Инклюзивное образование представляет собой совместный процесс обучения и воспитания обычно развивающихся детей и сверстников с ограниченными возможностями.
Инклюзия — это подход, при котором учитывается индивидуальность детей, при котором планы и цели коррекционно – образовательной и развивающей работы подстраиваются под их способности и потребности, т.е. инклюзия должна способствовать тому, чтобы каждый ребенок чувствовал себя принятым, чтобы его способности и потребности учитывались и были оценены.
Виды деятельности психолога в инклюзивном образовании
1) Психологическое просвещение – восполнение дефицита знаний об инклюзивном образовании, формирование психологической культуры принятия ребенка с ограниченными возможностями,
2) Психологическая профилактика – предупреждение возможного благополучия в психическом или личностном здоровье всех участников инклюзивного образования,
3) Психолого – педагогический консилиум (совещание) – всесторонняя оценка возможностей «особого» ребенка и коллектива сверстников для достижения оптимального уровня социализации.
4) Психологическая диагностика- информирование участников инклюзивного процесса о возможностях развития «особого» ребенка,
5) Психологическая коррекция – разработка индивидуального маршрута сопровождения «особого» ребенка в коллективе сверстников,
6) Психологическое консультирование – определение проблем реализации инклюзивного образования с точки зрения всех участников образовательного процесса
Документы педагога-психолога
- План работы
- Заключение по результатам психодиагностики
- Журнал проведения групповых форм работы
- Карта психолого-медико–социальной помощи ребенку
- Журнал консультаций
- Программа работы психолога с группой детей
- План коррекционной работы
- Программа коррекционно – развивающей работы
- Требования к авторским программам
- Аналитический отчет о работе психолога (за учебный год)
- Аналитический отчет руководителя муниципальной методической службы (районной психологической службы)
Учет психологических особенностей групп родителей при организации инклюзивного образования
Родители детей с нарушениями речи, слуха, зрения без снижения интеллекта отличаются следующим:
• прилагают усилия для компенсации нарушения в развитии ребенка;
• испытывают озабоченность и чувство тревоги о будущем ребенка;
• адекватно оценивают рекомендации специалистов медицинского и педагогического профиля.
Родители детей с нарушением интеллекта как правило:
• агрессивны, склонны к конфликтам или чрезмерно пассивны;
• склонны к обвинению специалистов медицинского и педагогического профиля в проблемах развития ребенка, пренебрегают их рекомендациями;
• занимают позицию: «Мой ребенок нормальный, все само пройдет».
Родители детей со сложными нарушениями в развитии проявляют следующие особенности:
• испытывают чувство вины за состояние здоровья ребенка или обвиняют медицинский персонал;
• настороженно относятся к педагогам, с недоверием воспринимают их рекомендации;
• нервно истощены, испытывают психологический дискомфорт, психологически нестабильны, внутренне напряжены;
• характеризуются недоверием к миру.
Направления просветительской работы с населением
• Организация открытых мероприятий в учреждениях с инклюзивными формами обучения.
• Консультирование руководителей ОУ по вопросам инклюзивного образования (в нормативно-правовом, организационном и методическом аспекте).
• Организация консультаций и семинаров для специалистов и педагогов и специалистов ОУ по вопросам инклюзивного образования (в практическом аспекте).