знаний детей о природе, повышению интереса к обучению.

Представленная разработка – это практический материал, который может использоваться воспитателями, как отдельными элементами, так и в целом.

Тема реализуется через все виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, музыкальную.

Построение всего образовательного процесса вокруг одной темы даёт большие возможности для развития детей.

Введение похожих тем обеспечивает достижение единства образовательных целей в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

Тема: «Птицы нашего края»

Форма проведения: КВН по экологическому воспитанию.

Цель:

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Задачи:

Познавательное развитие:

1.Расширить знания о роли птиц в природе и жизни человека.

2.Формировать экологически грамотное отношение к птицам

Речевое развитие:

1. Развивать умения определять взаимосвязи между подкормкой птиц и их

поведением и рассказать о них.

2.Научить распознавать птиц по характерным признакам.

3.Формировать умения сравнивать, подбирая прилагательные для

описания отличительных признаков.

Социально-коммуникативное развитие:

Воспитывать самостоятельность, коммуникативные навыки работы в

команде.

Художественно-эстетическое развитие:

Развивать творческие способности детей.

Физическое развитие:

Активизировать двигательные навыки и способности.

Материалы:

– иллюстрации с изображениями птиц;

– образцы корма для птиц;

– иллюстрации различных видов кормушек;

– диск с записью голосов птиц;

– эмблемы «Синички», «Снегири»;

– медали;

– фоновые заставки «Голоса природы»;

– мультимедийное оборудование;

– фотографии и картинки птиц.

Ход мероприятия

Ведущий: Уже с самого раннего возраста каждый живущий на Земле человек должен знать к чему приводит беспечное отношение к окружающей среде; о гибели животных и растений; о запасах питьевой воды и других негативных изменениях среды обитания. И не только знать, но и ощущать личную ответственность за ее состояние.

Природа-наш общий дом. Потеря уважения к ней ведёт к потере нравственности в человеке-эту мысль неоднократно утверждали в своих произведениях русские писатели М. Пришвин, В. Бианки.

Правила игры: я расскажу вам о правилах игры. Соревнуются 2 команды – Синички и Снегири. На обсуждение ответа дается одна минута. Если команда готова к ответу раньше, то звенит в колокольчик. По истечении минуты отвечает та команда, которая раньше подала звуковой сигнал. За каждый правильный ответ команде выдаётся жетон. По окончании игры подсчитывается количество жетонов. Выигрывает та команда, у которой жетонов больше.

Конкурсная программа

Ведущий: Оценивать их ответы будет наше уважаемое жюри. (Представляет жюри). Для того чтобы наша игра началась, предлагаю командам представить свое приветствие

Конкурс 1 – Приветствие команд

Команды представляют название, девиз и эмблему:

Ведущий. Молодцы, команды, в добрый час!

Пусть удача встретит вас!

Это был самый легкий конкурс, настоящие испытания только начинаются.

Конкурс 2 – “Знаете ли вы птиц”

Ведущий: Внимание! Начинается наш 2 конкурс капитанов “Знаете ли вы птиц”.

Капитанам команды даётся задание описать по картинке птицу (не называя её) так, чтобы команда узнала эту птицу по описанию.

Ведущие конкурса по очереди читают описание птицы. Задача команд узнать о какой птице шла речь (2 балла за верный ответ)

* На голове у нее черная шапочка, спинка, крылья и хвост темные, а грудка – ярко желтая, будто птичка в желтый жилетик нарядилась. Зимой ест все: и разные семена, и крошки хлеба. Но больше всего охотница она до несоленого сала (синица)

*Уж ее- то ни с кем не спутаешь! Вечно она трещит, скачет с ветки на ветку, поднимает шум, как кого увидит, дергает хвостом. Видно её всегда издалека. Когда летит – то машут ее белые с черным крылья, а когда сидит – белое брюхо светится (сорока)

– Чтобы участники обеих команд показали свои знания достойно, нужно им размяться.

Конкурс 3. Разминка «Птицы нашего края»

Ведущий. В каждой игре КВН есть конкурс разминка. Мы не будем нарушать эту традицию.

И так, начнем. Кто больше назовет птиц, обитающих в нашем крае.

