Занятие педагога-психолога “Формирование команды”

Аннотация к занятию педагога-психолога муниципального общеобразовательного учреждения «Ленополянская начальная школа им. К.Д. Ушинского» Ярославского муниципального района
Беляевой Юлии Владимировны

Тема занятия: Формирование команды

Возраст участников: 12-18 лет

Актуальность: межличностные отношения играют огромную роль в образовательном процессе и помогают конструктивно построить работу педагога с обучающимися.

Занятие проводится с целью профилактики деструктивного поведения обучающихся и формирования для них благоприятной социокультурной среды.

Длительность занятия:40 минут

Формирование команды

коллектив сплоченностьВ современном мире способность действовать в команде, несомненно, является одним из наиболее востребованных личных качеств наряду с надежностью, готовностью помочь, чуткостью, широтой взглядов, терпением и самоуважением. Эти качества необходимы всем, кто хочет строить отношения с другими на основе взаимного уважения, коммуникации и сотрудничества. Как этого добиться? Вот это и будет целью нашего мастер-класса – сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи:

  1. Выделить факторы необходимые для формирования команды
  2. Формирование доверия в команде и установки на успех
  3. Развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач (совместная деятельность);
  4. Выявление лидерских качеств участников
  5. Получение эмоционального и физического удовольствия от результатов работы;
  6. Осознание себя командой.

Актуальность: В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнута только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

– Мудрецы разных эпох из разных областей деятельности высказывали свои представления о команде так:

«Шестеренки на одной оси либо крутятся одинаково, либо ломают зубья.» Сергей Лавров (министр иностранных дел)

«Вы не можете выиграть, если вы не играли как единое целое.» Карим Абдул-Джаббар (легендарный американский баскетболист)

«Двое лучше одного. Трое лучше двух. Четверо лучше трех. Стремитесь к сплоченности!» Пророк Мухаммад

«Сплоченность людей – нерушимая крепость» Вальтер Скотт (писатель)

– Что общего в высказываниях этих разных людей?

(команда – это сплочение, крепкая команда строится из особых компонентов)

Команда — это группа людей, объединенных достижением общей цели, во многом соответствующей личным целям каждого – На какое строение похожа команда?(крепость.)

– Вот мы сейчас по кирпичикам заложим необходимые компоненты, чтобы она стала крепкой, нерушимой.

Мы выделим факторы необходимые для формирование настоящей команды! Как вы думаете, что отличает команду, от простой группы людей?

– доверие друг к другу

– активность участников команды

-умение слушать другого и бесконфликтно общаться

– учет потребностей каждого члена группы

– групповая поддержка и навыки совместной деятельности.

– удовлетворение потребностей участников группы

Упражнение 1. «5 общих признаков»

Цель: помочь участникам лучше узнать друг друга, а также обсудить вопросы, связанные с установлением контакта с собеседником

Инструкция: участникам нужно разбиться на подгруппы по 3-5 человек. В каждой подгруппе участникам необходимо найти 5 признаков, которые их объединяют в течении 5 минут. Также нужно дать название группы по общим признакам, которые выделили участники. Один из участников презентует всю группу. С помощью данного упражнения можно узнать друг друга, установить контакт. Мы увидели, что группы формируются по интересам.

Упражнение 2. «Невидимая нить»

Информирование: «Известно, что давным-давно на свете жил один удивительный человек. У него были длинная седая борода и волосы, поэтому многие думали, что он стар и мудр. Другие же видели озорной блеск его глаз и говорили, что он молод. Этот человек умел то, чего не умели другие. И люди называли его мудрецом. Никто не знал, откуда он пришел, но говорили, что раньше он был обыкновенным человеком, таким, как все. Менялись поколения, а мудрец по-прежнему жил среди людей. И они ощущали себя под его защитой.

И вот пришел день, когда мудрец отправился в путь. Он обошел всю Землю, и узнал многих людей. И удивился мудрец, насколько разными были эти люди, их характеры, привычки, желания и стремления. «Как непросто всем уживаться друг с другом! — думал мудрец. — Что бы такого предпринять? — размышлял он». И тогда мудрец сплел тончайшую длинную нить. Задумал он обойти добрых сердцем людей и связать их этой чудесной нитью».

Инструкция: закройте глаза и ожидайте появления нити у вас в руках.

В это время ведущий включает релаксационную музыку и вкладывает в руку каждого из участников нить.

