Эмоциональная регуляция детей с расстройством аутистического спектра

Аннотация: Эмоциональная регуляция детей с расстройством аутистического спектра – опыт работы педагога-психолога.

Эмоциональная регуляция – это способность эмоционально реагировать на жизненные события приемлемым способом, сохраняя допустимую гибкость.

Чем может отличаться эмоциональная сфера детей с расстройством аутистического спектра (РАС) от нормотипично развивающихся сверстников?

Обобщим и сконцентрируем знания об эмоциональной сфере детей с РАС в данной статье.

страхи, расРебенок с РАС не обладает врожденной способностью распознавать эмоций другого человека. Он испытывает затруднения в понимании эмоционального состояния окружающих людей, при этом сам особым образом выражает собственные эмоции. Его положительные и отрицательные эмоции явно не разделяются, в связи, с чем энтузиазм и отчаяние фактически неотличимы у ребенка. А выражение эмоций не является средством коммуникации, он не может совместно с окружающими оценивать происходящее, поэтому его эмоциональные реакции часто не совпадает с ожиданиями других людей.

Основным и первым этапом взаимодействия с аутичным ребенком заключаются в установлении контакта с ним. Важное значение во взаимодействии с аутичным ребенком придается свободной и мягкой эмоциональности. Необходимо общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. На данном этапе очень важна роль родителей, их положительная установка и активность в организации деятельности ребенка.

Также необходимо умение почувствовать настроение ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе взаимодействия с ним. Например, у многих аутичных детей наблюдается тяга к ритмичным раскачиваниям.

Важным этапом взаимодействия является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка в процессе его развития. Это достигается с помощью специальных игр, направленных на длительном положительном акцентировании ребенка (например, игра «Море волнуется раз, море волнуется два…»).

Как уже писалось выше, важным этапом взаимодействия с ребенком с РАС является работа с родителями, которая заключается в проведении систематических и целенаправленных консультаций с ними.

В работе с ребенком с РАС выделяю следующие приемы эмоциональной регуляции:

1. Создание адекватно организованной среды, т.е. создание и поддержание особого аффективного режима. Такой режим предполагает организацию и регулярность режимных моментов каждого дня. Важно не только поддержание сложившегося ежедневного стереотипа, но и регулярное проговаривание и комментирование, объяснение ребенку эмоционального смысла режимных моментов.

Также необходимо создание сенсорной организации пространства с использованием чувствительности к динамике окружающего сенсорного поля (зрительного, слухового, тактильного и всякого другого восприятия) и использование сенсорных раздражителей, повышающих эмоциональный тонус. Например, игры с красками, мячиком, мыльными пузырями, водой, песком, ходьба или бег. Подбор тонизирующих воздействий индивидуален, он осуществляется в зависимости от пристрастий ребенка, его особых интересов.

2. Подключение к аутостимуляции ребенка, что является ведущим приемом установления с ним контакта, способом усиления его активности и направленности на окружающий мир. Уровень подключения к ним тоже может быть разным. Например, у аутичного ребенка развития радости легче всего можно вызвать кружением или щекотанием. Одновременно происходит и тренировка большей выносливости к тактильному контакту. А к кружению можно дозировано добавлять более адекватные неформальному контакту способы воздействии, например рукопожатие, символизирующее окончание занятия, инструкции: «Делай так (воздушный поцелуй)», «Погладь себя по голове».

Необходимо отметить, что у детей с РАС присутствует тревожность, негативизм, агрессия и самоагрессия, разнообразные страхи. Наблюдается выраженная эмоциональная незрелость у ребенка с РАС, причем «эмоциональный возраст» может быть значительно меньше реально биологического возраста, в связи, с чем отсутствие адекватного эмоционального реагирования. К примеру, возраст аутичного ребенка 8 лет, а эмоциональное развитие находится на уроне 5-6 месяцев.

Появление у аутичного ребенка агрессивных действий, направленных на испугавший его объект, может означать, что у него может формироваться механизм преодоления страха. Ребенок может с силой бросить что-нибудь, пнуть ногой тарахтящую игрушку. Это может быть и свернутая вербальная агрессия. В таких случаях необходимо поддержать ребенка, предложив ему просто разрешающий комментарий происходящего, заражая его своей спокойной интонацией, подчеркивая незначительность пугающего предмета или ситуации: «Пошумит, пошумит и перестанет». Ненужно в подобных ситуациях пытаться разъяснять, чего он испугался, говорить: «Не бойся!» – это может лишь обострить страх.

Возможная форма проявления агрессии – это самоагрессия. Чаще всего она выражается в импульсивном кусании собственной руки или битье головой по стене, столу. Причиной самоагрессии являются слишком настойчивые попытки взрослого наладить взаимодействие с таким ребенком, втянуть его в какую-либо целенаправленную деятельность без учета его повышенной насыщаемости сенсорных стимулов.

Самоагрессию всегда необходимо пытаться снять. При ее возникновении необходимо, прежде всего, уменьшить интенсивность вмешательства. Вместе с тем, необходимо стараться объяснить ребенку ситуацию взаимодействия с ним как неопасную, подчеркивать свою заинтересованность в контакте. Ребенок сам может в некоторой степени облегчить напряженную для него ситуацию, лишь прибегая к наиболее примитивным способам аутостимуляции (раскачиванию, постукиванию).

