Роль семьи и детского сада в формировании у ребенка готовности к школьному обучению

Аннотация: В данной статье рассматриваются все аспекты и участники подготовки ребёнка к школьному обучению. Освещаются проблемы готовности к школьному обучению, роль семьи, детского сада в данном процессе. Данная статья будет полезна как родителям, так и педагогам дошкольного и начального образования.

Роль семьи и детского сада в формировании у ребенка готовности к школьному обучению

Проблемы готовности детей к школьному обучению

детиПроблема готовности детей к школьному обучению, прежде всего, рассматривается с точки зрения соответствия уровня развития ребенка к требованиям учебной деятельности.

В России к этой проблеме одним из первых обратился Константин.Дмитриевич Ушинский. Изучая психологические и логические основы обучения, он рассмотрел процессы внимания, памяти, воображения, мышления и установил, что успешность обучения достигается при определенных показателях развития этих психических функций.

Говоря о готовности к школьному обучению, большинство исследователей в качестве основного фактора выделяют произвольность психических процессов. Фактически речь идет о возможности управления своими психическими процессами.

Но проблема заключается в том, что многие рассматривают интеллектуальную подготовку ребенка к школьному обучению как ПРИОРИТЕТНУЮ, забывая о социальном развитии. При таком подходе у детей плохо развиты такие качества как: коммуникативные умения, эмоциональность, нравственность.

В психологии существуют разные подходы к изучению проблемы. Так, Дмитрий Николаевич Узнадзе считал, что основным мотивом учебной деятельности является потребность в функционировании интеллектуальных сил ребенка. Поэтому критерии готовности к школьному обучению он определял уровнем развития познавательных потребностей.

Другие психологи (Лидия Ильинична Божович, Даниил Борисович Эльконин) в своих работах подчеркивали значение социальных мотивов учения, которые позволяют раскрыть некоторую последовательность в формировании позиции школьника и определяют его личностную готовность к школьному обучению. Однако все ученые-психологи считают, что необходимым условием становления учебной мотивации является развитие учебной деятельности школьника в единстве всех ее компонентов!

Роль семьи в формировании готовности ребенка к школьному обучению

Практически каждый родитель задает себе вопрос: «Готов ли мой ребенок к школе?»

И тут важно понимать, в чем же проявляется неподготовленность к школьному обучению?

· Неподготовленный к школе ребенок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, теряет нить объяснения, не может включиться в общий режим работы класса.

· У неподготовленного к школе ребенка слабо развиты связная речь и умственные способности, он не умеет задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное; у него нет привычки к элементарному контролю за собой.

· Ребенок, плохо подготовленный к школе часто мало инициативен, тяготеет к шаблонным действиям и решениям, не стремится к творчеству. Его затрудняет общение со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач, нет интереса к познанию.

Причины неподготовленности к школьному обучению можно условно разделить на:

  1. Органические
  2. Воспитательные

Органические причины — это различные отклонения в физическом и нервно- психическом развитии ребенка; снижение темпов развития, задержка формирования отдельных функций, ослабленность здоровья.

Воспитательные причины связаны с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем дошкольном возрасте. Опыт показывает, что часто причиной неподготовленности к школе и низкой успеваемости является педагогическая запущенность детей в недостаточно благополучных семьях. Неблагополучные условия воспитания, наличие психотравмирующих ситуаций, приводит к снижению уровня развития ребенка.

Однако и в достаточно благополучных семьях не всегда пользуются возможностями для полноценной подготовки детей к школе. Это во многом объясняется в неправильном понимании родителями сущности подготовки к школе. В некоторых семьях устраиваются самые настоящие «маленькие школы» , в которых родители пытаются научить детей писать, читать, считать. Логика рассуждений при этом проста: если заранее научить ребенка тому, с чем он встретиться в школе, он будет успешно учиться. Но умение ребенка читать и писать, еще не гарантирует успешного обучения в школе. Ребенок должен уметь сосредотачиваться, внимательно слушать, правильно выполнять задания.

Поэтому главная задача детского сада и семьи состоит в создании условий наиболее полного общего развития ребенка с учетом его возрастных особенностей и потребностей.

В процессе разнообразных видов активной деятельности происходит зарождение важнейших “новообразований” развития, подготавливающих к выполнению новых задач. Необходимо создать условия для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.

Формирование качеств необходимых будущему школьнику может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий детского сада и семьи.

И так как семья является первой ступенью в жизни человека, то именно в ней происходит формирование личности ребенка.

Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе

Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных ситуациях и условиях. Поэтому нельзя недооценивать роль семьи в подготовке детей к школьному обучению.

