Тренинг “Личные границы”

Разработан педагогом-психологом ГАПОУ ЛО «ВТАЛК» Вертинской Е.В.

Цель:

Определить понятие «психологической границы» с целью выяснения своих границ и правильного разграничения во взаимодействии с другими.

Задачи:

1. Определить понятие «психологические границы».
2. Помочь выявить, где начинаются и где заканчиваются у участников их собственные границы.
3. Предложить варианты эффективного взаимодействия и обозначения собственных границ во взаимодействии.

Содержание

1. Беседа на тему: «Что такое личные границы?». 15 мин

2. Упражнение «Нарушение личной границы». 10 мин

3. Признакам, по которым можно определить, что личные границы не выстроены или неустойчивы. 10 мин

4. Анализ конкретных ситуаций с использованием метафорических ассоциативных карт. 5 мин

5. Установление личных границ. 15 мин

6. К чему приводит неумение выстраивать свои границы. 10 мин

7. Упражнение: «Как отстоять свои личные границы». 15 мин

8. Завершение. Рефлексия. 10 мин

Итого 90 мин

Программа тренинга:

1. Беседа на тему: «Что такое личные границы?»

Цель: выявить определение психологических границ.

Психолог задает группе вопрос, что же такое личная граница?

Инструкция: Прежде чем я скажу определение, интересно ваше представление – что вы понимаете под личными границами? Зачем они нужны? А что было бы, если бы этих границ не было?

Пояснение. Личная граница – это четко очерченная разграничительная черта между вами и окружающими вас людьми. Личное пространство – это тот набор сугубо интимных принципов, правил, которые вы избрали для себя сами и считаете это нормой своего существования.

ТИПЫ ДИСТАНЦИЙ

Интимно- 0,5 м

Персонально-  1,5 м

Социальная  3,0 м

Публично- более 3 м
эмоциональная личная общественная

1. Для очень близких, родных людей – муж, жена, родители (прикосновение к телу, объятия и поцелуи, слово на ушко).

2. Друзья, родственники, коллеги, партнеры.

3. Официальные встречи, люди, которых я впервые вижу, мастера по оказанию услуг, продавцы, знакомые, соседи.

4. Публичные выступления, концерты, общественные мероприятия.

2. Упражнение «Нарушение личной границы»

Цель: обозначить ситуации нарушения границ, предложить вариант интерпретации для сохранения собственных границ, показав тем самым границы своей ответственности.

Задание: 1 вариант – два друга, 2 вариант два человека, которые не общаются или находятся в состоянии конфликта, или был конфликт.

Два человека стоят друг напротив друга. Постепенно сходятся. Что чувствует каждый из вас? В какой момент хочется остановиться?

Психолог просит поделиться участников ситуациями. Когда они испытывали дискомфорт в общении с другими, когда нарушались их границы. Как нарушаются наши границы? Кто-нибудь может привести пример и личной жизни, когда он испытывал подобное?

В повседневной жизни это выражается в поведении: люди могут брать ваши вещи, садиться на ваше место, пользоваться вашими деньгами, не отдавать долг, манипулировать вами и многое, многое другое.

Как бы там не происходило, человек, в чьи границы вторглись, может испытывать замешательство, страх, гнев, пытаться избежать дальнейшего общения.

Если же границы слабые – в личные границы вторгаются довольно регулярно, такой человек испытывает довольно сильный стресс, он не может адекватно защититься от атак. Человек может чувствовать напряжение в теле, может чувствовать неприятные эмоции. Всё это может привести к внутреннему конфликту – отсутствие настроения, потеря энергии, подавленное состояние, лень, отсутствие радости, заболевание. Или к разрыву отношений.

Люди со слабыми границами ощущают себя глупыми, неудачниками, которые сами себе все портят и во всем сами виноваты.

Вопрос психолога: почему человек нарушает личные границы другого человека?

