Проблема подготовки детей к обучению в школе

Аннотация: Проблема психологической готовности детей к школьному обучению существует в нашей стране. Множество ученых и исследователей прорабатывают данную тему, так как на сегодняшний день она является чрезвычайно актуальной.

Проблема подготовки детей к обучению в школе

школа, книгиДоказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, осложняется и затягивается период адаптации к школе, у них значительно чаще проявляются трудности в усвоении материала; среди них гораздо больше неуспевающих, и именно у них в большинстве случаев отмечается ухудшение состояния здоровья и частые болезни.

Известно, что значительное число не готовых к школе детей имеют сниженную успеваемость, а, следовательно, можно говорить о том, что определение готовности может выступать одной из мер профилактики неуспеваемости.

Только в 2019 году в школы России поступили 1,8 млн. первоклассников [39], этот факт нам говорит о том, что огромное количество детей ежегодно нуждаются в развитии компонентов психологической готовности к школе.

Многие новые концепции и методики в содержании образования и обучения, основываются в настоящее время на создании гуманной окружающей ребенка среды, в которой личность ребенка развивается наиболее полно и свободно на благо общества. Но далеко не все дети, поступающие в школу готовы к обучению, готовы принять новую роль ученика, которую предлагает ему школьный социум.

В современном научном знании признанно, что готовность к школьному обучению – это многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.

Проблема формирования компонентов психологической готовности детей 6-7 лет к школе рассматривается в отечественной и зарубежной психологии. Но мнения на эту проблемы различны, например, зарубежные ученые (С. Штрембел [11, с. 52], А. Анастази [32, с. 307] и т. д.) рассматривали проблему с точки зрения школьной зрелости. Что касается отечественных психологов (Д. Б. Эльконин [44, с. 59], Л.И. Божович [5, с. 261], Л.С. Выготский [8, с. 125], и т. д.) то они основывались на теоретическом обосновании данной проблемы.

Итак, мы можем сделать вывод о том, что психологическая готовность ребенка 6-7 лет к школьному обучению развивается в течение всего дошкольного детства и считается комплексным и многокомпонентным образованием, содержащим в себе личностную, интеллектуальную и социально-психологическую готовность.

Таким образом, можно выделить следующие теоретические и практические противоречия:

– между потребностью психологической отрасли в наличии исследований по проблемам развития компонентов психологической готовности к школе и отсутствием системы знаний по этим вопросам;

– между возрастающим количеством требований к школьному процессу обучения, увеличивающим требования к поступающим в школу первоклассникам, и недостаточной разработанностью основ деятельности психолога для сопровождения детей 6-7 лет в развитии компонентов психологической готовности к школе.

Характеристики понятия психологическая готовность детей 6-7 лет к обучению в школе в современной психологии

В условиях современного мира повышается уровень требований, предъявляемый к первоклассникам при поступлении в школу, которое влечет за собой модернизацию процесса подготовки ребенка к школьному обучению в стенах дошкольной образовательной организации.

В связи с требованиями, которые предъявляет школа к будущему первокласснику, а именно высокие требования к психологической готовности детей к школьному обучению, педагоги и психологи пересматривают весь процесс подготовки детей к школе.

В современной психологической литературе, а также в практике, понятие «психологическая готовность ребенка к школе» является весьма распространенным, а также активно используемым самыми различными специалистами: воспитателями дошкольных организаций, учителями школ, практическими психологами образования, социальными педагогами и многими др. С этим понятием хорошо знакомы родители детей, посещающих в дошкольных организациях подготовительные к школе группы, а также родители детей-первоклассников, и даже дети.

С теоретической точки зрения проблемой психологической готовности детей к обучению в школе в последние десятилетия занимались психологи и педагоги как в нашей стране, так и за рубежом. Проведя анализ психологической литературы в данном направлении, можно сделать вывод, что целостной и четкой характеристики понятия «психологическая готовность к школе» нет. Также воедино не определены наиболее информативные компоненты психологической готовности к систематическому школьному обучению. Поэтому в нашем исследовании в ходе изучения психологической литературы будет выделено определение «психологической готовности детей к школе», а также будут освещены, на наш взгляд, самые значимые особенности данного феномена [11, с. 59].