Умственное воспитание ребенка во многом определяется влиянием, которое повседневно оказывают на него родители, сама атмосфера интеллектуальной жизни семьи, а также целенаправленная деятельность взрослых членов семьи по удовлетворению познавательных интересов детей, формированию новых, расширению их кругозора. Умственное развитие ребенка зависит от того, как удовлетворяются в семье его духовные потребности, как организуется его деятельность, какая речевая среда в семье и др.

Обучение в школе может быть успешным в том случае, когда семья с самых первых лет жизни ребенка заботится не только о его физическом развитии, но и о том, чтобы уметь воспитать в нем трудолюбие, дисциплинированность, организованность, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу.

Многие родители не жалеют времени и сил, чтобы научить своих детей читать, считать, писать, полагая, что это и есть подготовка к школе. Однако, для полноценного воспитания этого вовсе недостаточно.

Родители часто спрашивают: «Сколько времени требуется, чтобы подготовить ребенка к школе?»

Много. Ведь подготовка к школе продолжается в течение всего периода дошкольного детства.

Конечно, задач, и весьма сложных, перед родителями очень много. Но для тех, кто задумался над ними вовремя, эти воспитательные проблемы могут решаться без особых затрат дополнительного времени — в повседневной жизни, день за днем, в обычном общении с ребенком.

Для того, чтобы подготовить ребенка к школе не требуется дополнительного внимания — обучение практическим навыкам легко вписывается в бытовые дела семьи, а занятия, организованные родителями дают прекрасные результаты, даже если им отводится совсем немного времени. Таким образом, мы видим, что важно не количество времени, уделяемого взрослыми для общения с детьми, а качество общения, смысловое содержание бесед между взрослыми членами семьи и детьми.

Единственный ребенок в семье — это дополнительные трудности и заботы. Единственные дети растут среди взрослых и часто это приводит к ошибкам в воспитании. В одних случаях детей балуют, ограничивают самостоятельность. В других возлагают на ребенка честолюбивые надежды и переоценивая неокрепшие силы сына (дочери), родители загружают их занятиями (музыкой, языками, чтением).

У таких детей тенденция к “взрослению”, у них нет той детской непосредственности, игр, забав, свойственных другим. Так, наблюдения показывают там, где дети растут в общении с братом, сестрой, они более приспособлены к жизни: быстро налаживают контакт.

Родителям, у которых растет один ребенок, следует помнить, что не следует воспитывать в нем сознание исключительности, так как это приводит к конфликтам с другими детьми. Дети, не приученные к справедливой оценке своих поступков, долго не могут определить свое место в коллективе. Поэтому внимание к детям, заботу о них нужно проявлять в такой мере и формах, чтобы у них не возникала переоценка собственных сил и возможностей.

Напомним родителям, что будущий школьник должен хорошо владеть навыками и привычками культурного поведения: уметь вести себя с незнакомыми людьми, не стесняясь отвечать на вопросы и самому задавать их взрослым и друзьям. Ребенок должен владеть также элементарными навыками самообслуживания и личной гигиены. Научится всему этому помогают строгий режим дня и выполнение постоянных обязанностей по дому. В посильных домашних делах у детей тренируется способность вовремя переключаться с игры на необходимое занятие. Безусловно, всему этому дети не научатся сами, без участия взрослых. Так что родители старшего дошкольника должны заранее об этом позаботиться.

Поэтому, осуществляя подготовку к школе, взрослые вносят определенную коррекцию в организацию детской деятельности и общения с тем, чтобы способствовать развитию наиболее важных с позиции предстоящего школьного обучения черт личности и поведения. Особенно необходимо всестороннее развитие познания, деятельности и личности в целом. Лишь на этом фундаменте могут развиваться специальные способности.

Таким образом, для того, чтобы готовить ребенка к школе, в семье нужно уделять этому вопросу внимание с самых первых лет. Взрослые члены семьи выполняют функции и родителей, и воспитателей, и учителей. Однако, не все родители в оторванности от дошкольного учреждения, детского сада, могут обеспечить полную, всестороннею подготовку своего ребенка к школьному обучению, усвоению школьной программы. Как правило, дети, не посещавшие детский сад, показывают уровень готовности к школе ниже, чем дети, которые ходили в детский сад (детские центры и т.д.) т. к. родители «домашних» детей не всегда имеют возможность посоветоваться со специалистом и строят учебно- воспитательный процесс по своему усмотрению, в отношении от родителей, чьи дети посещают дошкольные учреждения и готовятся к школе в детском саду. Но если на практике будет осуществляться принцип единства воздействия на ребенка детского сада и семьи, то результат значительно улучшится.