– не понимание нарушение личных границ приводит к конфликтам:

– не знание внешним – реакция внутренним – замкнутость, внутренние разрушение

Мы сейчас поговорим о том, к какой из 5-ти, написанных на доске категорий, относятся данные признаки нарушения личных границ.

– обвиняют человека в своих проблемах:

• ты испортил мне жизнь;
• это все из-за тебя;
• если бы не ты, все было бы нормально;
• я так и знал, что не стоило тебя просить;

– контролируют поведение:

• ты больше не должен(на) поступать так;
• сделай так, так и так;
• не делай так больше никогда;
• я тебе говорю, что так надо сделать;

– дают непрошенные советы о том каким следует быть:

• я бы на твоем месте сделал по-другому;
• надо было уже давно сделать;
• лучше, чем я, тебе никто не скажет, как исправить ситуацию;
• я вижу, что происходит, я лишь хочу помочь;

– дают установки, какие события как расценивать:

• это полный бред;
• ведь ты же не собираешься его прощать?!;
• если так сделаешь – позор тебе на всю жизнь;
• ничего, более убогого, я не видела;

– дают оценки вашей внешности и личности

• ты бездельник(ца);
• ты далеко не красавиц(а);
• я думал(а), ты оденешься симпатичнее;
• твой вкус в одежде – просто ужасен.

3. Признаки, по которым можно определить, что личные границы не выстроены или неустойчивы

• Неумение говорить “нет” даже в ответ на необоснованные претензии и явные манипуляции /Пример: знакомый, имеющий привычку не отдавать долги, просит занять ему большую сумму денег и человек в ущерб себе одалживает ему эту сумму или ее часть/
• Сильное чувство вины, что появляется каждый раз, когда человек отказывает кому-либо в помощи или услуге, которую оказывать не обязан /Пример: человек по причине плохого самочувствия отказывается работать сверхурочно, но при этом испытывает сильную вину перед начальником и коллегами и планирует обязательно остаться сверхурочно в следующий раз/
• Привычка постоянно оправдываться и отчитываться за каждое свое действие, если в этом нет необходимости /Пример: женщина устала на работе и, придя домой, прилегла отдохнуть, но как только увидела мужа, начала оправдываться, почему она лежит, а не готовит обед/
• Привычка оправдывать агрессоров и обидчиков вместо того, чтобы дать им отпор /Пример: женщина, которую постоянно критикует и оскорбляет муж, уверена, что он так ведет себя только потому, что она сама каким-то образом его провоцирует/
• Неумение психологически отстраняться от обидчиков и не принимать обиды близко к сердцу /Пример: человеку нахамили в метро утром, и из-за этого происшествия его настроение будет испорчено на весь день/
• Иррациональное чувство ответственности за жизнь и благополучие других /Пример: женщина много лет полностью содержит неработающего мужа-алкоголика, так как уверена, что это “ее крест”/
• Неумение определить круг своих прав и обязанностей /Пример: в большой семье один человек постоянно выполняет большую часть бытовой работы в то время, когда другие члены семьи откровенно отлынивают от дел/

4. Анализ конкретных ситуаций с использованием МАК.

Цель: демонстрация конкретных ситуаций нарушения личных границ.

Вопросы к картинкам: Какие личные границы нарушены на этой картинке? Назовите возможные варианты отстаивания своих личных границ в данной ситуации.

Тренинг "Личные границы"5. Установление личных границ.

Цель: научиться устанавливать личные границы.

Индивидуальные правила: сядьте и пропишите все свои правила, по которым вы живете сами с собой. А так же другие нормы, установленные для себя, соблюдая которые вы чувствуете себя уверенными и счастливыми. Правила прописываются по принципу: что вы делаете и что вы не делаете.

Например: ложусь строго в 23 часа, в воскресенье – отдых, после 21 часа на звонки по работе не отвечаю, в долг не даю, родственников в свою фирму на работу не беру, совет, если о нем не спросят, не даю.