Исследованием понятия «психологическая готовность детей к обучению в школе» занимались многие ученые. Проведя анализ данного понятия в психологической литературе, мы пришли к выводу, что имеет место быть множество подходов и точек зрения на толкование данного понятия.

Зарубежные психологи выделяют понятие школьной зрелости, которое можно трактовать как синоним понятия психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению.

Данное понятие характеризуется как достижение ребенком такого уровня в развитии, когда он способен приступить к обучению в школе, или как владение ребенком умениями, знаниями, мотивацией, поведенческими характеристиками необходимыми для наиболее благоприятного уровня усвоения школьной программы.

Рассматривая первое определение понятия «школьная зрелость», мы можем сделать вывод о том, что оно носит поверхностный характер.

Второе определение, на наш взгляд, также недопустимо, так как в нем не разграничены компоненты психологической готовности и педагогической готовности. Формальный уровень таких умений и навыков, как чтение, письмо, счет не может рассматриваться как истинный признак психологической готовности ребенка к школьному обучению. Владея данными навыками, ребенок может еще не иметь сформированных механизмов умственной деятельности, позволяющих усваивать школьную программу [6, с. 286].

Так же понятие «психологическая готовность к школе» рассматривается как отдельный феномен засчет того, что с ним связан не один возраст жизни ребенка, а сразу несколько, а именно он выделяет собой конец дошкольного и одновременно начало младшего школьного возраста.

В отечественной психологии теоретическая характеристика проблемы психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению описана в трудах Л.С. Выготского. Наряду с ним также исследованием психологической готовности детей к школьному обучению занимались классики детской психологии Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова и продолжают заниматься известные современные специалисты, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, B.C. Мухина и другие.

Отечественные психологи под термином «психологическая готовность ребенка 6-7 лет обучению в школе» понимают достаточный и необходимый уровень сформированности психических процессов ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Данный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения оказалась в «зоне ближайшего развития» ребенка. Если актуальный уровень психического развития ребенка такой, что его зона ближайшего развития ниже требуемой границы для освоения учебной программы в школе, то ребенок будет считаться психологически неготовым к школьному обучению. Так как в результате такого разрыва его зоны ближайшего развития с требуемыми условиями ребенок не сможет усваивать программный материал и попадет в ряд неуспевающих учеников [8, с. 359].

Л.И. Божович указывала, что психологическая готовность ребенка 6-7 лет к школе – это общность определенного уровня развития мыслительной деятельности, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника, а также познавательных интересов.

Данное определение наиболее близко к нашему представлению «психологической готовности к школе» [5, с. 79].

Сам термин «психологическая готовность к школе» используется в психологии для обозначения уровня психического развития ребенка, по достижении которого его можно учить в школе. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе – это целостный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения бедующего первоклассника.

Психологическая готовность к школе также указывает, что ребенок может и хочет учиться в школе. Это желание может говорить о сложившейся позитивной мотивации к обучению в школе, что также является неотъемлемой частью психологической готовности ребенка к обучению в школе.

Таким образом, в заключение, можно охарактеризовать психологическую готовность ребенка 6-7 лет к школе как комплекс определенных свойств и компетентностей ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебного материала в ходе школьного обучения.

Также можно сделать вывод о том, что в своем исследовании мы будем пользоваться следующим определением психологической готовности к школе: это совокупность сформированных процессов мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности, а также зрелый мотив к обучению в школе.

Особенности развития компонентов психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе
После широкого анализа источников психологической литературы мы пришли к выводу, что в психологии не существует единого понимания психологической готовности к обучению в школе, также и разные авторы (Л.И. Божович, Н.Г. Салмина, А.В. Запорожец, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, Г. Витцлак, Й. Шванцара и др.) предлагают различные ее структуры и компоненты.

Психологическая готовность ребенка 6-7 лет к школе включает ряд взаимосвязанных компонентов.

