Психологические игры для воспитателей как средство профилактики эмоционального переутомления

Психологические игры для воспитателей как средство профилактики эмоционального переутомления

коллектив сплоченностьВ ФГОС ДО обозначены требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Для успешной реализации Программы педагог должен обеспечить эмоционально-комфортные условия для пребывания ребенка в дошкольных группах. Данная работа требует от педагогов большой эмоциональной самоотдачи, для этого необходимы большие интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.

В процессе педагогической деятельности увеличивается не только нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности воспитателя, переутомление. Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональной усталости педагогов.

Умение владеть собой, держать себя в руках – один из главных показателей деятельности педагога, от чего зависят и его профессиональные успехи, и психологическое здоровье.

Для поддержки психологического здоровья педагоги должны уметь разумно тратить свою психическую энергию и знать, как ее можно восполнить и восстановить.

В целях оказания психолого-профилактической помощи педагогам в нашем учреждении был разработан и организован цикл семинаров-практикумов «Психологические игры для воспитателей, состоящий из трех встреч.

Основные задачи цикла: создание психологически-комфортной обстановки для педагогов, сплочение педагогического коллектива, профилактика эмоционального переутомления, стрессов, выплеск накопившейся энергии.

Приведем в качестве примера конспект первой встречи.

Встреча № 1

Материалы: листы бумаги А-4, карандаши, воздушные шарики.

Ход игрового занятия:

Участники семинара-практикума сидят по кругу.

1. Упражнение «Рукопожатие»

Цель: установление контакта в группе, переключение на ситуацию тренинга.

Содержание: участники стоят (сидят) в кругу, держась за руки. Педагог-психолог предлагает всем передать по кругу с помощью рукопожатия частичку своего настроения.

2. Упражнение «Мешочек огорчений»

Цель: снятие эмоционального напряжения, возможность осознать и избавится от негативных эмоций.

Содержание: Педагог-психолог предлагает воспитателям письменно на листочках ответить на вопрос:

– «Запишите, что Вас огорчает в последнее время?»

– «Давайте полученные записи свернем, сложим в мешочек, крепко завяжем. Я выброшу мешок, и мы попробуем, хотя бы это время, провести без того, что нас огорчает.

3. Упражнение «Мой коллега»

Цель: дать участникам группы возможность пережить новый способ принятия комплиментов и способов самопрезентации, способствовать повышению интереса участников друг к другу, способствовать повышению самооценки партнеров, укрепление желания сотрудничать.

Содержание: разбившись на пары, участники записывают имя своего партнера и подбирают к каждой букве имени позитивные характеристики личности партнера. Затем каждый зачитывает получившиеся характеристики своему коллеге.

4. Упражнение «Добрые слова»

Цель: тренировка умения принимать и говорить комплименты, повышение самооценки и чувства значимости других.

Содержание: участники делятся на две команды. Одна часть садится в кругу на стулья и закрывает глаза. Другие под музыку медленно идут вокруг и наклоняясь тихо (на ухо) говорят комплимент каждому сидящему. Затем команды меняются.

5. Упражнение «Непослушные шарики»

Цель: снять эмоциональное напряжение, способствовать дальнейшему сплочению группы.

Содержание: Участники, взявшись за руки, образуют круг. Тренер выдает 2-3 шарика. Задача участников – любыми способами не расцепляя рук удержать эти шарики в воздухе.

6. Обсуждение. Обратная связь.

– Что понравилась? Что не понравилось?

– Какая игра помогла больше расслабиться, отдохнуть?

На следующих встречах педагогам предлагались различные игровые упражнения и задания, способствующие раскрепощению личности педагогов, развитию умения лучше понять свои ощущения и чувства и мнения своих коллег. Приведем некоторые из них.

Упражнение «Самопрезентация»

Цель: закреплять умение педагогов находить и видеть в себе положительные качества характера.

Содержание: Упражнение выполняется в кругу. Участникам предлагается по очереди дать остальным участникам группы краткую информацию о себе: две лучшие черты своего характера. Закончите предложение: «Больше всего мне в себе нравится …»

Игровое упражнение «Одно из … трех»

Цель: помочь участникам лучше понять себя и своих коллег.

Содержание: Для проведения игры нужно подготовить площадку: любым способом наметить три условных места, например, цветными карточками.

