Занятие психолога с детьми на тему: Как достичь цели.
Тренинговое занятие для подростков «Постановка целей. Целеполагание»
Цель: сформировать навык целеполагания.
Задачи:
- Сформировать мотивацию на сознательную постановку жизненных и учебно-профессиональных целей;
- Сформировать навык постановки цели (работа с жизненными и учебно-профессиональными целями);
- Сформировать мотивацию достижения поставленных целей.
Группа: 8-10 учащихся.
Длительность занятия: 40 мин.
Упражнение 1. «Мои цели»
Цель: дать возможность участникам проанализировать наличие у них процесса целеполагания.
Инструкция: «Давайте начнем с небольшого теста. Вам за 1 минуту надо сформулировать три цели, которые бы вы обязательно хотели достичь в жизни».
Анализ упражнения.
1) Оценивается, все ли участники смогли сформулировать столько целей, сколько требуется;
2) Участниками высказываются возможные причины, которые помешали выполнить задание.
Теоретическая часть. «Почему важно ставить цели»
Постановка цели разрушает зону комфорта.
Идя к своей цели, вы будете волноваться, делать то, что непривычно, например разговаривать с незнакомыми людьми, проходить собеседования на работу, просить совета у взрослых. Выходите из зоны комфорта — это лучший способ расти над собой. И, кстати, вы не так уж сильно рискуете, а небольшой риск не приведет к тяжелым последствиям.
Цели повышают уверенность в себе.
Достигнув цели, вы доказываете себе и другим, что можете многое. Вы вдохновлены и готовы браться за новые задачи. Исследования показывают: люди, ставящие перед собой цели и достигающие их, работают лучше и в большей степени довольны собой. Понаблюдайте за целеустремленным человеком — другом, членом семьи, учителем, бизнесменом, спортсменом или знаменитостью — и вы увидите, что он доволен своим успехом и стремится добиться большего.
Цели придают жизни смысл.
Они задают направление. Стремясь к цели, вы меньше времени тратите впустую, реже скучаете и тревожитесь.
Цели приучают полагаться на себя.
Не позволяйте другим принимать решения за вас. Твердо решая добиться результатов, вы берете ответственность на себя.
Цели помогают принимать правильные решения.
Иногда проще идти вместе с толпой, поддаваться чужому влиянию и делать то, чего от тебя хотят другие. Но когда вы держите в голове собственную цель, вам ясно, что нужно делать.
Достигая целей, вы меняете мир.
Плоды ваших трудов делают лучше вашу жизнь и жизни окружающих людей.
Цели помогают преодолеть дурные привычки.
Если у вас есть привычки, с которыми хотелось бы расстаться, то цель будет вдохновлять вас на конструктивные поступки.
Цели помогут стать тем, кем вы хотите быть.
Вы можете мечтать о чем угодно, но если не начнете действовать, как окажитесь в нужной точке?
Поставленная цель — эта карта с заранее продуманными шагами и намеченным результатом.
Формулируя цель, вы разбиваете невыполнимую на первый взгляд миссию на маленькие задачки, а с ними легче справиться. Вы превратите туманные мечты в реальные достижения.
Упражнение 2. «Ставим цели»
Цель: сформировать навык постановки целей.
2.1. Что меня вдохновляет
Ответьте на вопросы:
- Чем мне нравится заниматься? Почему?
- Что мне не нравится делать? Почему?
- Что дает мне ощущение цели в жизни?
- Что придает моей жизни смысл?
- К чему у меня талант?
- Что у меня хорошо получается?
- Как можно поработать над этим, чтобы у меня получалось еще лучше?
- О чем мне нравится читать или смотреть фильмы?
- О чем я мечтаю?
2. 2. Кто меня вдохновляет
Напишите в личном дневнике про трех своих знакомых, которыми вы восхищаетесь. Это может быть человек из числа друзей, членов семьи, учителей, тренеров, соседей или кто-то еще. Чем они занимаются? Почему вы считаете их особенными?
Напишите о трех людях, которыми вы восхищаетесь, но лично вы не встречались. Например, о политических лидерах, спортсменах, художниках или исторических личностях. За какие заслуги вы считаете их значимыми?
2.3. Кем я вижу себя в будущем
Через пять лет после окончания школы вы собираетесь на вечер встречи выпускников, и вас попросили сделать ролик о своей жизни. Какие события и достижения вы там покажете?
Представьте, что вам исполняется 50 лет и друзья собираются наградить вас медалью «За достижения в жизни». Что они скажут о вас? Какие достижения покажутся им особенными?
2.4. Составляю список желаний
Теперь, когда вы задумались о своих мечтах и ценностях, самое время составить список желаний: перечислите, кем бы вы хотели стать в один прекрасный день, чем заниматься, что иметь. Пишите как можно быстрее, у вас есть на это около пяти минут.
Записывайте все, что приходит в голову. Не беспокойтесь, если идеи выглядят глупыми, недостижимыми или даже дикими и нелепыми. Не ограничивайте и не останавливайте себя! Потом мы придумаем, как превратить эти желания в цели.
Упражнение 3. «SMART-цели»
Цель: сформировать навык постановки SMART-цели целей.
3.1.Теоретическая часть. «Что такое SMART-цели».
Каждая цель должна соответствовать SMART-критериям, то есть быть:
- Specific — конкретной;
- Measurable — измеримой;
- Achievable — достижимой;
- Relevant — актуальной;
- Time-bound — со сроком выполнения.
Конкретная цель определенна, не сбивает с толку, путь к ней ясен. В формулировке всегда присутствует глагол действия (например, «плавать», «петь» или «играть»).
Измеримость цели определяется тем, чего именно вы хотите достичь. Конечный результат должен измеряться в цифрах, сроках, навыках или других показателях. К примеру, «прочесть 20 книг к концу учебного года» или «пробежать 40 километров за месяц».
Если цель достижима, значит она вам по силам.
Актуальные цели важны именно для вас (соотносятся с вашими жизненными ценностями) и не вызывают негативных эмоций (стараясь их достичь, вы испытываете положительные ощущения).
Цель должна иметь конкретные сроки (к семи вечера, к среде, до начала учебы, до дня рождения).
Ограничение по времени поможет не расслабляться.
3.2. Практическая часть «Шаг за шагом».
Инструкция. «1. Переформулируйте свои желания так, чтобы они соответствовали SMART-критериям.
2. Выберите одну цель, над которой начнете работать с завтрашнего дня. Не пытайтесь взвалить на себя слишком много! Помните, что в вашей жизни должно остаться время на сон, друзей, удовольствия и приключения.
3. Теперь разбейте выбранную цель на небольшие задачки и составьте поэтапный план действий. Каждый шаг должен приближать к желаемому результату, как лестница».
Пример «лестницы к цели». Цель: найти стажировку.
Упражнение 4. «Рефлексия»
Занятие проведено педагогом-психологом
Гулиной Светланой Аркадьевной