В ходе изучения психологической литературы, были обнаружены исследования известного чешского психолога Й. Шванцара. Он выделяет сразу несколько компонентов психологической готовности ребенка к школе, а именно умственный, социальный и эмоциональный компоненты. Данную позицию разделяет также немецкий психолог Г. Витцлак, который относит к компонентам психологической готовности детей 6-7 лет к школе определенный уровень умственного развития, способности к концентрации внимания, выносливость, определенные уровни стремления к достижениям, развития интересов, развития способностей к обучению, а также социального поведения [23, с. 71].

В ходе изучения литературы, нами было выявлено определенное противоречие во взглядах на основную составляющую психологической готовности ребенка 6-7 лет к обучению в школе. Некоторые ученые в качестве основополагающего компонента выделяют интеллектуальный, а другие – личностный. Важно также отметить, что характерной чертой подхода отечественных психологов к данной проблеме является выделение в качестве основных компонентов социальной и мотивационной сфер личности ребенка. В нашем исследовании мы опираемся именно на этот подход.

В системе психологической готовности ребенка 6-7 лет к обучению в школе, относительно отечественной психологии, принято выделять:

  1. Личностную готовность – это готовность ребенка принять позицию школьника;
  2. Интеллектуальную готовность ребенка к школе – это наличие у ребенка широкого кругозора и развития познавательных процессов;
  3. Эмоционально-волевую готовность – это когда ребенок может ставить цель, принимать решения, намечать план действий и предпринимать усилие к реализации намеченной цели;
  4. Социально-психологическую готовность – это сформированность у ребенка нравственных и коммуникативных способностей.

Далее раскроем каждый из критериев подробнее.

Интеллектуальная готовность предусматривает наличие у ребенка кругозора, запаса знаний от окружающем мире, требуемый уровень развития познавательных процессов, а именно памяти, мышления, воображения. Интеллектуальная готовность предполагает также соответствующее речевое развитие ребенка, формирование у него начальных умений в области учебной деятельности [26, с. 69].

Следующий критерий – это познавательная готовность, включающая в себя сформированность познавательных процессов, а именно восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи.

Развитие восприятия проявляется в его избирательности, осмысленности, предметности и высоком уровне сформированности перцептивных действий.

Внимание детей 6-7-летнего возраста к моменту поступления в школу должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, переключаемостью, устойчивостью, распределением. Трудности, встречаемые на практике детьми в начале школьного обучения, связаны именно с недостаточностью развития внимания, о его совершенствовании необходимо заботиться первоочередно, работая над психологической готовностью ребенка к школьному обучению [42, с. 116].

Для успешного усвоения школьной программы, также необходимо, чтобы память ребенка стала произвольной, чтобы он мог располагать различными эффективными средствами для запоминания и воспроизведения учебного материала.

Интеллектуальная готовность ребенка к школьному обучению связана непосредственно с развитием мыслительных процессов. При поступлении ребенка в школу его мышление должно быть развито в полной мере и представлено во всех трех основных формах: наглядно-действенной, наглядно-образной и словесно-логической [36, с. 15].

Речевая готовность детей к обучению также очень важна и проявляется в их умении пользоваться словом для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как средства общения и конечно как предпосылки внимание в течение среднего и старшего дошкольного детства, так как развитие письменной речи существенно определяет прогресс интеллектуального развития ребенка [37, с. 51].

Далее рассмотрим личностную готовность детей 6-7 лет к обучению, она предполагает наличие у ребенка стойкого интереса к учению, к приобретению новых знаний, умений и навыков, к получению новой информации об окружающем его мире. Психологически готовым к обучению в школе является ребенок, которого школа привлекает возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.

Для ребенка, приступающему к школьному обучению, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе.

В конце дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативно-личностное общение (по М.И. Лисиной). Взрослый становится для ребенка авторитетом и образцом для подражания. Его требования выполняются, на его замечания не обижаются, напротив, стараются исправить ошибки. При таком умении отнестись ко взрослому и его действиям как к эталону дети адекватно воспринимают позицию учителя, его профессиональную роль [20, с. 59].

Обобщая точки зрения авторов изученной нами психологической литературы, к числу компонентов психологической готовности ребенка 6-7 лет к школьному обучению в своем исследовании мы можем отнести:

  1. психомоторную (функциональную),
  2. интеллектуальную,
  3. эмоционально-волевую,
  4. личностную (в том числе мотивационную),
  5. социально-психологическую (коммуникативную) готовность.

