Уголок уединения в ДОУ

Уголок уединения как условие создания психологического комфорта и эмоционального благополучия дошкольников

Уголок уединения в ДОУДетский сад — первый социальный институт ребёнка. Здесь он постоянно находится в коллективе, вне зависимости от своих мыслей, настроения и переживаний. Вместе с тем одна из задач современного дошкольного учреждения — обеспечение эмоционального благополучия воспитанников. Содействовать этому должна РППС.

ФГОС ДО рекомендует:

– п. 3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Место для уединения – зона обособленной игры одного-двух детей или отдыха ребенка от коллективной активности. У ребенка должна быть возможность отдохнуть от общения не только во время дневного сна, но и в течение всего дня. Важно, чтобы ребенок мог уединиться, когда ему это нужно, или заниматься своими делами, когда другие что-то делают сообща. Для ребенка это место должно быть комфортно и безопасно.

Целью является создание личностного пространства для формирования эмоционального благополучия ребенка.

Задачи:

– Расширить возможность личностного пространства в группе;

– Создать атмосферу психологического комфорта;

– Создать условия для овладения приемами саморегуляции у детей;

– Создать в детском коллективе положительный микроклимат.

Как должен выглядеть уголок уединения в детском саду

Уголок уединения должен быть небольшого размера и, скорее, напоминать небольшой домик, в котором ребенок сможет переждать свой стресс, неприятные эмоции, расслабиться, а затем снова пойти навстречу коллективу. Уголок уединения должен располагаться в спокойной зоне группы.

Цвета, используемые в уголке, должны быть пастельных оттенков, спокойными, не кричащими. Ребенок в нем должен отдыхать, а не дополнительно раздражаться агрессивными яркими тонами. Такой мини-домик можно сделать в виде шатра, палатки, домика или ширмы.

Наполняемость уголка уединения: (по возрастам)

Младший возраст (например: в виде домика, палатки):

  • наполняют предметами, к которым ребенок испытывает теплые чувства, которые ему близки.
  • рекомендуется положить в него фотографии родных и близких.
  • игрушечный телефон, по которому можно “позвонить” маме с папой.
  • если позволяет форма уголка, его расположение, на стену можно повесить пейзажи, обладающие терапевтическим эффектом.
  • всем известно, что сильным умиротворяющим свойством обладает вода, именно поэтому различные световые и шумовые водопады также займут достойное место в уголке уединения.
  • обязательным атрибутом такого центра будут мягкие, красивые подушки, на которые ребенок сможет прилечь и отдохнуть.
  • желательно также «населить» уголок и игрушками – обнимашками, релакс – подушечками, наполненные шариками.
  • ростовые куклы, изображающие семью, чтобы ребенок не ощущал себя одиноким.
  • сувенирные маятники. Повторяющиеся движения могут отвлечь тревожного ребенка и успокоить агрессивного.

Средний возраст (например: в виде шалаша, шатра).

Наполнение:

  • столик, полка для дидактических и сенсорных игр.
  • коробочки злости.
  • стаканчики гнева.
  • релакс – подушечки, наполненные шариками.
  • коробочка–мирилка.
  • разнообразные куколки, с которыми дети разговаривают.
  • семейные альбомы и альбомы групповые.
  • игрушечный телефон.
  • игрушки-обнимашки.
  • массажные мячики, эспандеры, которые хорошо снимают мышечное напряжение.
  • «Коврик примирения». При возникновении конфликтных ситуаций, драк, ссор или споров дети могут зайти на этот «коврик”.
  • «Коврик злости». Помогает детям избавиться от возникшего внезапно чувства гнева. Он представляет собой обыкновенный коврик для прихожих с шероховатой поверхностью или связанный из грубых ниток, с небольшими разноцветными бантиками на нем. Ребенок снимает обувь, заходит на такой коврик и вытирает ножки до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться.
  • мешочки с изображением эмоций наполняются материалами разной фактуры (что – то грубое в мешочек с эмоцией «гнев, злость», что-то мягкое в «радость»)

Старший возраст (например: в виде шалаша, шатра).

Наполняемость:

  • тактильные, сенсорные коврики.
  • игры для развития мелкой моторики (мозаика, пазлы, шнуровка, клубочки разноцветных ниток (для разматывания и сматывания).
  • дидактические игры по изучению эмоциональных состояний: «Чувства и эмоции», «Как поступают друзья», «Угадай эмоцию», «Найди друзей», «События и эмоции», «Мои чувства», «Эмоции в сказках».
  • «Книга доброты» – альбом с размещёнными только добрыми сказочными, мультипликационными героями, сюжетные картинки, где изображены сцены хороших поступков
  • Отдельная категория игрушек и пособий уголка может быть направлена на то, чтобы ребенок смог выплеснуть все свои негативные эмоции («коврик злости», «коробочки злости», «коробочка «спрячь все плохое», «стаканчики гнева»).

Если у ребёнка плохое настроение, можно предложить ему сесть перед зеркалом, в уголке уединения, посмотреть на себя внимательно и улыбнуться.

Настроение обязательно улучшится. Стоит отметить, что содержимое уголка следует периодически обновлять, однако некоторые предметы должны находиться в уголке постоянно. Это будет придавать ребенку чувство уверенности и постоянства.

Памятка пользования «уголком уединения» для детей

При необходимости эти правила можно дополнить.

1. Каждый человек иногда хочет побыть один. Посмотрите на это место. Это – уголок уединения. Место для того, кто захотел побыть один.

2. Если кто-то из вас захотел побыть один, то он просто идет в уголок уединения. Каждый из вас может в любое время зайти в уголок, не спрашивая моего разрешения.

3. Но если место уже кем-то занято, то придется подождать. Можно постучать и спросить разрешения присоединиться к тому, кто там уже есть. Если ответят «нет», то залезать туда нельзя.

4. Нельзя беспокоить того, кто сидит в этом месте.

5. Иногда я могу попросить вас быть в месте уединения недолго, если мы скоро собираемся кушать, гулять или спать.

6. Воспитатель следит за тем, чтобы каждый ребенок смог при желании побывать в уголке уединения.

Буслаева Марина Сергеевна,
педагог-психолог

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.