Программа по регуляции эмоциональной сферы младших школьников

Данный авторский материал может быть использован педагогами в работе с учащимися с целью регуляции эмоциональной сферы младших школьников в городской и сельской местности.

Программа по регуляции эмоциональной сферы младших школьников

Эмоции – это психическое явление отражения в форме переживания значимости воздействия внешних и внутренних стимулов, направленное на сохранение целостности личности и организма как единой системы.

Эмоциональная сфера – это сложное многоуровневое и многокомпонентное образование, включающее эмоции, чувства, переживания и проявляющееся в состояниях и отношениях человека.

дети, игрыВ эмоциональной сфере младших школьников прослеживаются следующие особенности: дети зачастую не обладают достаточным багажом знаний о своих эмоциях, которые бы позволили самостоятельно их распознать, а соответственно и экологично прожить. В период адаптации к школе и новым условиям обучения многие младшие школьники могут испытывать чувство отчужденности и одиночества. Многие младшие школьники переживают страх перед новыми педагогами, возможностями и задачами, что может привести к сильному стрессу. У многих младших школьников возникает беспокойство и тревога из-за учебных заданий, которые могут показаться им слишком сложными или из-за событий в их жизни, например, переезда в другой город.

В условиях городской среды у младших школьников повышается тенденция к тревожным эмоциональным состояниям в сравнении с сельской средой. Эмоциональная сфера младших школьников, проживающих в условиях сельской местности, характеризуется более высокой эмоциональной устойчивостью.

Для младших школьников, которые имеют проблемы, связанные с эмоциональной сферой (повышенная тревожность, неуверенность в себе, низкий уровень эмоционального развития и т.д.) была составлена программа тренинга по регуляции эмоциональной сферы.

Актуальность программы. Формирование навыков восприятия и понимания своей эмоциональной сферы, а также эмоциональных проявлений других людей является ключевым фактором успешной адаптации, социализации личности в современном обществе.

С учетом все более активного развития произвольности психических процессов, внутренней планировки действий и рефлексии, а также превышающей роль второй сигнальной системы и особенно эмоционального уровня нервно-психической реактивности, формирование таких навыков является особенно чувствительным в младшем школьном возрасте.

Учебная деятельность порождает у младших школьников «достаточно много напряженных (стрессовых) ситуаций, требующих от ребенка адекватности и произвольности в ситуативном реагировании, требует необходимости управлять своим эмоциональным самочувствием и состояниями, а условий для воспитания этих навыков в процессе учебной деятельности, явно недостаточно.

Неблагоприятные условия социальной среды, в которой воспитывается и обучается ребенок, могут привести к развитию неблагоприятных эмоциональных состояний, в числе которых рассматриваются признаки школьной дезадаптации: тревожность, агрессивность, апатия и школьные фобии» [1, с.116] (Н.С. Лейтес, А.К. Маркова, И.М. Никольская, A.A. Реан, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн и др.).

Из-за того, что возрастной рост эмоционально-волевой регуляции у детей в младшей школе слабо выражен, им необходима специальная психолого-педагогическая работа по активизации и оптимизации этого процесса.

Особенность программы формирования навыков эмоциональной саморегуляции для детей младшего школьного возраста заключается в том, что она направлена на развитие у них таких умений и навыков, как понимание собственного эмоционального состояния, отождествление и анализ эмоциональных состояний, соответствующее выражение собственных эмоций в социальной среде, умение снижать психоэмоциональное напряжение и осуществлять контроль над эмоциональными реакциями в процессе деятельности.

Цель программы: сформировать навыки эмоциональной саморегуляции у детей младшего школьного возраста.

Задачи программы:

1. Сформировать способность у младших школьников осознавать свое эмоциональное состояние.

2. Сформировать и отработать навык у детей младшего школьного возраста выражать свое эмоциональное состояние в соответствии с социальными нормами.

3. Сформировать и отработать умение у младших школьников идентифицировать и интерпретировать эмоциональные состояния.

4. Сформировать умения у детей младшего школьного возраста снижать психоэмоциоанальное напряжение и способность осуществлять самоконтроль эмоционального состояния.