(Ответы детей)

За каждый правильный ответ получаете – 1 балл

(По окончанию конкурса жюри подводит промежуточный итог. В это время проводиться с детьми игра)

Игра «Птицы»

Если птицу назову, В ладоши надо хлопнуть. А если что-то другое, – То ногою топнуть! Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи, Лисы, вороны, Галки, макароны, Воробьи и чайки, Грачи и балалайки, Чибисы, моржи, Соколы, чижи, Снегири, кукушки, Гуси и ватрушки, Лебеди и совы, Дятлы и коровы. Прилетели под конец Утка, щука и скворец!

Конкурс 4. «Отгадай загадки»

Командам по очереди отгадывают загадки о птицах. (При правильном ответе на экране появляется картинка-отгадка с изображением птицы).

1.Кто присел на толстый сук И стучит: «Тук-тук, тук-тук»? (Дятел) 2.Кто летает, кто стрекочет – Рассказать нам новость хочет? ( Сорока) 3.С желтой грудкой у окошка Собирает шустро крошки Отгадайте что за птица? Называется … (Синица)

4. Скачет птичка по дорожке,

Собирает шустро крошки.

А потом на ветку прыг

И чирикнет: «Чик-чирик!»

5. Прилетают к нам зимой,

Им не нужен летний зной.

Грудка ярче, чем заря,

У красавца…

6. Эти птички с хохолком И красивые притом, На рябину прилетели. Птички эти —

(Жюри производит подсчет и объявляет результаты конкурса. В это время ведущий задает вопросы-загадки детям-участникам)

Ведущий. Как вы думаете, что для зимующих птиц страшнее: холод пли голод? Почему? (Ответы детей)

Зимой птицам трудно найти корм, все покрыто снегом. Без помощи людей, птицы могут погибнуть, если зима холодная и снежная. Поэтому чтобы помочь птицам перезимовать их нужно подкармливать.

А что любят птицы? (Ответы детей)

Правильно. Чем разнообразнее корм, тем больше птиц прилетит в птичью столовую.

Следующий наш конкурс «Птичья столовая»

Конкурс 5. «Из какой мы сказки?»

Птицы – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей и поэтов есть произведения, посвящённые нашим пернатым друзьям. Сейчас мы вспомним некоторые из них. Нужно вспомнить название сказки, и птицы, о которой в ней говорится.

1. С какими птицами летала лягушка-путешественница? (С дикими утками; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»).

2. Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»).

3. Как звали птицу, которая не могла улететь в теплые края, потому, что лиса повредила ей в детстве крыло (Серая шейка, утка)

4. Какая птица, когда стучались в дверь, спрашивала: «Кто там?». (Галчонок; Э. Успенский «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»).

5. Назовите имя вороны из передачи «Спокойной ночи, малыши!». (Каркуша).

6. Какой птицей стал гадкий утёнок, когда вырос? (Лебедем; Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»).

Конкурс 6. «Перелётные и зимующие птицы»

Разделите картинки с изображением птиц на зимующих птиц и перелётных. Команда соперников проверяет правильность выполнения задания (жетон выдается команде, которая выполнила задание верно).

Воспитатель: А сейчас пока наше жюри подводит итоги, мы проведем “Птичью зарядку”. Ведь птицы, как и люди, тоже делают каждый день зарядку.

«Птичья зарядка»

Воробьишки как проснутся Очень любят потянуться. (Дети поднимают руки вверх. Потягиваются) Обязательно зевнут, (Зевают) Ловко хвостиком махнут. (Заводят руки вниз за спину) Галка скачет, ловко пляшет, (Прыгают) Галка крылышками машет (Машут руками) И взлетает без оглядки – (Имитирует полет) Это галкина зарядка. А утенок косолапый (Шагают переваливаясь с ноги на ногу) То одну, то обе вместе, Долго топчется на месте. (Топчется на месте) А когда зарядки мало, (Шагают на месте) Начинают все с начала.

Слово предоставляется председателю жюри, который объявляет итоги игры, победители награждаются.

Ведущий. На этом наш КВН подошел к концу. Давайте будем беречь, защищать наших пернатых друзей, помогать им справиться с трудностями жизни.

Ляшенко Ольга Николаевна,
педагог-психолог

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.