Каждая карточка будет обозначать место для сбора первой, второй и третьей групп. В ходе игры членам команды каждый раз надо решить для себя вопрос, к какой из трех групп они относятся. Свое место они определяют в зависимости от трех вариантов ответа на поставленный вопрос: если им подходит 1-ый вариант ответа, игроки занимают место группы № 1, 2-ой ответ – группа № 2, 3-ий – группа № 3.

Педагог-психолог предлагает воспитателям серию вопросов, с помощью которых можно определить особенности личности. Надо вдуматься в смысл образа, определить, какой из предложенных вариантов участникам ближе всего, и, в соответствии со своим выбором, занять место на игровой площадке.

После каждого вопроса участники обдумывают ответ и делятся на три группы. Когда выбор сделан, игроки комментируют свое решение.

Вопросы:

Кто Вы? …

Ребенок? Зрелый человек? Пенсионер? (подразумевается не реальный возраст игрока, а образ – душевный возраст)

Бальное платье? Офисный костюм? Спортивный костюм?

Спальня? Кухня? Рабочий кабинет?

Палатка? Крепость? Уютный дом?

Обвиняемый? Адвокат? Прокурор?

Табличка с надписью: «Посторонним вход воспрещен!»? «Скоро вернусь…»? «Добро пожаловать!»?

«С радостью!»? «Надо подумать…»? «Через мой труп!»?

Прошедшее? Настоящее? Будущее?

Упражнение «Разогревки – самооценки»

Цель: снятие напряжение усталости, создание атмосферы психологического и коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к коллегам по работе.

Участвуют все педагоги.

Задания:

· если вы считаете, что ваше эмоциональное состояние помогает общению с окружающими, похлопайте в ладоши;

· если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль внешних проявлений эмоций, дотроньтесь до кончика носа;

· если вы полагаете, что при работе с детьми эмоции не столь важны, закройте глаза;

· если вы не можете удержаться от спора, когда люди не согласны с вами, топните ногой;

· если вы выражаете гнев тем, что повышаете голос , повернитесь вокруг себя;

· если вы можете удивить знакомых неординарным поступком, помашите рукой;

· если вы входя в незнакомую комнату и знакомясь с кем –то, мгновенно ощущаете неприязнь или расположение, прикройте рот рукой;

· если вы считаете, что не всегда получаете то хорошее, что заслуживаете, подпрыгните;

· если вы уверены, что переживаемые вами отрицательные эмоции имеют для вас только нежелательные последствия, кивните головой;

· если вы верите в то, что эмоции ваших воспитанников зависят от того, эмоциональны ли вы, поднимите руки.

Игровое упражнение (метод «Ассоциации»)

Цель: создание психологически комфортной атмосферы, работа в команде.

Инструкция.

Задание предлагается по командам.

– Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»?

-Давайте придумаем слова-ассоциации к каждой букве данного слова (например):

К – красота

О – органичность

М – мама

Ф – фантазия

О – отдых

Р – радость

Т – тепло

3. Игра «Дотронуться до …»

Цель: создание благоприятной атмосферы, снятие напряжения.

Инструкция. Участники хаотично двигаются по залу. Затем ведущий просит всех дотронуться до предмета, детали какого-либо предмета, определенного цвета в одежде и украшениях участников. Фраза, произносимая ведущим, звучит так:

«Прошу дотронуться до…: – пуговицы; – белого цвета; – правой коленки;

– левого уха; – бус; – часов;- мобильного телефона; – молнии; – левого мизинца». Участникам, после слов ведущего необходимо найти названный предмет (деталь предмета) не на себе, а на другом игроке. После того, как все участники выполнили задание, они вновь продолжают движение по залу.

В результате проведенной психопрофилактической работы был создан положительный микроклимат, снизился уровень конфликтности, педагоги стали более раскрепощенными, с интересом участвуют в предлагаемых играх и упражнениях, используют в практике способы конструктивного взаимодействия друг с другом, с родителями и детьми.

Мы считаем, что систематическое использование психологических игр для воспитателей в качестве средства профилактики эмоционального переутомления представляется очень важным, так как эмоциональные перегрузки негативно влияют не только на самих педагогов и на их деятельность, но и на тех, кто находится рядом с ними. А психологически комфортное самочувствие педагогов оказывает непосредственное положительное влияние на атмосферу всего дошкольного учреждения.

Прокофьева Наталья Анатольевна,
педагог-психолог

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.