Роль детского сада в формировании готовности ребенка к школьному обучению

Среди функций, которые выполняет детский сад в системе образования, помимо всестороннего развития ребенка, большое место занимает подготовка детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Подготовка детей к школе в детском саду осуществляется по нескольким направлениям:

· Всестороннее воспитание ребенка (физическое, умственное, нравственное, эстетическое)

· Специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые он будет изучать в школе.

Решение проблемы подготовки к школе в детском саду предполагает систематическую работу с детьми по четырем направлениям:

· подготовка к обучению грамоте;

· математическая подготовка;

· подготовка к письму;

· психологический практикум.

Содержание работы педагогов по формированию готовности к школе, включает в себя следующие задачи:

1. Формирование у детей представлений о деятельности для приобретения знаний. На основе этих представлений у ребенка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя).

2. Формирование нравственно-волевых качеств (настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности).

3. Формирование у ребенка опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам, усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки). Для этого НЕОБХОДИМО знать о моральных нормах поведения в коллективе

4. Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива.

Подытожу. Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений:

· широкое общение ребенка со взрослыми и сверстниками,

· организованный учебный процесс.

В процессе общения со взрослыми и сверстниками ребенок получает разнообразные сведения, среди которых выделяют две категории знаний и умений.

Первая предусматривает знания и умения, которыми дети могут овладеть вне организованного обучения, в повседневном общении.

Практика показывает, что организация получения знаний и умений первой категории вызывает у педагогов наибольшую трудность. Дети, получая знания об отдельных фактах и явлениях разными путями (от взрослых, сверстников и др.), испытывают одинаковый интерес к достоверному познанию мира.

Вторая категория включает знания и умения, подлежащие усвоению детьми в ходе специально организованной образовательной деятельности. Они более сложны по содержанию и структуре и являются систематизированными. Педагог учитывает, как дети усваивают программный материал, выполняют задания; проверяет быстроту и рациональность их действий, наличие различных умений и, наконец, определяет у них способность соблюдать правильное поведение, следит за тем, внимательно ли дети слушают объяснение.

Вывод

Познавательные задачи соединяются с задачами формирования нравственно-волевых качеств и решение их осуществляется в тесной взаимосвязи: познавательный интерес побуждает ребенка к активности, способствует развитию любознательности, а умение проявлять настойчивость, прилежание, оказывает влияние на качество деятельности, в результате чего дошкольники достаточно прочно усваивают учебный материал.

Важнейшими задачами психологической подготовки являются:

· Динамическое развитие психических процессов (восприятие, память, мышление, воображение), совершенствование основных видов деятельности (труд, игра, учение);

· Обучение детей приемам “обработки” материала познания: отнесение предметов, явлений по признакам сходства, различия; Развитие умственных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстракции, конкретизации, обобщения, классификации, самостоятельных суждений и др.;

· Обучение детей способам обследования с целью рационального познания окружающей действительности;

· Формирование познавательных способностей: точности и расчлененности восприятия, умения легко схватывать отличительные способности предметов, умения разбираться в сложных ситуациях, выделять в них главное, планировать свои действия, решать задачи, требующие сообразительности, смекалки;

· Формирование предпосылок учебной деятельности и ее характерных черт: умения слушать и слышать взрослых, работать по их указанию; способность отделять свои действия от действий других детей; развивать самоконтроль за своими действиями и словами и др.;

· Формирование отношения детей с окружающими с целью удовлетворения любознательности ребенка, его потребности в личностном общении и совместной деятельности со взрослыми, широты социальных контактов и др.

Заключение

Детский сад, являясь первой ступенью образования, выполняет множество функций. Среди задач, стоящих перед детским садом, одной из главных является задача подготовки ребенка к переходу на следующую ступень образования — к поступлению в школу.

В детском саду дети помимо специальных, учебных умений, приобретают первый опыт жизни в коллективе сверстников. Таким образом, в течение всего периода дошкольного детства происходит планомерная, целенаправленная, педагогически обоснованная всесторонняя подготовка ребенка к поступлению в школу.

Однако, именно в системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи возможна полноценная подготовка ребенка к школе. Поэтому педагогам в своей работе необходимо опираться на помощь семьи, а родителям согласовывать свои действия с работой детского сада, с целью достижения общего результата — правильной и полной подготовки ребенка к школе, которая возможна только в единстве и сотрудничестве детского сада и семьи.

Дворниченко Анастасия Владимировна,
педагог-психолог

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.