Психологические подсказки родителям – что делать при истерике ребенка

Краткая аннотация: В статье рассмотрены причины возникновения капризов и истерик у детей дошкольного возраста. Даны психологические подсказки педагогам и родителям как конкретные действия в разных практических ситуациях, предложен пошаговый алгоритм выведения ребенка из истерики.

Психологические подсказки: Капризы, истерики – действия родителей.

В возрасте от 1 до 3-5 лет ребенок быстро развивается, осваивая мир он очень эмоционально воспринимает окружающую действительность. И когда он начинает понимать, что в этом мире кроме слова «да», есть еще и слово «нет», то вот тут-то и начинаются детские истерики и капризы. Ребенок перестает выполнять требование взрослых, он становится неуправляемым.

Большинство родителей, не зная, как реагировать на такие выходки детей, начинают повышать на них голос, оскорблять, и даже бить, в надежде, что ребенок сразу успокоится, но для того, чтобы прекратилась истерика надо понимать причины ее возникновения, и знать как в данной ситуации действовать.

И тут на помощь родителям придут психологические подсказки:

Основные причины капризов Ваши действия
1. Ребенок болен, не выспался или получил слишком много эмоций за день Малыш не в совершенстве еще владеет своим телом и не всегда может сказать, что у него с организмом что-то происходит не так Удостоверьтесь, что ребенок здоров, побеседуйте с ним, осмотрите или просто понаблюдайте. Заболевший ребенок действительно требует много внимания и к этому надо быть готовым, но поняв, что, заболев можно получить от взрослого много внимание, ребенок может начать манипулировать взрослым при помощи заболеваний.
2. Привлечение внимания Либо ребенок проявляет эгоистические чувства – ему постоянно хочется вашего присутствия, либо ему действительно не хватает вашего внимания Пересмотрите ваши отношения. Чем меньше ребенок – тем больше ему необходимы внимание, забота и проявление родительской любви. По мере взросления ребенок начинает злоупотреблять маминым вниманием, конечно, не нужно его ограничивать в общении, но и бросать свои дела при первом же крике не стоит.
3. Достижение желаемого Ребенок думает, что он добьется желаемого «здесь и сейчас» если он закатит истерику Помогите ребенку понять, что значит «можно» а что значит «нельзя», будьте последовательны и тверды в своих действиях. Нельзя сегодня запрещать, а завтра разрешать. Этим вы еще больше запутаете ребенка. Разговаривайте со своим ребенком как с равным. Если малыш почувствует, что вы понимаете его и пытаетесь разобраться в его проблемах, то вам легче будет найти общий язык и избежать истерики 

Алгоритм действий при истерике ребенка

1. Проанализируйте сложившуюся ситуацию (может ребенок испытывает чувство обиды, может хочет сделать что-то по-другому, может просто устал). Назовите вслух предполагаемое вами чувство и подождите реакции малыша.

2. Выслушайте ответ ребенка (если он не отвечает, подскажите ему фразу как можно выразить свои чувства: «Скучно ходить в магазин и стоять в длинной очереди», «Очень обидно, когда хочется еще поиграть, а надо идти спать» и т.д.

3. Если каприз не прекращается, задайте ребенку вопрос: это проблема большая, средняя или маленькая? Ребенок, отвечая, вместо истерики начинает рассказывать и выражать свои чувства.

4. Признавайте чувства ребенка. Слушая его рассказ поддерживайте диалог короткими междометьями «О-о-о», «М-да», «Ага», е переубеждайте ребенка, не сравнивайте с другими, показывайте тоном, что вы понимаете его.

5. «Понарошку». Помогите ребенку мысленно получить то, что вы не даете ему в реальности. «Сейчас мы не можем это купить, давай-ка я запишу себе в блокнотик на будущее, какая игрушка тебе понравилась», «Вот бы сегодня можно было остаться дома», давай отметим в календаре день когда мы останемся дома и весь день будем ходить в пижаме и не надо будет одеваться»

6. «Нарисуем проблему». Попросите ребенка нарисовать свою обиду или то как он расстроился, обиделся или устал

7. «Запишем проблему». Попросите ребенка рассказать, что ему не нравится, внимательно слушайте, потом запишите в блокнот и потом прочитайте вслух «Ты не любишь умываться холодной водой», «Тебе скучно, когда мама разговаривает с кем-то по телефону»

8. «Выбор». Дайте ребенку альтернативу выбора чего-то хорошего: «Я понимаю тебе грустно и скучно, я сейчас поговорю по телефону и могу тебя покачать на ручках или много раз обнять и поцеловать»

9. «Без оскорблений». Останавливая ребенка от запретных действий кратко озвучьте правило – то, что вы запрещаете: «Я не разрешаю бросать игрушки», «Я не разрешаю обижать детей, раз ты не умеешь себя вести нам придется уйти с площадки» – и сразу уходите с площадки.

10. «Играйте». Разговаривайте с малышом от имени игрушек или любимого героя, предложите что-то сделать вместе или поиграть. «Эй, Вася, это я Рекс, твой любимый пес, давай вместе построим большой корабль и поплывем в путешествие». «Маша, это я, твоя любимая кукла Марта, пока ты обижена и не хочешь играть с Аней, давай вместе придумаем как поздравить ее с днем рождения»

алгоритм выведения ребенка из истерики

Помните! Воспитание вашего малыша – это непрерывный процесс, и возникшие трудности, каждая истерика или каприз предоставляет собой возможность для развития и обучения как детей, так и родителей. Каждый ребенок уникален, и нет какого-то универсального подхода. Пробуйте разные методы, экспериментируйте и подбирайте подходы в зависимости от индивидуальных потребностей вашего ребенка.

Рыжук Людмила Евгеньевна,
педагог-психолог

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.