Народная кукла в игровой деятельности детей

Аннотация: Народная кукла: виды и типы народных кукол, роль в воспитании детей.

Народная кукла в игровой деятельности детей

куклаСовременный рынок изобилует бесчисленным количеством ярких интересных рядовому потребителю в силу своей необычности, но порой бесполезных, а иногда и вредных, с точки зрения воспитания и развития игрушек.

Во что играют современные дети?

На этот вопрос по-разному отвечают психологи, педагоги, воспитатели детского сада, родители и торговая сеть.

Реальное его решение в конечном итоге определяется теми, кто предлагает игрушки. Кто делает их доступными для потребителей и при этом не всегда ориентируются на рекомендации детских психологов и педагогов. А ведь именно они по роду своей деятельности заняты проблемой соответствия той или иной игрушки возрастным требованиям ребёнка, его физическому, умственному, эмоциональному и духовному развитию.

Важным педагогическим инструментом этнопедагогики была рукотворная, или народная кукла. Её изготавливали в единственном экземпляре и, самое главное, её делали родители или родные ребёнка, учитывая его возрастные потребности и физические возможности.

Традиционные русские куклы классифицировались по материалу, способу изготовления, назначению.

По способу изготовления куклы делятся на крестушки, столбушки, закрутки, набивные куклы – мешочки. Каждый тип имел множество вариантов.

По назначению кукол можно разделить на три большие группы:

  1. Игровые,
  2. Куклы-обереги,
  3. Обрядовые.

Игровая кукла самая многочисленная группа – 400-500 видов. Игровые куклы классифицируются по возрастам.

Кукла была самого разного размера, возраста и характера, что собственно и определяло суть игры, её приёмы и роль самой куклы в игре.

Кукла вообще занимает особое место в воспитании ребёнка. Это та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности. Являясь подобием человека, она позволяет играющему с ней ребёнку подражать миру взрослых отношений. В игре с ней он познаёт окружающий мир, учиться выражать свои чувства, у него появляются навыки общения.

Благодаря кукле ребёнок проходит школу первичной социализации.

Для каждого возраста была своя кукла. В раннем возрасте ребёнку давали куклу «Пеленашку». (делалась кукла во время рассказа) Ребёнок мог схватить её, подержать, бросить. Она была одной из самых долго хранящихся и любимых девочками кукол. С ней можно было играть в дочки-матери, заворачивать её, пеленать, укачивать, кормить. Такую куклу могла сделать любая девочка самостоятельно, поскольку она была проста в изготовлении. Её сворачивали из куска любой ткани. Надевали ей на голову платочек, закрутив его концы за спину куклы. Сверху пеленали куклу куском ткани, одеяльцем и перехватывали узкой полоской ткани, тесёмкой.

Дальше ребёнку давали деревянную «куклу болванчика». Эта кукла проста в изготовлении и устойчива, их можно двигать, ронять, при этом они не бьются. Делали их в виде круглого, хорошо обтёсанного столбика, размеры которого были удобны для детской ручки.

С ростом ребёнка и развитием его аналитического восприятия ему давали новую куклу – «Стригушку». Её делали из соломы. Скрученный соломенный жгут перевивали на месте шеи и талии. Надевали сарафан, украшали передником и головным убором. На голову привязывали лён, который заплетали в косу.

Эта кукла лёгкая, подвижная, она может крутиться и падать, в то же время оставаться устойчивой. Она подвластна воле играющего. Её образ, подвижность позволяли ребёнку углублять свои познания бытовой жизни.

Поле игровой деятельности этой куклы очень широко – она и в поле, и дома, и на посиделках со своими подругами.

Ребёнку давали и куклы, сделанные из тряпок. «Простоватые», на первый взгляд, они были очень разнообразны по форме и декоративному исполнению. Их изготовление не требовало каких-либо сложных приёмов и инструментов. При этом каждая несла в себе черты индивидуальности. Этих кукол делали из кусочков ткани сшивными. Считалось, что режущие инструменты могут нанести вред ребёнку, поэтому при изготовлении куклы ткань рвали. Куклу делали набивной в виде болванки, набитой соломой. На месте шеи болванку перетягивали нитками, тем самым намечали голову. Привязывали волосы и заплетали их. Надевали головной убор. Саму куклу наряжали в костюм, придавая ей тот или иной образ – девушки, женщины, кормилицы, работницы.

Делали кукол ещё и свёрнутыми без иголок и ниток. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками.

Свёрнутые куклы делали ещё и путём закрутки. Ткань закручивали вокруг своей оси и скрепляли всё это ниткой. Лицо тщательно обтягивали льняной тряпочкой. Руки изготавливали таким же способом, что и туловище.

Делали кудельную или волосяную косу. Этих кукол одевали в нарядные одежды. Костюм, как правило, с куклы не снимали.

Одной из любимых кукол-закруток была уже упомянутая кукла-младенец «Пеленашка».

Традиционно тряпичная кукла была безликой. Считалось, что если сделать кукле лицо «по образу и подобию человеческому», в неё может вселиться злой дух и применить вред играющему. Отсутствие же лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевлённая, а значит, и недоступная для вселения в неё злых сил.

Куклы изготавливались из тряпочек, дерева, соломы, глины. В летнее время делали кукол из растительного материала – плоды растений, лепестков цветов и листочков. В общем, из всего того, что было под рукой. Это способствовало развитию фантазии ребёнка, умению чувствовать материал и использовать его.

Кукол делали взрослые, но дети им помогали. Сначала они подбирали тряпочки, затем крутили тельце куклы. Уже к пяти годам почти любая девочка могла сама сделать себе куклу. Через изготовление куклы девочка приобщалась к труду. Она училась шить, прясть, вышивать, постигала искусство одевания, знакомилась с традициями, у неё формировался вкус. Кукла считалась эталоном рукоделия, поэтому, когда на посиделки девочки брали с собой кукол, их рассматривали не только как игровой материал, но и как образец мастерства. Куклы помогали воспитывать в девочках будущих матерей и хозяек.

Важно отметить, что конечно дети выберут кукол Барби, потому-то это ближе, понятней, да и сюжет к ней подобрать проще. А народная кукла предполагает некоего сказочного сюжета, который так трудно воспроизвести современному ребёнку. Им легче изобразить реальную действительность. Да и вряд ли мама или бабушка сядет вечером мастерить куклу для дочери – проще купить.

Народная кукла ушла из нашей жизни, но я думаю, что современный ребенок, должен знать и уметь играть с народной куклой. И мы, воспитатели можем помочь в этом ребёнку.

Важно детей и родителей знакомить с народной игрушкой, использовать её в игровой деятельности ребёнка, разыгрывать с детьми сказки, учить их на занятиях делать игрушку самостоятельно, рассказывать им её историю.

Стручаева Анастасия Викторовна,
воспитатель

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.