Данный авторский материал может быть использован педагогами в работе с учащимися с целью регуляции эмоциональной сферы младших школьников в городской и сельской местности.
Программа по регуляции эмоциональной сферы младших школьников
Эмоции – это психическое явление отражения в форме переживания значимости воздействия внешних и внутренних стимулов, направленное на сохранение целостности личности и организма как единой системы.
Эмоциональная сфера – это сложное многоуровневое и многокомпонентное образование, включающее эмоции, чувства, переживания и проявляющееся в состояниях и отношениях человека.
В эмоциональной сфере младших школьников прослеживаются следующие особенности: дети зачастую не обладают достаточным багажом знаний о своих эмоциях, которые бы позволили самостоятельно их распознать, а соответственно и экологично прожить. В период адаптации к школе и новым условиям обучения многие младшие школьники могут испытывать чувство отчужденности и одиночества. Многие младшие школьники переживают страх перед новыми педагогами, возможностями и задачами, что может привести к сильному стрессу. У многих младших школьников возникает беспокойство и тревога из-за учебных заданий, которые могут показаться им слишком сложными или из-за событий в их жизни, например, переезда в другой город.
В условиях городской среды у младших школьников повышается тенденция к тревожным эмоциональным состояниям в сравнении с сельской средой. Эмоциональная сфера младших школьников, проживающих в условиях сельской местности, характеризуется более высокой эмоциональной устойчивостью.
Для младших школьников, которые имеют проблемы, связанные с эмоциональной сферой (повышенная тревожность, неуверенность в себе, низкий уровень эмоционального развития и т.д.) была составлена программа тренинга по регуляции эмоциональной сферы.
Актуальность программы. Формирование навыков восприятия и понимания своей эмоциональной сферы, а также эмоциональных проявлений других людей является ключевым фактором успешной адаптации, социализации личности в современном обществе.
С учетом все более активного развития произвольности психических процессов, внутренней планировки действий и рефлексии, а также превышающей роль второй сигнальной системы и особенно эмоционального уровня нервно-психической реактивности, формирование таких навыков является особенно чувствительным в младшем школьном возрасте.
Учебная деятельность порождает у младших школьников «достаточно много напряженных (стрессовых) ситуаций, требующих от ребенка адекватности и произвольности в ситуативном реагировании, требует необходимости управлять своим эмоциональным самочувствием и состояниями, а условий для воспитания этих навыков в процессе учебной деятельности, явно недостаточно.
Неблагоприятные условия социальной среды, в которой воспитывается и обучается ребенок, могут привести к развитию неблагоприятных эмоциональных состояний, в числе которых рассматриваются признаки школьной дезадаптации: тревожность, агрессивность, апатия и школьные фобии» [1, с.116] (Н.С. Лейтес, А.К. Маркова, И.М. Никольская, A.A. Реан, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн и др.).
Из-за того, что возрастной рост эмоционально-волевой регуляции у детей в младшей школе слабо выражен, им необходима специальная психолого-педагогическая работа по активизации и оптимизации этого процесса.
Особенность программы формирования навыков эмоциональной саморегуляции для детей младшего школьного возраста заключается в том, что она направлена на развитие у них таких умений и навыков, как понимание собственного эмоционального состояния, отождествление и анализ эмоциональных состояний, соответствующее выражение собственных эмоций в социальной среде, умение снижать психоэмоциональное напряжение и осуществлять контроль над эмоциональными реакциями в процессе деятельности.
Цель программы: сформировать навыки эмоциональной саморегуляции у детей младшего школьного возраста.
Задачи программы:
1. Сформировать способность у младших школьников осознавать свое эмоциональное состояние.
2. Сформировать и отработать навык у детей младшего школьного возраста выражать свое эмоциональное состояние в соответствии с социальными нормами.
3. Сформировать и отработать умение у младших школьников идентифицировать и интерпретировать эмоциональные состояния.
4. Сформировать умения у детей младшего школьного возраста снижать психоэмоциоанальное напряжение и способность осуществлять самоконтроль эмоционального состояния.
Продолжительность занятий: 8 занятий, длительность занятия – 40 минут, частота встреч: 1-2 раза в неделю (Таблица 1).
Возраст участников: 8-10 лет.
Форма проведения: используется групповая форма организации занятий с количеством участников 8-15 человек.
Таблица 1
Программа тренинга, направленная на регуляцию эмоциональной сферы младших школьников
Тема занятия | Цели занятия | Содержание занятия |
1 | 2 | 3 |
Занятие 1. «Давайте знакомиться!» | Создать благоприятную атмосферу для работы группы и ознакомить обучающихся с правилами взаимодействия во время тренинга. |
|
Занятие 2. «Что влияет на наши эмоции?» | Сформировать позитивную установку на возможность регуляции эмоциональных состояний. |
|
Продолжение таблицы 1 | ||
1 | 2 | 3 |
|
||
Занятие 3. «Как справиться с эмоциями?» | Сформировать умения переживать эмоциональные состояния без их подавления. |
|
Занятие 4. «Кто отвечает за твой выбор?». | Формировать ответственность за свое поведение и умения представить последствия поступка. |
|
Занятие 5. «Из чего состоит успех?» | Формировать установку на активные действия для достижения цели и позитивного отношения к своим способностям. |
|
Занятие 6. «Как жить в согласии с другими?» | Развивать эмпатию и чувство собственной ценности. |
|
Занятие 7. «Чем отличается уверенное и неуверенное поведение?». | Развивать навыки ассертивного поведения |
|
Продолжение таблицы 1 | ||
1 | 2 | 3 |
|
||
Занятие 8. «Чему мы научились?» | Актуализировать полученные знания и опыт, интегрировать способы саморегуляции. |
|
Используемая литература
- Карабанова, О.А. В поисках оптимального стиля родительского воспитания / О.А. Карабанова // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 3 (35). – С. 71-79.
Авторский материал
Прониковой Ирины Анатольевны,
студентки Кафедры Психолого-педагогического образования,
ФГБОУ ВС «ХГУ им. Н.Ф. Катанова»
г. Абакан