Уголок уединения как условие создания психологического комфорта и эмоционального благополучия дошкольников
Детский сад — первый социальный институт ребёнка. Здесь он постоянно находится в коллективе, вне зависимости от своих мыслей, настроения и переживаний. Вместе с тем одна из задач современного дошкольного учреждения — обеспечение эмоционального благополучия воспитанников. Содействовать этому должна РППС.
ФГОС ДО рекомендует:
– п. 3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Место для уединения – зона обособленной игры одного-двух детей или отдыха ребенка от коллективной активности. У ребенка должна быть возможность отдохнуть от общения не только во время дневного сна, но и в течение всего дня. Важно, чтобы ребенок мог уединиться, когда ему это нужно, или заниматься своими делами, когда другие что-то делают сообща. Для ребенка это место должно быть комфортно и безопасно.
Целью является создание личностного пространства для формирования эмоционального благополучия ребенка.
Задачи:
– Расширить возможность личностного пространства в группе;
– Создать атмосферу психологического комфорта;
– Создать условия для овладения приемами саморегуляции у детей;
– Создать в детском коллективе положительный микроклимат.
Как должен выглядеть уголок уединения в детском саду
Уголок уединения должен быть небольшого размера и, скорее, напоминать небольшой домик, в котором ребенок сможет переждать свой стресс, неприятные эмоции, расслабиться, а затем снова пойти навстречу коллективу. Уголок уединения должен располагаться в спокойной зоне группы.
Цвета, используемые в уголке, должны быть пастельных оттенков, спокойными, не кричащими. Ребенок в нем должен отдыхать, а не дополнительно раздражаться агрессивными яркими тонами. Такой мини-домик можно сделать в виде шатра, палатки, домика или ширмы.
Наполняемость уголка уединения: (по возрастам)
Младший возраст (например: в виде домика, палатки):
- наполняют предметами, к которым ребенок испытывает теплые чувства, которые ему близки.
- рекомендуется положить в него фотографии родных и близких.
- игрушечный телефон, по которому можно “позвонить” маме с папой.
- если позволяет форма уголка, его расположение, на стену можно повесить пейзажи, обладающие терапевтическим эффектом.
- всем известно, что сильным умиротворяющим свойством обладает вода, именно поэтому различные световые и шумовые водопады также займут достойное место в уголке уединения.
- обязательным атрибутом такого центра будут мягкие, красивые подушки, на которые ребенок сможет прилечь и отдохнуть.
- желательно также «населить» уголок и игрушками – обнимашками, релакс – подушечками, наполненные шариками.
- ростовые куклы, изображающие семью, чтобы ребенок не ощущал себя одиноким.
- сувенирные маятники. Повторяющиеся движения могут отвлечь тревожного ребенка и успокоить агрессивного.
Средний возраст (например: в виде шалаша, шатра).
Наполнение:
- столик, полка для дидактических и сенсорных игр.
- коробочки злости.
- стаканчики гнева.
- релакс – подушечки, наполненные шариками.
- коробочка–мирилка.
- разнообразные куколки, с которыми дети разговаривают.
- семейные альбомы и альбомы групповые.
- игрушечный телефон.
- игрушки-обнимашки.
- массажные мячики, эспандеры, которые хорошо снимают мышечное напряжение.
- «Коврик примирения». При возникновении конфликтных ситуаций, драк, ссор или споров дети могут зайти на этот «коврик”.
- «Коврик злости». Помогает детям избавиться от возникшего внезапно чувства гнева. Он представляет собой обыкновенный коврик для прихожих с шероховатой поверхностью или связанный из грубых ниток, с небольшими разноцветными бантиками на нем. Ребенок снимает обувь, заходит на такой коврик и вытирает ножки до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться.
- мешочки с изображением эмоций наполняются материалами разной фактуры (что – то грубое в мешочек с эмоцией «гнев, злость», что-то мягкое в «радость»)
Старший возраст (например: в виде шалаша, шатра).
Наполняемость:
- тактильные, сенсорные коврики.
- игры для развития мелкой моторики (мозаика, пазлы, шнуровка, клубочки разноцветных ниток (для разматывания и сматывания).
- дидактические игры по изучению эмоциональных состояний: «Чувства и эмоции», «Как поступают друзья», «Угадай эмоцию», «Найди друзей», «События и эмоции», «Мои чувства», «Эмоции в сказках».
- «Книга доброты» – альбом с размещёнными только добрыми сказочными, мультипликационными героями, сюжетные картинки, где изображены сцены хороших поступков
- Отдельная категория игрушек и пособий уголка может быть направлена на то, чтобы ребенок смог выплеснуть все свои негативные эмоции («коврик злости», «коробочки злости», «коробочка «спрячь все плохое», «стаканчики гнева»).
Если у ребёнка плохое настроение, можно предложить ему сесть перед зеркалом, в уголке уединения, посмотреть на себя внимательно и улыбнуться.
Настроение обязательно улучшится. Стоит отметить, что содержимое уголка следует периодически обновлять, однако некоторые предметы должны находиться в уголке постоянно. Это будет придавать ребенку чувство уверенности и постоянства.
Памятка пользования «уголком уединения» для детей
При необходимости эти правила можно дополнить.
1. Каждый человек иногда хочет побыть один. Посмотрите на это место. Это – уголок уединения. Место для того, кто захотел побыть один.
2. Если кто-то из вас захотел побыть один, то он просто идет в уголок уединения. Каждый из вас может в любое время зайти в уголок, не спрашивая моего разрешения.
3. Но если место уже кем-то занято, то придется подождать. Можно постучать и спросить разрешения присоединиться к тому, кто там уже есть. Если ответят «нет», то залезать туда нельзя.
4. Нельзя беспокоить того, кто сидит в этом месте.
5. Иногда я могу попросить вас быть в месте уединения недолго, если мы скоро собираемся кушать, гулять или спать.
6. Воспитатель следит за тем, чтобы каждый ребенок смог при желании побывать в уголке уединения.
Буслаева Марина Сергеевна,
педагог-психолог