Также мы приходим к выводу о том, что любая особенность структуры психологической готовности ребенка к школьному обучению, как и вся структура в целом, важны как для того, чтобы учебная деятельность обучающегося была успешной, так и для его благополучной адаптации к новым условиям и легкого вхождения в новую систему отношений.

Основными компонентами психологической готовности ребенка 6-7 лет к школьному обучению являются: мотивационная готовность, интеллектуальная готовность, эмоционально-волевая готовность, готовность в сфере общения. Все компоненты тесно взаимосвязаны между собой, могут компенсировать развитие друг друга.

Разработанная характеристика общей готовности базируется на следующих особенностях:

– непрерывность в развитии способностей, возможностей ребенка;
– оптимальный объем показателей;
– понимание готовности как способности к обучению, а не результата обученности в дошкольном учреждении;
– диалектика общего, частного и единичного в понимании уровня психологической готовности.

Методологической основой представленной характеристики является системный подход к анализу психологической готовности детей 6-7 лет к школе. Рассмотрение общей готовности к школьному обучению как целостной системы позволяет выделить системные особенности, характеризующие сущность данного явления и позволяющие более обоснованно рассмотреть проблему диагностики готовности к школе и условий подготовки дошкольников к школьному обучению.

Итак, готовность к школе – это целостное и многокомпонентное образование. Целостность как свойство системы обусловливает, что результат готовности к школьному обучению определяется не столько уровнем отдельных компонентов, сколько их взаимосвязью и интеграцией.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдуллаева Н.А. Эмоционально-волевая и интеллектуальная готовность как важный фактор психологической готовности дошкольников к обучению в школе / Н.А. Абдуллаева, Х.М. Азаева // Психолого-педагогическая наука – образованию. К 100-летию со дня рождения В.А. Сухомлинского. Материалы I Международной научно-практической конференции. Том II. – Махачкала: Издательство «ДГПУ», 2018. – С. 312-319
2. Айдогдиева А.Д. Формирование психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе / А.Д. Айдогдиева, О.Ю. Ксенко // Конструктивизм в психологии и педагогике. Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа: Аэтерна, 2018. – С. 6-9
3. Ананьева Т.В. Комплексная психологическая поддержка детей старшего дошкольного возраста. Конспекты занятий / Т.В. Ананьева. – СПб.: Детство-пресс, 2014. – 80 с.
4. Арцишевская И.Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников: Конспекты занятий / И.Л. Арцишевская. – М.: Книголюб, 2008. – 72 с.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб: Питер, 2008. – 400 с.
6. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. – М.: Академия, 2000. – 440 с.
7. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе? / Л.А. Венгер. – М.: Знание, 1994. — 192 с.
8. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4: Детская психология / Под. ред. Д. Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. – 433 с.
9. Вьюнова Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по психол. специальностям / Н. И. Вьюнова, К. М. Гайдар, Л. В. Темнова. – М.: Константа, 2005. – 253 с.
10. Галагузова М.А. Социальная педагогика / М.А. Галагузова, М.А. Беляева, Ю.Н. Галагузова, Т.С. Дорохова, И.А. Ларионова, Н.В. Молчанова. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 320 с.
11. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – М.: Академический Проект, 2000. – 184 с.
12. Дубровина И.В. Руководство практического психолога: Готовность к школе: развивающие программы. Метод. пособие для практ. Психологов / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Т.В. Вохмянина, Н.И. Гуткина. – М.: Академия, 1998. – 119 с.
13. Ефимова О.Н. Мотивационная готовность как компонент психологической готовности к обучению в школе старших дошкольников / О.Н. Ефимова, И.П. Шаповалова.
14. Жданова М.А. Социально-педагогическое сопровождение ребенка из неблагополучной семьи. Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности Материалы III Международной научно-практической конференции / М.А.Жданова. – СПб.: Экспресс, 2013. – 488 с.
15. Захарова Л.Е. Психологическая готовность детей к школе в условиях дополнительного образования: дис. … кандидата психологических наук: 19.00.07: защищена 2013. – Санкт-Петербург, 2013. – 212 с.
