Тренинг детско-родительских отношений «Связующая нить»

Родители и ребенокТренинг детско-родительских отношений является совместным занятием родителей и их детей, подходящий возраст детей – младший школьный, оптимальное количество участников – 5-6 пар. В ходе тренинга укрепляются семейные взаимоотношения в паре родитель – ребенок, устраняется дефицит внутрисемейного общения, формируются полезные коммуникативные навыки.

Тренинг детско-родительских отношений «Связующая нить»

Цель тренинга: гармонизация и укрепление эмоциональных связей между родителями и детьми.

Задачи, решаемые в ходе тренинга:

– создание условий для эмоционального сближения детей и родителей;

– формирование у каждого из участников тренинга чувства эмпатии; – выработка навыков совместного конструктивного контактирования, осознание родителями возможных, в том числе и собственных, трудностей взаимодействия с детьми на демократическом уровне;

– формирование навыков эмоциональной поддержки у детей и родителей.

Участники: пары «родитель-ребенок» (5-6 пар). В группу входят дети младшего школьного возраста.

Продолжительность тренинга – 1-1,5 часа.

Методы работы, используемые в тренинге: игровая терапия, арт-терапия.

Материалы: мяч, платок, бумага, цветные карандаши, фломастеры, лист ватмана, 2 коробки, музыкальное сопровождение.

Структура тренинга

1. Установочный этап.

Цель: формирование положительной установки участников на совместную работу.

2. Подготовительный этап.

Цель: структурирование группы, формирование активности и самостоятельности родителей и детей.

3. Коррекционный этап.

Цель: установление позитивных взаимоотношений между родителем и ребенком, формирование новых приемов и способов взаимодействия родителей с детьми, коррекция неадекватных эмоциональных и поведенческих реакций.

4. Закрепляющий этап.

Цель: закрепление приобретенных знаний и навыков, укрепление чувства единства в группе, рефлексия.

Список литературы:

1. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2005. – 150 с.
2. Лютова К.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь, 2005. – 190с.
3. Марковская И.М. Опыт проведения тренинга взаимодействия родителей с детьми. Журнал практического психолога, №2,1998.
4. Копытин А.И. Практикум по арт-терапии. СПб.: Питер.2000.

Ход тренинга

1. Вступление.

Дети и родители садятся в круг. Занятие начинается с того, что психолог спрашивает всех: «Кто здесь собрался?». Дети и взрослые придумывают как можно больше вариантов (люди, друзья, знакомые, мамы и дети, земляне и т.д.).

2. Упражнение «Давайте познакомимся».

Каждый родитель представляет своего ребенка и говорит, что тот любит, что не любит, какой у него характер. Дети подтверждают слова родителей. То же самое делают дети, представляя своих родителей. При этом ведущий задает разные вопросы: «Какая твоя мама?», «Что она любит делать?», «Что ей нравится?», «Что ей не нравится? и т.п.

3. Игра «Вежливые слова».

Вы знаете вежливые слова? Какие? Подскажите всем.

Сейчас мы увидим силу вежливых слов! Если я скажу что – то сделать – со словом «пожалуйста» – делайте! Если забуду «пожалуйста» – не выполнять!

Задания: «пожалуйста» руки вверх – опустили
руки в стороны
«пожалуйста» Поднимите правую руку – опустили
руки на пояс
«пожалуйста» руки за голову – опустили
«пожалуйста» руки на пояс – опустили
«пожалуйста» левой рукой возьмитесь за правое ушко – опустили
руки вверх
«пожалуйста» руки в стороны –опустили

– Кто хочет быть ведущим?

Итог: Вы увидели как действует «Волшебное слово!»

4. Игра для мам.

Назвать 3 положительные качества ребенка.

– Какие хорошие события произошли в жизни вашего ребенка (научился завязывать шнурки, сам собрал портфель, помыл обувь, пошел в 1 класс….)

– Что научился делать и вы гордитесь этим.

5. Упражнение “Найди свою маму”.

Ребенку завязываются платком глаза. Мамы участницы садятся на стулья в ряд. Ребенок, постепенно обходя ряд, на ощупь должен найти свою маму. Играют все участники. Обратное можно предложить родителям—с закрытыми глазами отыскать своего ребенка.

6. Упражнение «Рисуем вместе».

Упражнение выполняется молча, но проявление эмоций (смех и прочее) не запрещено. Участники в детско – родительских парах должны выполнять совместный рисунок, держа один карандаш вдвоем. Выбор сюжета может производиться только невербально. По окончании рисования – обсуждение в кругу. Каждая пара представляет свое произведение, ведущий предлагает ребенку рассказать, как был нарисован этот рисунок, кто был инициатором воплощенных идей, как происходила прорисовка тех или иных деталей.

7. Упражнение «О чем я мечтаю».

Каждый член группы рассказывает о том, какие мечты появляются у него чаще всего и с чем они связаны. Рассказ идет по кругу.

8. Упражнение «Коробка» (для родителей).

Приглашаются три участника (по желанию). Один ставит ноги в коробки (правую — в одну коробку, левую — в другую), участники сбоку ставят одну ногу в коробку к игроку в центре. В таком положении им предлагается пересечь комнату.

По окончании проводится обсуждение:

— Удобно ли было двигаться?

— Кому из участников наиболее сложно перемещаться?

— В каком случае игроку в центре двигаться легче, увереннее — когда участники сбоку помогают ему и двигаются в одном направлении или когда каждый участник двигается в своем направлении?

Ведущий. В положении человека, стоявшего в центре, находится ребенок. С одной стороны располагается школа со своими методами воспитания, требованиями, задачами, ожиданиями, а с другой — семья, родители со своими средствами воспитания, взглядами, ожиданиями. Ребенку необходимо соответствовать ожиданиям школы и семьи, выполнять требования и родителей, и педагогов. Успешность воспитания и обучения ребенка зависит от взаимопонимания, сотрудничества родителей и педагогов.

9. Упражнение “Ромашка из ладошек”.

Обведите свою ладонь на ватмане и напишите в центре свое имя (детям помогают писать родители). Располагайте ладони на ватмане таким образом, чтобы из них получилась ромашка. В центре ладони напишите пожелание кому-либо из присутствующих.

10. Рефлексия.

– Что понравилось?

– Что не понравилось?

– Что легко было выполнять?

– Что сложно?

– Что нового вы узнали о друг друге?

Портнова Тамара Владимировна, психолог

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.