Как выучить урок с гиперактивным ребёнком

В статье описаны последовательные шаги по организации родителями учебной деятельности ребенка с СДВГ.

Как выучить уроки с гиперактивным ребёнком?

учитель, установки родителейКак часто слышит ваш ребенок: «Тишина!» или просто «Перестань!», «Не крутись!», «Не отвлекайся!», «Сядь!». Даже обычный школьник – очень много, ну а гиперактивный гораздо больше…

Для школьника с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания (СДВГ) во время обучения основной проблемой становятся именно замечания со стороны педагога, а дома предстоит объяснить родным замечания в его дневнике… В итоге школьное время злом, ухудшает отношения с любимыми родителями , а так как от уроков никуда не деться, то зло это неизбежно… Для вас приносила бы работа удовольствие, если там трудно, непонятно и все время ругают?

Есть замечательная пословица: «Можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить её пить»… Так и с учебой – пропадает мотивация, желание и смысл учёбы, из-за негативных оценок снижается самооценкa и повышается тревожность и агрессия.

Что же делать? Облегчить школьную жизнь своему гиперактивному ребенку могут родные, помогая ему справиться с уроками.

Конечно, в обучении такого ребенка есть определенные тонкости. Речь – очень энергоемкая функциональная система. Если мама знает, что ребенок слаб, что у него проблемы с устойчивостью внимания, усидчивостью, речью, – старайтесь избегать лишних стрессовых ситуаций. Берегите своего ребенка! Не позволяйте собственному тщеславию нанести вред здоровью ребенка: потянет он или нет, например дополнительные занятия по русскому языку. Если сын или дочь говорит “не пойду, не хочу и не буду им заниматься” – к этому стоит прислушаться: возможно, у него просто нет на это сил! Если ваш ученик начинает отказываться от занятий, часто болеет, отказывается идти в школу – скорее всего, что он не просто капризничает: он действительно не может.

К большому сожалению, зачастую болезнь – единственная доступный шанс для ребенка отдохнуть от перегрузок. Если ребенок начинает этой шансом активно пользоваться, значит, надо пересмотреть его режим.

Как не банально это звучит, такому ребёнку режим очень важен, то есть чёткое расписание, которое соблюдается изо дня в день. Режим дает ему ощущение стабильности, уверенности, а его нервной системе – возможность набирать ресурс для следующего учебного дня. При составлении режима будет замечательно если примет участие вся семья, внеся свои предложения, а вы всех выслушаете и примете во внимание мнение каждого. Утром – обязательно контрастное умывание, массаж- растирание ушек и ладошек, после школьных уроков – прогулка на свежем воздухе. Чаще проветривайте комнату ребенка, да всю квартиру – нервная система нуждается в большом количестве кислорода!

Так как такие дети часто очень не внимательны, поначалу всю роль организатора родитель берёт на себя, и по мере обучения ребёнка постепенно, понемногу «передаёт» ему ответственность за собственные действия.

Так, например, собираемся вечером в школу – «А что ты завтра наденешь? А куда это нужно положить, что бы утром можно было быстро найти? А какие завтра у тебя уроки (смотрим в дневник и проговариваем все свои действия – берём такую-то тетрадь, такой-то учебник) и т.д.»

Непосредственно выполнение домашних заданий делим на несколько подходов – сначала Вы оцениваете, сколько всего задано и делите это на части приблизительно по 10-15 минут и такие же перерывы. Причём во время перерыва ребёнок не бежит смотреть телевизор или играть на компьютере, а совместно с вами может делать небольшую зарядку (потянуться вверх, в стороны, сделать мягкие круговые вращения головой, поднять и опустить плечи, разминку для пальцев («Мы читали, мы писали…»), рассказать Вам о событиях в школе, показать рисунки-поделки, помечтать о выходных и т.д. Интервалы выполнения заданий можно изменять, судя по состоянию ребёнка – устал, начал больше ерзать и отвлекаться – сделали перерыв, сидит спокойно, без напряжения – продолжаем заниматься. Когда устанет – обязательно похвалим, что писал палочки не 7, а целых 10минут!

Кстати о похвале – искренняя похвала ребёнка необходима ему как витамины! Причём обязательно, чтобы она была конструктивной – такой никогда не бывает много. Это когда хвалишь не просто так, а обязательно указать за что – «Отличная вот эта петелька у буквы», «В этом месте ты написал очень аккуратно», «Сегодня – гораздо быстрее, чем вчера», «Ты очень старался, выучил целый стих!» И пусть пока стих состоит из пяти коротеньких строчек, а Вам пришлось тоже очень постараться, чтобы отыскать более-менее «приличное» место в его каше из закорючек – похвалите его сегодняшнего, как он вырос по сравнению с позавчера! Покажите ребёнку, что он растёт, развивается и Вы замечаете и цените его старания – ещё на недавно все цифры «шесть» были написаны зеркально, а сейчас попадаются и правильные!

Любить – просто так, просто за то, что он есть, в любых ситуациях, но хвалить – за конкретное дело. Тогда и меньше потребности у ребёнка привлекать внимание взрослых «провокационным» поведением, ведь и так родители видят и ценят его старания!

А ещё игры, ведь благодаря эмоциональной окраске ребёнок лучше усвоит материал. Например, состав слова поможет учить «Колобок»: катая друг другу по полу небольшой мячик, называем слова на какую-то определённую букву, игра в рифмы – весёлые-смешные записываем на память в блокнот.

Очень полезная игра «чёрное и белое не покупать, да и нет не говорить» – в игровой форме учит ребёнка контролировать себя, развивает внимание. Замечательны активные игры – «Прятки», «Море волнуется раз».

Игр может быть много, совершенно разных – попробовать, понравится-не понравится, если да – играем, нет – вспомним про неё через месяц. Вспомните полотно «Опять двойка»? Когда дома ребёнка ждут взгляды родных, полные упрёка, захочется-ли ему идти в эту школу.

И ещё – дорогие родители, вспомните, пожалуйста, зачем Вы ходили в школу в первом классе, что Вас там привлекало, а что нет, что мешало и что помогло Вам учиться… Вполне вероятно, что это поможет Вам лучше понять те трудности, которые встречаются на пути Вашего ребёнка.

Гребенщикова Марина Николаевна,
педагог-психолог

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.