Продолжительность занятий: 8 занятий, длительность занятия – 40 минут, частота встреч: 1-2 раза в неделю (Таблица 1).

Возраст участников: 8-10 лет.

Форма проведения: используется групповая форма организации занятий с количеством участников 8-15 человек.

Таблица 1

Программа тренинга, направленная на регуляцию эмоциональной сферы младших школьников

Тема занятия Цели занятия Содержание занятия
1 2 3
Занятие 1. «Давайте знакомиться!» Создать благоприятную атмосферу для работы группы и ознакомить обучающихся с правилами взаимодействия во время тренинга.
  1. «Приветствие»
  2. «Сделай как я»
  3. «Брыкание»
  4. «Зеркало»
  5. «Башмачник»
  6. «Котенок спит»
Занятие 2. «Что влияет на наши эмоции?» Сформировать позитивную установку на возможность регуляции эмоциональных состояний.
  1. «Гномы настроения».
  2. Мимическая гимнастика.
  3. Сказка «Памси грустит» (начало).
Продолжение таблицы 1
1 2 3
  1. Учим правило (работа с таблицей).
  2. «Памси грустит» (окончание).
  3. Упражнение на релаксацию «Майские жуки».
Занятие 3. «Как справиться с эмоциями?» Сформировать умения переживать эмоциональные состояния без их подавления.
  1. Мимическая гимнастика.
  2. Сказка «Мне плохо!» (начало).
  3. Обсуждение проблемной ситуации
  4. «Мне плохо!» (окончание).
  5. Упражнение «Мусорное ведро».
  6. Упражнение на релаксацию «Рисуем картинки в уме»
Занятие 4. «Кто отвечает за твой выбор?». Формировать ответственность за свое поведение и умения представить последствия поступка.
  1. Гимнастика: «Угадай эмоцию».
  2. Игра «Колечко».
  3. Сказка «Памси выбирает» (начало).
  4. Обсуждение и сказка «Памси выбирает» (окончание).
  5. Игра «Только вместе!».
  6. Упражнение на релаксацию «Фея сна».
Занятие 5. «Из чего состоит успех?» Формировать установку на активные действия для достижения цели и позитивного отношения к своим способностям.
  1. Мимическая гимнастика. Дидактическая игра «Угадай настроение».
  2. Сказка «Контрольная работа» (начало).
  3. «Контрольная работа» (окончание).
  4. Работа со «Звездой удачи».
  5. Игра «Жонглеры».
  6. Упражнение на релаксацию «Гора с плеч».
Занятие 6. «Как жить в согласии с другими?» Развивать эмпатию и чувство собственной ценности.
  1. Мимическая гимнастика «Мячик».
  2. Игра-разминка «Разная радость».
  3. Сказка «Разноцветные камешки».
  4. Упражнение «Подари камешек».
  5. Упражнение на релаксацию «Майские жуки».
  6. Упражнение «Доброе животное».
Занятие 7. «Чем отличается уверенное и неуверенное поведение?». Развивать навыки ассертивного поведения
  1. Упражнение «Назови себя ласково».
  2. Упражнение «Безопасные места».
  3. Сказка «Маленькие волшебники».
Продолжение таблицы 1
1 2 3
  1. Игра «Два барана».
  2. Упражнение на релаксацию «ШалтайБолтай».
  3. Вспоминание и повторение других упражнений на релаксацию.
Занятие 8. «Чему мы научились?» Актуализировать полученные знания и опыт, интегрировать способы саморегуляции.
  1. Игра «Что было бы, если бы…».
  2. Оформление плаката «Дерево напоминаний».
  3. Любая игра по желанию детей.

Используемая литература

  1. Карабанова, О.А. В поисках оптимального стиля родительского воспитания / О.А. Карабанова // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 3 (35). – С. 71-79.

Авторский материал
Прониковой Ирины Анатольевны,
студентки Кафедры Психолого-педагогического образования,
ФГБОУ ВС «ХГУ им. Н.Ф. Катанова»
г. Абакан

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.