«Воистину нить эта была уникальна. Гладкая и тонкая, она была совершенно незаметна для человека, но несмотря на это влияла на его взаимоотношения с другими людьми. Те, кому мудрец передал чудесную нить, стали добрее, спокойнее, терпеливее. Они стали более внимательно относиться друг к другу, стремились понять мысли и чувства ближнего. Иногда они спорили, но, о чудо, нить натягивалась, но не рвалась. Иногда они ссорились, и нить разрывалась, но после примирения оборванные концы нити связывались вновь. Только узелок напоминал о прошлой ссоре.

Что сделали люди с подарком мудреца? Кто-то бережно берег, передавая тайну из поколения в поколение. Кто-то, не ощущая присутствия нити, оставлял на ней множество узелков, да и характер его постепенно менялся и становился «узловатым». Но главное, у каждого появилась способность протягивать невидимые нити к тем, кого он считал близкими и друзьями, соратниками и партнерами».

Когда у каждого члена команды будет в руках нить, она образует замкнутый круг.

– Ребята! Сейчас вы ощущаете в своих руках эту нить, подарок мудреца. Давайте проверим, что может произойти, если каждый потянет ее на себя… Она натянется и станет резать руки. Такие отношения называют натянутыми…

• А если кто-то потянет нить на себя, а кто-то не станет этого делать… Что будет, давайте попробуем…

• Равновесие круга нарушается. Кто-то оказывается в более устойчивом положении, а кто-то совсем в неустойчивом. О таких ситуациях говорят «он тянет одеяло на себя»…

• Некоторые люди предпочитают надевать эту нить себе на шею. Хотите попробовать?.. Те, кто сейчас сделал это, наверное, ощутил, как больно нить режет шею… Про такие ситуации люди говорят «посадил себе на шею»…

Разные эксперименты можно проводить с этой нитью. Собственно, многие люди посвящают этому целую жизнь. Натянут, разорвут, завяжут узел, наденут на шею или вообще отпустят… В нашей команде это недопустимо.

Давайте сейчас найдем такое положение и натяжение нити, которое будет наиболее удобным для всех. И запомним это состояние каждой клеточкой нашего тела. Спасибо!

Нить можно хранить среди ценных вещей и талисманов команды как символ связи между ее членами.

Главный вопрос для обсуждения: «Чему эта игра может научить команду?» Ответы всех членов команды желательно записывать на доске, так как этот материал можно использовать при формировании ценностей команды.

Но все же в команде каждый может занимать свою роль, сейчас я расскажу кратко о них

Лидер

Лидер, это тот, кто собрал себе команду, и чьи цели выполняет команда.

  • обладает влиянием, и за ним признается право принимать ответственные решения в значимых для команды ситуациях.

Авторитет – авторитетная личность, это тот, кто солидарен с лидером и имеет часть “веса” в команде. Авторитет – это неформальный, ситуативный лидер.

Исполнители

Генератор идей- Выдвигает идеи, предлагает пути и средства,альтернативы решения

Эрудит- Привносит энциклопедические сведения по различным вопросам

Эксперт- Обладает способностью оценить целесообразность той или иной идеи и дать правильный совет в ходе обсуждения. Отличается от критиков тем, что не так яро доказывает свою правоту, может затеряться в толпе, за этим должен следить лидер.

Энтузиаст- Личным примером и обаянием влияет на группу, вселяя веру в успех общего дела, побуждает других работать добросовестно

Критик- Подвергает критическому анализу ход и результаты работы группы, дает критическую и часто негативную оценку выдвигаемых идей, может быть полезен для оценки рисков командной деятельности, хорошо просчитывает всевозможные шаги и пути к отступлению.

Делопроизводитель – выполняет важную рутинную работу по фиксации идей, справок, мнений и составлению итогового отчета группы.

Связной – связывает на неформальной межличностной основе членов группы, иногда конфликтующих между собой, обеспечивает внешние взаимосвязи группы. Такой человек очень полезен при накале страстей в команде.

Шут- весёлый, харизматичный член команды. Часто является одним из лидеров, но не всегда. Шутки могут быть к месту, но когда их в меру.

Болото- у них нет чётко выраженных функций, они несклонны доказывать свою точку зрения, проявлять инициативу, но они могут превратиться в неплохих исполнителей, если их правильно замотивировать. Давать задания, делать поощрения за работу, «вдохнуть мотивацию».

Антилидер-постоянно сеет сомнения, разъединяет, оставаясь при этом на вторых ролях. Хочет все сделать наоборот, доказать, что он тут главный. Антилидер, как и любой член команды, скорее всего будет действовать не только в своих интересах, но и в интересах команды. Используйте это. Если такой лидер не идёт на компромисс и думает исключительно о своей выгоде, постарайтесь воздействовать на него с помощью других членов команды.