16. Зимина М. А. Исследование психологической готовности детей к обучению в школе  / М. А. Зимина.
17. Зыкова Н.Ю. Методы математической обработки данных психолого-педагогического исследования – учебное пособие для вузов / Н.Ю. Зыкова, О.С. Лапкова, Ю.Г. Хлоповских. – Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2008. – 84 с.
18. Коваль А.Н. О подготовке детей к школьному обучению // А.Н. Коваль, А.Н. Малыгина, Т.В. Наумова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 7-4. – С. 682-686.
19. Кравцов Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе/ Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. – М.: Знание, 1987. – 87 с.
20. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. – М.: Педагогика, 1991. – 152 с.
21. Красногорский Н. И. Высшая нервная деятельность ребенка / Н. И. Красногорский. – Ленинград: Медгиз, 1958. – 320 с.
22. Крюкова С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь… Программы групповой психологической работы с дошкольниками / С.В. Крюкова, Н.И. Донскова. – М.: Генезис, 2008. – 208 с.
23. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для студентов / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464 с.
24. Куражева Н.Ю. Цветик-семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет / Н.Ю. Куражева, А.С. Тузаева, Н.В. Вараева. – М.: Речь, 2016. – 208 с.
25. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика / Л.В. Мардахаев.– М.: Гардарики, 2005. – 269 с.
26. Михайлина, М.Ю. Психическое здоровье как основа модернизации системы образования Ежегодник РПО. Материалы III Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 года / М. Ю. Михайлина. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003 – 79 с.
27. Монгуш О.О. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста / О.О. Монгуш.
28. Мухина В.С. Детская психология: учебник для студентов педагогических вузов / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1985. – 272 с.
29. Нижегородцева Н.В. Психологическая готовность детей к обучению в школе: дис. … д-ра психол. наук: 19.00.07: защищена 2001. – Москва, 2001. – 483 c.
30. Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации от 22.10.99 № 636.
31. Речицская Е.Г. Формирование социально-коммуникативной готовности детей к школе Материалы VI Международной научно-практической конференции / Е.Г. Речицкая, А.Е. Иванова. – Новосибирск: НГПУ, 2019. – С. 251-253
32. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога/ Е.И.Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 384 с.
33. Сафонова О.А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении: учебное пособие для студентов / О.А. Сафонова. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 224 с.
34. Смирнова Е.О. Детская психология: учебное пособие для студентов / Е.О. Смирнова. – М.: Владос, 2003. – 359 с.
35. Сохин Ф.А. Осознание речи старшими дошкольниками. Подготовка детей к школе в детском саду / Ф.А. Сохин. – М.: Владос, 1978. – 361 с.
36. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические условия развития речи дошкольников в детском саду. Повышение эффективности воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях / Ф.А. Сохин. – М.: Владос, 1988. – 257 с.
37. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. – М.: Юрайт, 2019. – 161 с.
38. Тихеева Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности / Е.И. Тихеева, Г.А. Урунтаева // Дошкольное воспитание. – 2002. – №10. – С. 90-94.
39. Федеральная служба государственной статистики.
40. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ .
41. Шипицына Л. М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка / Л.М.Шипицына, В.И.Казакова, М.А. Жданова. – М.: Владос, 2003. –528 с.
42. Шипицына Л. М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.М. Шипицына, А.П. Воронова, О.В. Защиринская, Т.А. Нилова. – М.: Детство-пресс, 2010. – 384 с.
43. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.
44. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избр. психологические труды  / Д. Б. Эльконин.– М.: Воронеж, 1997. – 416 с.
45. Alcock K.J. Constructing Tests of Cognitive Abilities for Schooled and Unschooled Children / K.J. Alcock, P.A. Holding, V. Mung’ala-Odera, C.R.J.C. Newton // Journal of Cross-Cultural Psychology. First Published September 1. – 2008. – S. 529-551

Орлова Надежда Юрьевна,
педагог-психолог

Информация Google

Нет комментариев.

Оставить комментарий

*

.