Как развить умение понимать и запоминать текст

Конспект открытого занятия для обучающихся 4 класса по теме:

Как развить умение понимать и запоминать текст

Цель занятия: Развить умение понимать и запоминать текст.

I. Вводная часть. Приветствие.

2. Основная часть.

Вступительная беседа.

школа, книгиОчень важно уметь понимать и запоминать текст. Чтобы успешно это сделать, сначала нужно прочитать рассказ, а потом выделить главные мысли этого рассказа. Для этого нужно несколько раз задать вопросы к тексту: о ком или о чем говорится в начале текста и что об этом говорится. После того как вы ответите на эти вопросы, относящиеся к началу текста, их снова надо задать: о ком (или о чем) говорится дальше, и что об этом говорится. И так до конца текста. Рассмотрим на примере, как это надо делать. Сначала прочитайте приведенный ниже рассказ, а затем ответьте на вопросы, которые я буду вам задавать.

Задание 1.

Александр Невский.

Когда княжества русские почти исчезали под жестокими ударами татар, когда все князья клялись перед троном Батыя быть его верными подданными, была еще область, где раздавались песни победы, был еще князь, никогда не преклонявший колен в шатре хана татарского. Эта область была Новгородская, этот князь — Александр Невский.

Александр был сыном великого князя Ярослава. Необыкновенно умный, храбрый, прекрасный лицом и душой, Александр еще в молодости сделался наследником отца своего в Новгороде, и с того времени беспрестанные победы над чудью, финнами, литовцами и ливонскими рыцарями разносили славу его по всей стране.

В 1240 году королю шведскому вздумалось завоевать Ладогу, и даже Новгород. Для того он отправил на реку Неву множество судов со шведами и норвежцами под начальством своего зятя Биргера. Биргер, привыкший к

победам, велел гордо сказать князю новгородскому: «Иди сражаться со мной, если смеешь; я уже на твоей земле».

Александр не устрашился, не показал шведским послам досады, а спокойно отвечал им, что готов к сражению. Тотчас велел он небольшому войску своему собраться; сам же пошел в Софийскую церковь и там усердно помолился Богу, прося святой его помощи.

Александр не мог в такое короткое время ожидать помощи от своего отца, не мог даже собрать все свое войско, но он вышел из церкви с улыбкой на лице к своей верной дружине и весело сказал: «Нас немного, и враг силен, но Бог не в силе, а в правде, идите с вашим князем».

Надежда Александра на небесную помощь перешла и в сердца его воинов. Они приблизились к берегам Невы, где стояли шведы, дружно бросились на многочисленных врагов и одержали полную победу. Один из новгородцев, по имени Миша, утопил все суда шведов, так что у них осталось лишь два судна, на которые они погрузили тела главных начальников, остальных зарыли в яму и ночью отправились по Неве назад в Швецию. Эта славная победа доставила храброму Александру название Невский.

В таблице последовательно заполним правую половину.

О чем говорится в начале рассказа? О Новгородской области и ее князе Александре Невском.

Что об этом говорится? Новгородская область одерживала победы, а ее князь никогда (как другие русские князья) не ездил на поклон к Батыю.

О ком говорится дальше? О князе Александре Невском.

Что о нем говорится? Он был сыном великого князя Ярослава, его наследником в Новгороде. Был умный, храбрый. Слава о его победах над разными врагами разнеслась по всем странам.

Потом о ком говорится? О шведском короле.

Что о нем говорится? Он, чтобы завоевать Ладогу и Новгород, послал на реку Неву суда под началом своего зятя Биргера, который объявил войну князю Александру.

О ком говорится дальше? О князе Александре.

Что о нем говорится? Александр не испугался, собрал свое немногочисленное войско и сказал, что Бог и правда на их стороне.

О чем говорится в конце? О сражении со шведами.

Что об этом говорится? Новгородцы победили, шведы были разгром-лены, а Александр стал называться Невским.

Опираясь на записи в правой части таблицы, нужно пересказать текст. Сначала участники выполняют задание в парах. Желающие пересказывают всей группе

Задание 2.

Аналогично нужно понять и запомнить текст.

Зарождение мореплавания.

Необозримые водные пространства океанов и морей, бассейны рек и озер занимают более двух третей поверхности земного шара. Вода — один из естественных источников жизни — привлекала особое внимание человека. В часы отливов на обнаженном морском дне можно было без особого труда собирать съедобных моллюсков и других обитателей воды.

Прошло несколько столетий, и люди, наряду с земледелием и охотой, занялись рыбной ловлей. Постепенно создавались плавучие средства. Из связок камыша, тростника, бамбука, нескольких древесных стволов, соединенных гибкими прутьями или кусками кожи, изготовлялись плоты. Из звериных шкур, плетеных корзин сооружались примитивные лодки. Позднее лодки стали выдалбливать и выжигать из целых деревьев. Простейшие плоты и лодки управлялись с помощью шеста, затем было придумано весло.

Изобретение паруса сделало переворот в судоходстве и оказало огромное влияние на дальнейшее развитие мореплавания. Вначале парус изготовляли из листьев, звериных шкур или циновок и использовали только при попутном ветре.

С изобретением паруса стало возможным совершать длительные путешествия по воде и начать освоение морских просторов. Первые морские плавания происходили вблизи берегов. Когда стали уходить в море на сравнительно дальние расстояния, ориентировались по солнцу и звездам или выпускали птиц, которые летели к земле и таким образом показывали путь мореплавателям.

3. Подведение итогов.

Сидя в кругу, участники по очереди говорят, что им понравилось на сегодняшнем занятии, что нового они узнали, будут ли использовать приемы запоминания самостоятельно при подготовке к урокам. Ведущий обязательно должен похвалить каждого.

4. Процедура «Прощание».

Цель: через ритуал молчания осознать прожитый день.

Взяться за руки, закрыть глаза и постоять, молча в течение одной минуты («Помолчать на одну тему»), затем передать через руки соседям чувство, которое хотелось бы вызвать в круге в данный момент.

Занятие проведено педагогом-психологом
Гулиной Светланой Аркадьевной

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.