Рэймонд Мередит Белбин, доктор психологических наук выделил свои командные роли. Тест «командные роли»

Несмотря на такую разновидность членов команды, необходимо выполнять ряд правил:

1. Не говори за спиной, говори в лицо. Критикуй не человека, а поступок.

Так или иначе, в команде кто-то кого-то может раздражать.

Тем не менее, когда член команды говорит прямо человеку, который мешает ему, он строит доверительные отношения. Он может сказать: «Лучше ты узнаешь это от меня, чем я буду говорить об этом у тебя за спиной».

2. Обмен важной информацией.

Если вы не поддерживаете чью-то идею или подход, скажите об этом. Когда кто-то из команды не высказывает свое мнение и заинтересованность во время обсуждения темы, а в конце заявляет «Я думал, что это плохая идея с самого начала», другие члены команды чувствуют себя так, как будто им нанесли удар исподтишка. Это подрывает доверие.

3. Выполняйте свои обязательства или заблаговременно уведомьте, что вы не можете это сделать.

4. Говорите «Нет», если вы имеете в виду «Нет».

Когда вы говорите «Да», и не делаете то, под чем подписались, вашему «Да» не верят, и в дальнейшем все ваши слова будут вызывать большие сомнения. Если вы не можете сказать «Нет», ваше «Да» будет означать все что угодно

Упражнение № 3 “Пересадка сердца”

Задачи упражнения:

– уметь группой принять ответственное решение.

Инструкция: “Разделитесь на группы. Представьте себе, что вы бригада хирургов, которой предстоит сделать операцию по пересадке сердца. У вас есть одно донорское сердце на 10 человек и 10 минут на принятие решения, кого именно вы будете оперировать. Решение должно быть принято единогласно, в противном случае операция не состоится, и пациенты могут погибнуть.

Каждая подгруппа получает список кандидатов на операцию.

Список кандидатов:

1. Чемпион по легкой атлетике, 20 лет. Защищал честь страны. Мастер спорта международного класса. Пострадал в автомобильной катастрофе в связи с грубыми нарушениями правил дорожного движения.

2. Женщина, 52 года. Мать пятерых взрослых детей.

3. Священник, 27 лет.

4. Молодая учительница, но много задает уроков и заставляет много учить.

5. Незрячая девочка, 5 лет.

6. Ученик 6 класса, двоечник, постоянно конфликтует с одноклассниками и учителями.

7. Мужчина, 48 лет, врач-онколог, ученый, разрабатывает лекарство от рака. Близок к решению проблемы, но в прошлом оставил свою семью.

8. Мальчик, 8 лет, единственный ребенок в семье, болен диабетом.

По окончании обсуждения каждая подгруппа озвучивает свое решение и аргументирует его”.

Вопросы для обсуждения: Пожалуйста, ответьте на три вопроса: Легко ли было принимать решение? Что повлияло на принятие решения? В чем вы видите смысл упражнения?

Резюме тренера.

При выборе кандидата на операцию вы руководствовались разными аргументами. Было видно, что вы старались быть справедливыми. И все-таки, может быть, невольно, вы поставили “оценку” каждому человеку. А ведь врачи не имеют права ставить моральные оценки. Они руководствуются совсем другим. Их выбор в данном случае будет основан на совместимости донорского органа и реципиента.

Принятие решения должно быть основано на объективных фактах, а не социальных оценках.

Также бывает в жизни. Мы хотим быть справедливыми и при этом забываем, что не вправе судить других людей. Нам могут не нравиться их поступки, их стиль жизни. Мы даже можем решить, что не хотим дружить с ними, но мы не можем судить их.

Если нам не нравятся их привычки, мы будем вести себя по-другому. Если нам не нравится, как человек строит свою жизнь, мы будем строить свою жизнь по-другому. Но это нам не нравится. А они имеют право.

– Как нужно принимать решение в команде?

Когда мы принимаем решение, мы не должны принимать на себя роль судьи. Решения всегда лучше принимать, исходя из объективных обстоятельств, оставаясь терпимыми и толерантными к разным людям.

Упражнение «Печатная машинка»

Цель: Выработка навыков сплоченных действий.

Ход упражнения: Участники упражнения должны отгадать фразу. Буквы – ее составляющие, распределяются между всеми. Фраза должна быть произнесена как можно быстрее, причем каждый произносит свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.

Обсуждение:

Что помогало справиться?

Что поддерживало?

Трудно ли было?

Заключение:

– Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для команды?

Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. У нас есть общие цели –получение высшего профессионального образования! И для того, чтобы более эффективно добиваться этих целей, мы все нуждаемся в поддержке, и получить ее можно именно в своей группе! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!»

Мы показали, какие все сплоченные, дружные.

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.