Семинар-тренинг “Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста”

Адаптация ребенка, развитие ребенкаПеред дошкольным учреждением, а значит и перед нами, психологами, встает важная задача развития творческого потенциала наших детей.

Развитие творческого воображения – это ключик к формированию личностных качеств ребенка и развитию интеллекта.

Выбор и реализация данного подхода – это возможность работать творчески, идти по пути самосовершенствования вместе с детьми. Стоит только попробовать, и начинаешь ощущать, как совместные игры и занятия развивают не только детей, но и тебя.

Этапы развития воображения у дошкольников

Существует несколько этапов развития воображения у детей дошкольного возраста.

1. Воображение зарождается в возрасте полутора – двух лет, когда малыш начинает узнавать знакомые предметы на картинках. И до 3х лет его воображение имеет пассивный процесс.

2. В 3 года происходит становление словесных форм воображения. Воображение становится самостоятельным процессом.

3. В 4 – 5 лет все чаще проявляются творческие проявления в игре, творческой деятельности, рассказах. Дети начинают мечтать, представлять свою будущую профессию, семью, дом.

4. В 6 – 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образ выступают в различных ситуациях. Появляются активные элементы творчества.

Когда ребенок воображает, в его сознании возникают различные образы. В зависимости от того, каков характер их происхождения, принято различать воображение на:

– репродуктивное (или воссоздающее)
– продуктивное (или творческое)
– неуправляемое

Образы воссоздающего воображения возникают на основе словесного описания (при чтении книги воображение помогает малышу представить себе ситуацию, в которой находится герой, «увидеть» на основе словесного описания его внешность).

Образы творческого воображения всегда оригинальны. Они синтезируются ребенком самостоятельно, без опоры на какое-либо описание.

Неуправляемое воображение – этот вид свойственен «буйным фантазерам» и выдумщикам, которые часто не отличают реальность и выдумку.

Способы развития воображения

1. Сформировать мотивацию!

– поощрять творческие достижения детей
– не забывать про чтение
– поддерживать индивидуальность ребенка
– развивать любознательность
– создавать условия для творчества
– помогать ребенку выражать свои чувства через разные формы творчества
– посещать с ребенком музеи, выставки
– создание совместно с ребенком совместных проектов

2. Убедить, что фантазировать не стыдно, а очень престижно и полезно лично ребенку. Нужна игра и яркие эмоции.

3. Фантазировать должно быть интересно. Тогда, получая удовольствие, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить. У дошкольников интерес не к рассуждениям, а к событиям.

4. Собственным примером!

Работа психолога должна включать элементы развития по всем областям программы и реализовываться во всех видах деятельности.

Например, развитие творческих способностей в речевой деятельности повлечет творческие проявления и в других видах деятельности.

Я убедилась на практике, что союзник психолога в этой работе – это игра и сказка, которые являются одним из основным методом коррекционно-развивающей работы.

Слушая сказку, ребенок представляет образ героя, часто ставит себя на его место. Можно предложить ребенку нарисовать его любимых персонажей, рассказать свой конец сказки или театрализовать сюжет.

Театр для детей является реальным воплощением прочитанных сказок, он стимулирует к подражанию, пополняет опыт.

Очень интересны двигательные инсценировки. Представляют собой разыгрывание темы или сюжета без предварительной подготовки, в форме двигательной импровизации. При отборе содержания используется литературный материал, произведения фольклора, вымышленные и реальные сюжеты, взятые из повседневной жизни.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается искренностью.

Влияние ИЗО деятельности на развитие творческого воображения детей считается общепризнанным и является традиционным предметом психологического анализа.

Через рисование мы ищем возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка.

Продукты творчества (детские рисунки) помогают нам раскрыть особенности мышления, воображения, эмоционально – волевой сферы.

Для развития творческого воображения используется и песочная терапия. Занятия по песочной терапии развивают у детей тактильно-кинестетическую чувствительность, произвольность внимания и память, мелкую моторику, речь. Кроме того учит ребенка думать и анализировать, сочинять и воображать.

Песочная терапия помогает высказать то, на что не хватает слов.

Использование следующих техник и упражнений по ИЗО деятельности для развитию творческого воображения у детей ( практическая часть).

– Кляксография

– Монотипия (нужно нарисовать изображение на листе бумаги и отпечатать его на другой поверхности). Особенность этой техники, в том, что результат всегда уникален.

– Раздувание капель

– Рисование на мокрой бумаге

– Неоконченный рисунок

– Волшебная мозаика

– Рисование шарами

Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что творцом так же, как и интеллектуалом не становятся, а творческие способности не создаются, а высвобождаются как спонтанно, так и в специально организованном окружении.

Давайте поможем нашим детям стать истинными творцами!

Минина Наталья Владимировна,
Педагог – психолог

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.