У каждого из вас будут свои правила и они постоянно меняются по мере вашего развития.

Определение своих границ:

– Деньги (сколько я готов одолжить, готов ли вообще давать в долг, кому готов давать в долг, пожертвования)

– Вещи (можно ли другим брать мои вещи, что можно брать, а что нельзя, на какое время можно брать мои вещи)

– Информация, личные достижения (какие сферы вашей жизни принадлежат только вам, кого вы допускаете в них, кого категорические нет)

– Пространство (где проходят ваши телесные границы, насколько близко, кому можно к вам прикасаться, кому нельзя)

– Время (сколько времени вы готовы уделять другим, ваш режим дня)

– Эмоции (вы имеете полное право на свои собственные чувстваи не должны за них оправдываться, необходимо отказаться от стереотипов «ты же отличник», «ты же моя мама», «ты же мой друг»)

6. К чему приводит неумение выстраивать свои границы.

– дискомфорт, раздражение- непонимание
– безразличие
– человек невнимательно слушает
– хочется отдалиться
– появляется желание убежать от всех
– развивается наглость, хамство
– панибратство
– садятся на шею
– безответственность
– скрытность, потеря доверия
– отношения М+Ж – неуважительное отношение – промолчала – стерпела
– оправдание поведения М и себя – страдание
– пропадает желание строить отношения – разрыв
– родитель+ребенок – не хочет общаться, закрытие, уходит из дома, девиантное поведение.

7. Упражнение: «как отстоять свои личные границы».

Цель: попробовать использовать разные способы отстаивания собственных границ.

Инструкция: Психолог приглашает двух участников. Задание – предложить свои варианты «отстаивания границ». Как мы можем показать, что идет нарушение границ и что за них заступать – не надо.

Пояснение.

Как мы можем проявить свои границы перед другими людьми:

1. При помощи речи, Я-сообщения: «Мне неприятно, когда ты…», «В случаях, когда ты так поступаешь, я чувствую…», «Я прошу тебя так больше не делать», «Давай о чем-нибудь позитивном».

Записывайте себе все ситуации, которые выводят вас из равновесия, придумайте свои стоп-фразы на часто повторяющиеся ситуации.

2. При помощи правды о себе (ложь обозначает ваши границы не в том месте, где они находятся на самом деле).

3. При помощи установления эмоциональной дистанции (если человек нарушает ваши границы, то отстраниться от близкого общения с ним и вовлеченности в его дела).

4. При помощи установления временных рамок общения (вы решаете сколько, когда и с кем общаться, вплоть до полного отказа от общения).

Необходимо четко и уважительно сообщать о своих границах.

Отстаивая свои личные границы, не надо забывать, что личные границы есть не только у вас, но и у окружающих вас людей.

Вопрос психолога: вы уверены, что не нарушаете границы других?

Пример: выполняя групповую работу делаете свои задания и задания того, кто не справляется или делать не хочет, даете совет, когда вас не спрашивают, оцениваете внешний вид, обзываете.

Рекомендации: Вспомните, что вы чувствуете, когда нарушаются ваши границы. Тоже чувствует и тот, чьи границы вы нарушаете в данный момент.

При нарушении чужих границ умейте попросить прощение.

КОГДА ВАШИ ГРАНИЦЫ ОПРЕДЕЛЕНЫ, ОСТАЕТСЯ ТОЛЬКО СЛЕДОВАТЬ СОБСТВЕННЫМ ПРАВИЛАМ И ПРИУЧАТЬ К НИМ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ.

8. Завершение.

Цель: завершение тренинга; каждый из участников говорит в слух, как бы ему хотелось, чтобы с ним обращались в группе; озвучивание своих личных границ.

Каждый участник озвучивает свое пожелание, не высказывая обид и претензий к другим членам группы. Начинает педагог-психолог, или преподаватель, или классный руководитель.

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.