Психологические игры для воспитателей как средство профилактики эмоционального переутомления
В ФГОС ДО обозначены требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Для успешной реализации Программы педагог должен обеспечить эмоционально-комфортные условия для пребывания ребенка в дошкольных группах. Данная работа требует от педагогов большой эмоциональной самоотдачи, для этого необходимы большие интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
В процессе педагогической деятельности увеличивается не только нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности воспитателя, переутомление. Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональной усталости педагогов.
Умение владеть собой, держать себя в руках – один из главных показателей деятельности педагога, от чего зависят и его профессиональные успехи, и психологическое здоровье.
Для поддержки психологического здоровья педагоги должны уметь разумно тратить свою психическую энергию и знать, как ее можно восполнить и восстановить.
В целях оказания психолого-профилактической помощи педагогам в нашем учреждении был разработан и организован цикл семинаров-практикумов «Психологические игры для воспитателей, состоящий из трех встреч.
Основные задачи цикла: создание психологически-комфортной обстановки для педагогов, сплочение педагогического коллектива, профилактика эмоционального переутомления, стрессов, выплеск накопившейся энергии.
Приведем в качестве примера конспект первой встречи.
Встреча № 1
Материалы: листы бумаги А-4, карандаши, воздушные шарики.
Ход игрового занятия:
Участники семинара-практикума сидят по кругу.
1. Упражнение «Рукопожатие»
Цель: установление контакта в группе, переключение на ситуацию тренинга.
Содержание: участники стоят (сидят) в кругу, держась за руки. Педагог-психолог предлагает всем передать по кругу с помощью рукопожатия частичку своего настроения.
2. Упражнение «Мешочек огорчений»
Цель: снятие эмоционального напряжения, возможность осознать и избавится от негативных эмоций.
Содержание: Педагог-психолог предлагает воспитателям письменно на листочках ответить на вопрос:
– «Запишите, что Вас огорчает в последнее время?»
– «Давайте полученные записи свернем, сложим в мешочек, крепко завяжем. Я выброшу мешок, и мы попробуем, хотя бы это время, провести без того, что нас огорчает.
3. Упражнение «Мой коллега»
Цель: дать участникам группы возможность пережить новый способ принятия комплиментов и способов самопрезентации, способствовать повышению интереса участников друг к другу, способствовать повышению самооценки партнеров, укрепление желания сотрудничать.
Содержание: разбившись на пары, участники записывают имя своего партнера и подбирают к каждой букве имени позитивные характеристики личности партнера. Затем каждый зачитывает получившиеся характеристики своему коллеге.
4. Упражнение «Добрые слова»
Цель: тренировка умения принимать и говорить комплименты, повышение самооценки и чувства значимости других.
Содержание: участники делятся на две команды. Одна часть садится в кругу на стулья и закрывает глаза. Другие под музыку медленно идут вокруг и наклоняясь тихо (на ухо) говорят комплимент каждому сидящему. Затем команды меняются.
5. Упражнение «Непослушные шарики»
Цель: снять эмоциональное напряжение, способствовать дальнейшему сплочению группы.
Содержание: Участники, взявшись за руки, образуют круг. Тренер выдает 2-3 шарика. Задача участников – любыми способами не расцепляя рук удержать эти шарики в воздухе.
6. Обсуждение. Обратная связь.
– Что понравилась? Что не понравилось?
– Какая игра помогла больше расслабиться, отдохнуть?
На следующих встречах педагогам предлагались различные игровые упражнения и задания, способствующие раскрепощению личности педагогов, развитию умения лучше понять свои ощущения и чувства и мнения своих коллег. Приведем некоторые из них.
Упражнение «Самопрезентация»
Цель: закреплять умение педагогов находить и видеть в себе положительные качества характера.
Содержание: Упражнение выполняется в кругу. Участникам предлагается по очереди дать остальным участникам группы краткую информацию о себе: две лучшие черты своего характера. Закончите предложение: «Больше всего мне в себе нравится …»
Игровое упражнение «Одно из … трех»
Цель: помочь участникам лучше понять себя и своих коллег.
Содержание: Для проведения игры нужно подготовить площадку: любым способом наметить три условных места, например, цветными карточками.
