Алгоритм действий педагога с детьми раннего возраста в ДОУ

Семинар-практикум

Алгоритм действий педагога с детьми раннего возраста в ДОУ

дети, игрыЦель: повышение профессиональной компетенции педагогов, работающих с детьми раннего возраста.

Задачи:

1. Ознакомление педагогов с особенностями адаптационного периода детей раннего возраста.
2. Развитие навыков эффективного общения и взаимодействия с детьми раннего возраста.
3. Ознакомление педагогов с особенностями работы с родителями в период адаптации детей к ДОУ

Материалы: по 5—6 теннисных мячиков для каждого участника, доска, маркеры, бумага, ручки.

Теоретическая часть:

1. «Кубик настроений»

Педагоги представляются и говорят о своём настроении в данный момент, затем подкидывают кубик и говорят об эмоциональном состоянии (в какие моменты они его испытывают), которое изображено на верхней грани кубика.

2. «Ассоциации»

Педагоги подбирают слова – ассоциации, характеризующие детей раннего возраста.

3. «Мозговой штурм»

Педагоги перечисляют признаки, особенности, характеризующие детей раннего возраста.

4. Показ презентации (приложение 1)

Практическая часть:

1. Упражнение «Бабочки»

Необходимо разбиться на пары, один из пары становится взрослым, второй – ребенком.

Ситуация 1. Дети выходят за дверь. Взрослым дается задание: не обращать внимания на детей. Дети должны подбежать к своему взрослому и показать пойманную бабочку: «Мама, мама, смотри, какую я бабочку поймал».

Ситуация 2. Дети выходят за дверь. Взрослым дается задание со вниманием отнестись к ребенку.

– Какие чувства испытывали «дети» в первом случае?
– Какие чувства испытывали «взрослые» в первом случае?
– Какие чувства испытывали «дети» во втором случае?
– Какие чувства испытывали «взрослые» во втором случае?

Вывод: Дети нуждаются в поддержке взрослых. Если ребенка не поддерживают, он часто легко сдается, использует выражения «я не могу», «я не знаю», «мне безразлично», защищается, создает конфликты, жалуется на самочувствие, обвиняет других, избегает общения, жалуется на отсутствие друзей, выглядит печальным. Таким образом, ребенок пытается нам доказать, что он нуждается в любви и поддержке.

2. «Проигрывание ситуаций»

Педагоги делятся на команды, равные по количеству человек. Один педагог из команды берёт карточку – задание (приложение 2) и обыгрывает с педагогами заданный игровой момент. Психолог по ходу создаёт ситуации, которые требуют применения эффективных методов и приёмов во взаимодействии с детьми раннего возраста.

Варианты заданий:

• провести пальчиковую гимнастику;
• привлечь внимание детей к игре;
• рассказать сказку;
• организовать режимный момент по привитию культурно – гигиенических навыков.

Взаимодействие взрослых с детьми раннего возраста имеет свою специфику. Маленький ребенок способен воспринимать обращения взрослых преимущественно тогда, когда они адресованы ему лично.

Занятия, в ходе которых воспитатель обращается не к каждому малышу, а к группе в целом, менее эффективны. Даже на тех занятиях, которые предполагают коллективные формы организации (музыкальные, физкультурные и др.), необходимы не только обращения к группе в целом, но и индивидуально к каждому ребенку. Маленькому ребенку важно присутствие рядом взрослого, взгляд в глаза, ласковое прикосновение.

При общении с детьми раннего возраста необходимо опираться на их практические действия в конкретной ситуации. На этом этапе развития чисто вербальные методы воспитания и обучения — инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию и т. п. — чаще всего оказываются неэффективными. Мышление и речь маленького ребенка тесно связаны с его непосредственным опытом, его обобщения и суждения зависят от степени овладения предметными действиями, поэтому многие абстрактные объяснения и требования взрослых могут быть непонятны малышу.

Речевое общение с ребенком должно быть включено в контекст его реальной жизнедеятельности, главное место в которой занимают действия с предметами. В работе с детьми раннего возраста следует учитывать характерную особенность их психической организации — непосредственность и эмоциональность восприятия окружающего мира. Они способны сосредоточивать свое внимание только на том, что им интересно, что их увлекает. Эмоциональное вовлечение детей в ту или иную деятельность, включенность в нее воспитателя создают «общее смысловое поле» взаимодействия, стимулируют собственную активность каждого ребенка.

Вывод:

• Все воздействия взрослых должны быть выразительными, эмоциональными и «заразительными».

• Слова воспитателя должны быть не просто включены в контекст реальных действий, но иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими жестами, движениями, мимикой.

3. Упражнение «Теннисные мячики»

Цель — прочувствовать тяжесть эмоционального переживания ребенком начала посещения детского сада.

Посмотрите на шарики в моей корзинке — это трудности, с которыми сталкивается ребенок, пришедший в детский сад. Я раздам их вам (теннисные шарики раздаются по кругу). Я раздаю вам такие трудности:

— ощущение одиночества от отсутствия близких людей в течение «бесконечного времени», и «неизвестно, заберут ли меня домой»;
— незнакомая обстановка;
— незнакомые взрослые, мальчики и девочки;
— недостаточно развитые навыки самообслуживания (не умеют или не аккуратно кушают, не умеют или стесняются попроситься на горшок, не умеют одеваться и т. п.);
— новый режим дня.

Удобно ли вам держать в руках столько шариков? Что вы чувствуете, если они падают? Что вам хочется сделать?

Чтобы снизить эмоциональное напряжение, необходимо переключить внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие, — на игру, а также создать условия для возникновения доверия между воспитателем и ребенком.

Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

4. Игры педагогов с детьми раннего возраста (приложение 3)

5. Рефлексия

Наша встреча подходит к концу. Мы узнали много нового о себе и о детях, пришедших в детский сад.

Как вы себя чувствуете? Расскажите, что было для вас особенно полезным?

И.Ю. Малеева,
педагог-психолог

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.