Внешне самоагрессия обретает форму характерных для ребенка разрядов аутостимуляции, но доведенных до исступления, до сильных болезненных ощущений. Например, усиливая амплитуду раскачивании, он с силой ударяется головой о стену. Самоагрессия здесь может быть защитной (заглушающей внешние отрицательные воздействия) аутостимуляции в тех случаях, когда дискомфорт настолько силен для ребенка, что обычная доза аутостимуляционных приемов не может его нейтрализовать.

В такой ситуации бессмысленно обращаться к ребенку с уговорами, запретами, пытаться отвлечь его – все это лишь усиливает его напряжение и ужесточает самоагрессию. Вместе с тем, ее необходимо срочно пресечь, так как она часто бывает реально опасной для ребенка. Наиболее действенным оказывается следующий способ оказания «скорой помощи»: когда начинаешь сопереживать ребенку, «голося» вместе с ним, в унисон его отрицательным переживаниям, обозначая подходящими словами его состояние: «Ой-ой-ой, какая беда!». В такой ситуации перенасыщения отрицательным аффектом ребенок почти всегда на время успокаивается.

Уменьшение тревоги наблюдается при предсказуемости ситуации, в которой находится ребенок, при ограничении внесения в нее новых деталей, то есть при ее достаточной стабильности. Вместе с тем, возможность развития ребенка заложена в «подключении» взрослого к его аутостимуляции. Так, можно пытаться подстроиться к стереотипному стучанию ребенка, имитируя, например, стук колес поезда.

Для выявления конкретных страхов и смягчения аффективной напряженности, связанной с генерализованной тревогой, необходимо создать в игре ситуацию безопасности. Для этого взрослый вместе с ребенком прячутся, например, под покрывало (в домик), т.е. в безопасное укрытие, надежность которого должна постоянно подчеркиваться соответствующими комментариями.

Часто в этой ситуации обостренного эмоционального комфорта ребенок может неожиданно сообщить о своем страхе, если он разговаривает, назвав его («боишься собаки», «страшный дядя») или, выдав пугающий объект направленным агрессивным действием (например, выскочить из укрытия, стукнуть ногой по пугающему объекту и тут же вернуться обратно).

Мы не всегда способны определить конкретную причину его эмоционального состояния, но всегда можем понять, что ребенок встревожен или испуган. Реакция, например, страха крайне дезорганизует его поведение, затрудняет возможность контакта с ними, ограничивает их взаимодействие с окружающим миром. Поэтому необходимо, с одной стороны, соблюдать условия, максимально обеспечивающие снижение уровня генерализованной тревоги и профилактику возникновения новых страхов, с другой – осторожно работать с нейтрализацией уже нажитых в большом количестве страхов.

Однако в поведении ребенка с РАС бывает достаточно трудно распознать признаки страха. Сенсорное поле, в связи с повышенной чувствительностью такого ребенка заряжено для него преимущественно отрицательно, и он передвигается в окружающем пространстве, не столько стремясь получить положительные впечатления, сколько желает избежать отрицательные. Необходимо повысить психический тонус ребенка, усиливая «приятные» сенсорные характеристики.

Неправильное понимание чужих эмоций, сложность восприятия, понятия того, или иного выражение на лице. Ребенок может решить, что разочарование означает злость, и принять беспокойство на лице за веселость. Распознавание и понимание эмоций – это ключевая часть его социального развития.

Понимание эмоций нужно как для распознания эмоций чужих людей, так и для того, чтобы осознать, что чувствует сам ребенок и почему. Это неотъемлемая часть регуляции своего состояния. Благодаря определению своих эмоций и пониманию, чем они вызваны, мы можем сообщать окружающим о наших потребностях и развивать взаимоотношения с другими людьми.

Существует множество разных эмоций, о которых дети узнают по мере эмоционального развития. С ребенком с РАС необходимо следует начинать с базовых эмоций: радость, грусть, злость, отвращение и удивление. Психологи и фотографы согласны с тем, что это единственные эмоции, которые люди могут определить только по лицу. Другие эмоциональные состояния требуют учесть язык тела и ситуацию. Так что дети с аутизмом могут начать с этих базовых эмоций, поскольку это позволит им обобщить эти знания.

Можно использовать фотографии людей с различными эмоциями на лице подготовив карточки с такими фотографиями для развития его эмоционального интеллекта. Умение совмещать разные фотографии разных людей, которые выражают одну и ту же эмоцию – это хорошая отправная точка для обучения ребенка, которая поможет ему познакомиться с этой темой. Также если его знакомые лица (семья) на фотографии будут являться пособием изучением и различением разных эмоциональных состояний, проговаривая с ним эти эмоциональные реакции.

Резюмирую выше сказанное хотелось бы отметить, что как и большинство детей, аутичные дети нуждаются в подходящем поощрении при изучении нового навыка. Необходимо поощрять правильные попытки проявлять эмоции уместным и важным для ребенка способом. Поощрение может быть использовано как ритуал.

Педагог-психолог Войтович Л.А.

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.