Успешный ребенок – конкурентность или соревновательность?

Успешный ребенокВ нашей русской культуре никогда не была популярной идея личного успеха. Даже наоборот, тот, кто шел к своей цели напролом, дружно осуждался.

Наверняка вы тоже замечали, что слово “карьерист” носит для нас ярко выраженный отрицательный оттенок.

Поэтому у россиян ориентация на успех нервирует, парализует, а не стимулирует. Многие предпочитают просто сразу отказаться от трудной задачи или от соревнования, их заранее пугает позорный провал. Мотив такой: не стоит даже и пытаться, все равно ничего не получится.

Данная черта особенно ярко выражена у конкурентных и амибициозных детей. Казалось бы – парадокс. Но он только кажущийся. Здоровая соревновательность и конкурентность – это не одно и то же.

При конкуренции главный принцип – если другой выиграл, то значит я проиграл. При здоровой соревновательности принцип такой – если другой выиграл, это совсем не означает, что я проиграл.

Конкурентный ребенок постоянно ищет себе врагов и соперников буквально во всем, ему кажется, что кто-то все время посягает на его достижения.

Успешный ребенок, умеющий соревноваться, адекватно расставляет происходящие события по иерархическому принципу, умеет порадоваться за выигравшего и думает о том, чему можно научиться у этого человека.

Причины, истоки таких различий надо искать в особенностях традиционной для России общинной психологии. “Дух коллективизма”  – так окрестили ее в советское время.

Помните, у нас больше всего ценились победы во имя коллектива, во имя других, а не ради себя.

К примеру, возьмем наших школьников. Кто пользуется уважением в школьном коллективе, кто притягивает других детей?

Может быть отличники, как в Европе?

Нет.

У нас в России к отличникам отношение других детей, как бы это сказать… Неоднозначное. Особенно тогда, когда они не дают другим списывать.

Как правило, реальным лидером в детском коллективе становится тот, кто умеет… Делиться.

Успешный ребенок

Если вы замечаете, что ваш ребенок стремиться быть успешным, обладает яркими чертами конкурентности, и вы хотите, чтобы он смог добиться успеха на российской почве, можно порекомендовать следующее.

1. Старайтесь давать задания по его способностям. Фантазера или болтушку “назначайте” рассказчицей сказок на ночь. Если ребенок практичен, советуйтесь с ним по бытовым вопросам (даже тогда, когда он дает еще не совсем дельные советы). Не стоит заставлять сына-тугодума соревноваться с более шустрыми детьми. Всегда подчеркивайте его плюсы: взвешенность и продуманность ответов, хороший почерк, аккуратность.

2. Постарайтесь определить реальные наклонности ребенка. Способности в раннем возрасте еще бывают скрыты, поэтому обратите внимание именно не его наклонности. Помните, что часто родители стремятся реализовать в своем ребенке то, чего не удалось им самим.

3. Сформируйте у ребенка как можно раньше чувство группы. Причем фиксируйте внимание не на сопереживание, так как оно не свойственно эгоцентрикам, а расширяйте в их представлении понятие “Моё”. В таком случае конкурентный ребенок будет видеть в других детях не врагов и соперников, а “своих”. “Своих” он сможет возглавить, как самый умный, самоотверженный и сильный. “Своим” он захочет помогать.

4. Ориентируйте его стремиться к успеху ради других, вместе с другими, соревноваться командой. Не говорите: “Ну, потерпи. Ведь в прошлый раз игру с тебя начали, теперь очередь другого.” Попытайтесь заходить с другой стороны: “А давай сегодня ты будешь самым терпеливым и благородным! Ты сможешь пропустить другого вперед себя, и не расстроиться? Посмотрите, ребята, какой Петя благородный! Спасибо тебе!”

5. Заинтересовывайте его ролевыми играми, в которых важны сплочение, забота о ближнем, дружная сплоченная работа ради достижения общей цели. Примеры таких игр: “Пожарники”, “Больница”, “Моряки”, и даже пресловутый “Магазин”.

6. Чаще вовлекайте своего отпрыска в командные игры типа хоккея, футбола, вышибал, лапты. Рисовать можно на большом листе бумаги, когда задача будет состоять в том, чтобы дополнить замысел товарищей. Еще один прекрасный вариант – самодеятельный театр.

7. Главное, предоставить любому ребенку возможность для самовыражения и самоутверждения. В таком случае нездоровая конкурентность (желание во что бы то ни стало лидировать всегда и во всем) постепенно сойдет на нет. Желание лидировать свидетельствует скорее о скрытой неудовлетворенности собой. Так свойственно себя вести несостоявшимся людям. А если человек “находит себя” в чем-то, он успокаивается, уже не рвется быть “в каждой бочке затычкой”, и перестает искать конкурентов и даже врагов вокруг себя.

Сейчас многие современные родители желают вырастить успешного ребенка. Они постоянно подталкивают его к лидерству. Но усиленно поощрять в своем отпрыске дух конкуренции опасно еще и потому, что у ребенка может возникнуть резонный вопрос: “Кто нужен моим родителям – я или мои успехи?”

Подумайте об этом.

Ирина Надрус

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.