Каждая карточка будет обозначать место для сбора первой, второй и третьей групп. В ходе игры членам команды каждый раз надо решить для себя вопрос, к какой из трех групп они относятся. Свое место они определяют в зависимости от трех вариантов ответа на поставленный вопрос: если им подходит 1-ый вариант ответа, игроки занимают место группы № 1, 2-ой ответ – группа № 2, 3-ий – группа № 3.
Педагог-психолог предлагает воспитателям серию вопросов, с помощью которых можно определить особенности личности. Надо вдуматься в смысл образа, определить, какой из предложенных вариантов участникам ближе всего, и, в соответствии со своим выбором, занять место на игровой площадке.
После каждого вопроса участники обдумывают ответ и делятся на три группы. Когда выбор сделан, игроки комментируют свое решение.
Вопросы:
Кто Вы? …
Ребенок? Зрелый человек? Пенсионер? (подразумевается не реальный возраст игрока, а образ – душевный возраст)
Бальное платье? Офисный костюм? Спортивный костюм?
Спальня? Кухня? Рабочий кабинет?
Палатка? Крепость? Уютный дом?
Обвиняемый? Адвокат? Прокурор?
Табличка с надписью: «Посторонним вход воспрещен!»? «Скоро вернусь…»? «Добро пожаловать!»?
«С радостью!»? «Надо подумать…»? «Через мой труп!»?
Прошедшее? Настоящее? Будущее?
Упражнение «Разогревки – самооценки»
Цель: снятие напряжение усталости, создание атмосферы психологического и коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к коллегам по работе.
Участвуют все педагоги.
Задания:
· если вы считаете, что ваше эмоциональное состояние помогает общению с окружающими, похлопайте в ладоши;
· если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль внешних проявлений эмоций, дотроньтесь до кончика носа;
· если вы полагаете, что при работе с детьми эмоции не столь важны, закройте глаза;
· если вы не можете удержаться от спора, когда люди не согласны с вами, топните ногой;
· если вы выражаете гнев тем, что повышаете голос , повернитесь вокруг себя;
· если вы можете удивить знакомых неординарным поступком, помашите рукой;
· если вы входя в незнакомую комнату и знакомясь с кем –то, мгновенно ощущаете неприязнь или расположение, прикройте рот рукой;
· если вы считаете, что не всегда получаете то хорошее, что заслуживаете, подпрыгните;
· если вы уверены, что переживаемые вами отрицательные эмоции имеют для вас только нежелательные последствия, кивните головой;
· если вы верите в то, что эмоции ваших воспитанников зависят от того, эмоциональны ли вы, поднимите руки.
Игровое упражнение (метод «Ассоциации»)
Цель: создание психологически комфортной атмосферы, работа в команде.
Инструкция.
Задание предлагается по командам.
– Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»?
-Давайте придумаем слова-ассоциации к каждой букве данного слова (например):
К – красота
О – органичность
М – мама
Ф – фантазия
О – отдых
Р – радость
Т – тепло
3. Игра «Дотронуться до …»
Цель: создание благоприятной атмосферы, снятие напряжения.
Инструкция. Участники хаотично двигаются по залу. Затем ведущий просит всех дотронуться до предмета, детали какого-либо предмета, определенного цвета в одежде и украшениях участников. Фраза, произносимая ведущим, звучит так:
«Прошу дотронуться до…: – пуговицы; – белого цвета; – правой коленки;
– левого уха; – бус; – часов;- мобильного телефона; – молнии; – левого мизинца». Участникам, после слов ведущего необходимо найти названный предмет (деталь предмета) не на себе, а на другом игроке. После того, как все участники выполнили задание, они вновь продолжают движение по залу.
В результате проведенной психопрофилактической работы был создан положительный микроклимат, снизился уровень конфликтности, педагоги стали более раскрепощенными, с интересом участвуют в предлагаемых играх и упражнениях, используют в практике способы конструктивного взаимодействия друг с другом, с родителями и детьми.
Мы считаем, что систематическое использование психологических игр для воспитателей в качестве средства профилактики эмоционального переутомления представляется очень важным, так как эмоциональные перегрузки негативно влияют не только на самих педагогов и на их деятельность, но и на тех, кто находится рядом с ними. А психологически комфортное самочувствие педагогов оказывает непосредственное положительное влияние на атмосферу всего дошкольного учреждения.
Прокофьева Наталья Анатольевна,
педагог-психолог